Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №4 2008 (190,00 руб.)

0   0
Страниц176
ID212546
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2008 .— №4 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212546 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Качество инженерного образования имеет стратегическое значение для созда ния национальной инновационной системы, элементами которой являются образова тельнонаучнопроизводственные кластеры – центры формирования экономики ново го типа, основанной на интегрированном и созидающем знании. <...> Инновационных технических универ ситетов десятки, а общее количество оте чественных технических университетов ис числяется сотнями. <...> И многие из них ори ентированы на традиционные, «обслужи вающие» отрасли. <...> Она уже началась в ходе состоявшегося 1 февраля 2008 г. в Московском автомобильнодорожном ин ституте (ГТУ) межвузовского семинара «Инновационные педагогические техноло гии в инженерном образовании». <...> IGIP (Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik / International Society for Engineering Education) – Международное общество по инженерной педагогике – одна из авторитетных организаций в сфере высшего технического образования2 . <...> Ини циатором создания IGIP и его бессменным президентом в 1972–2002 гг. был профес сор Клагенфуртского университета (Авст рия) Адольф Мелецинек. <...> г. президентом IGIP был избран профес сор Федерико Флю кигер (Швейцария). <...> С сентября 2006 г. по настоящее время президентом IGIP является Норберт Кракер (Австрия). <...> Для осуществления поставленных задач правление IGIP ут верждает междуна родный комитет эк спертов – Между народный монито ринговый комитет (MМК IGIP), а также группы экспертов в отдельных странах – национальные мони торинговые комитеты (НМК IGIP). <...> Инте ресы России в ММК IGIP представляет ака демик РАО В.М. <...> Важнейшая составляющая деятельнос ти IGIP – организация и проведение еже годных международных симпозиумов по 1 См. <...> Инженерная педагогика: традиции и инновации // Высшее образование в России. <...> Очередной, 37й симпозиум IGIP состоится в сентябре 2008 г. в Москве. <...> В настоящее время преподаватели технических дисциплин бо лее чем из 72 стран мира являются членами IGIP. <...> За прошедший период IGIP стало авто ритетным международным обществом, за нимающимся <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2008.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года Приглашение к дискуссии ........................................................................... 3 Инженерная педагогика: вызовы современной эпохи (Интервью с В.М. Приходько и В.М. Жураковским) .................................................. 6 НАВСТРЕЧУ МЕЖДУНАРОДНОМУ СИМПОЗИУМУ Мыслить не проблемами, а возможностями!............................................... 13 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Образование – Наука – Инновации (Интервью с ректором ННГУ Р.Г. Стронгиным) ..................................................................................................... 20 Р. СТРОНГИН, А. ГРУДЗИНСКИЙ. Проектноориентированное управление инновационным университетом ...................................................... 26 С. ГУРБАТОВ. Инновационная образовательная программа ННГУ .................... 31 О. ГОРШКОВ, Е. ЧУПРУНОВ. Образование на основе исследований и разработок .............................................................................................................. 39 К. МАРКОВ, М. ТОКМАН, М. ФАДДЕЕВ. Интегрированный образовательный комплекс «школа – вуз – предприятие» ............................................................... 43 Б. БЕДНЫЙ. Воспроизводство кадров для науки и высшей школы ....................... 46 А. КОЛДАНОВ, Д. ШУВАЕВ. Университет и его филиалы: единое образовательное пространство............................................................................. 50 Л. РОТКОВ, А. АБРАМОВ. Подготовка офицеров в гражданском вузе ................ 54 А. БЕДНЫЙ. Международная деятельность – инструмент конкурентоспособности университета ................................................................ 58 А. КИСЕЛЕВ. Высшее образование в контексте инновационной научнотехнической парадигмы............................................................................. 68 Д. ЕНДОВИЦКИЙ, О. ОЛЕЙНИКОВА. Маркетинговый анализ потребительских предпочтений............................................................................. 74 Ю. ДРОБЫШЕВ. КГПУ им. К.Э. Циолковского: прошлое, настоящее и будущее .... 81 К. НИКИФОРОВ. Научные школы – основа развития педагогического университета .............................................................................. 88 ЮБИЛЕЙ И. КРАСНОЩЕЧЕНКО. Центр психологической поддержки региональной жизни ...........................................................................................................................92 И. ДРОБЫШЕВА. Областная программа «Региональный университетский округ» .......................................................................................... 97 Л. МЕДЯНИКОВА. Система обеспечения качества образования........................ 101 О. ЛЫТКИНА. Подготовка социальных работников: единство теории и практики................................................................................................................. 104 А. ОСИПОВ, П. КАРСТАНЬЕ, В. ТУМАЛЕВ, В. ЗАРУБИН. Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик .................. 62 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 22.03.2008 Усл. п. л. 11. Тираж 2600 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак. № © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А. СТРЕЛЬЦОВ. Вузовская наука и экологическое здоровье региона ........................................................ 107 Л. ХРИСТИНА. Из практики воспитательной работы .......................................................................... 111 Н. МЫСЛИНСКАЯ. Культурнорегиональный компонент в образовании ......................................... 115 А. НОВИКОВ. Проблемы информатизации юридического образования ...................................... 120 ОБСУЖДАЕМ ПОБЛЕМУ А. БОБКОВ. Процессы политической социализации в высшей школе ............................................................ 123 А. ШАРАФЕЕВА. Студенческое самоуправление в современной высшей школе ................................... 127 Е. ИГНАТЬЕВА. Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе..................... 131 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Н. ФОМИН. УМО по образованию в области телекоммуникаций: 20 лет ......................................... 138 А. КЛИМОВ. Роль университетов Российской империи в разработке «Положения о производстве в учёные степени» ......................... 143 Г. ВОЛКОВА. Земство и становление народной школы в России ............................................................ 150 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА О. ФИЛИПЧУК, С. ФИРСОВА, О. ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Инструмент оценки качества подготовки студентов ...................................................................... 155 М. ГАТИЯТУЛЛИН. О подготовке студентов к предпринимательской деятельности ...................... 157 О. БОЧКАРЕВА. Диалогическая направленность педагогического образования .................................. 160 И. КРОТОВА, Т. КАМОЗА, Н. ДОНЧЕНКО. Метод визуализации в системе инновационного обучения ..164 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ О. ПИРЯЗЕВ. Иносказательная лексика в преподавании немецкого языка ............................ 168 Е. БОЯРИНЦЕВА, И. ТИТОВА, А. ХАРЕВСКИЙ. Учебное рефлексивное портфолио ......................... 170 А. ШЕТРАКОВА. «…Ты вечности заложник у времени в плену» ......................................................................... 172 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ Е. АРТАМОНОВА, П. САМОЙЛЕНКО. Педагогика в аспекте андрагогики ................................................ 175 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НАВСТРЕЧУ МЕЖДУНАРОДНОМУ СИМПОЗИУМУ Приглашение к дискуссии Сегодняшний мир отечественного выс шего образования таков, каков он есть, благодаря всему тому, что предшествова ло этому моменту. Предшествовало многое: лавинообразная информатизация, стреми тельная глобализация, активизирующийся Болонский процесс, старт масштабной мо дернизации образования. Современная со циальнополитическая ситуация в стране обусловила необходимость, вопервых, кардинального повышения роли техничес ких вузов как генераторов инновационной активности в формирующейся экономике знаний, вовторых, системных преобразо ваний в педагогике высшей школы. Качество инженерного образования имеет стратегическое значение для созда ния национальной инновационной системы, элементами которой являются образова тельнонаучнопроизводственные кластеры – центры формирования экономики ново го типа, основанной на интегрированном и созидающем знании. Для России такие объединения давно уже не в новинку, се годня их насчитываются десятки. Это и корпоративные, и инновационные, и иссле довательские, и федеральные университе ты, а также технопарки, наукограды, биз несинкубаторы. Форм много, но сущность одна – органичная интеграция образования, науки и производства, взаимозаинтересо ванность, взаимосодействие, взаимоуст ремленность, взаиморазвитие, взаимодви жение… Куда? Вперед, в пространство ин новаций! Федеральным университетам и победи телям инновационных проектов повезло. У них – масштабная финансовая государ ственная поддержка, они приглашают ве дущих иностранных ученых и преподава телей, они создают «прорывные» техноло гии в приоритетных для России направле ниях. Инновационных технических универ ситетов десятки, а общее количество оте чественных технических университетов ис числяется сотнями. И многие из них ори ентированы на традиционные, «обслужи вающие» отрасли. Сегодня эти отрасли так же должны стать (и уже становятся) нау коемкими. Для этих отраслей, как и для всех сфер инженернотехнической дея тельности, требуются компетентные, твор ческие и конкурентоспособные инженеры. Перед преподавательскими коллектива ми сотен технических университетов и ву зов стоит ответственная задача – обеспече ние такого уровня профессиональной ком петентности выпускников, который станет гарантией их востребованности на отече ственном и международном рынках труда. Вступающие в силу ФГОСы развязывают руки преподавателям вузов: думайте сами, творите сами, идите своим путем – важен результат! Сами, сами… Нас, «самих», много, и нам надо общаться, нам надо думать вместе, внимательно слушать друг друга и горячо отстаивать свою позицию, демонстрируя в этой дискуссии те потенциальные ресурсы педагогического сообщества, которые мо гут дать необходимый резонансный толчок. Нам надо научиться инновационно мыслить и действовать. Как этого добиться?
Стр.3