www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Реформа вузовской философии как условие ее выживания .............. 26 <...> Международный рынок
образовательных услуг и российские вузы ....... 144
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ <...> Студент реагирует на управляющее воздействие
(пассивный участник образовательного процесса)
Преподаватель и студент выступают как равные
субъекты учебного процесса, имеющие свои задачи и
ответственность,
но
объединенные
единой
образовательной целью
Овладение профессией осуществляется как
процесс накопления совокупности предметных
знаний, умений, навыков
Овладение профессией осуществляется как движение
от учебной деятельности академического типа (через
квазипрофессиональную и учебно-профессиональную)
к профессиональной деятельности посредством
технологий контекстного обучения
6
Высшее образование в России • № 2, 2008
Применение компетентностного подхоD
да, как правило, диктуется задачами и уровD
нем развития социальноDэкономических
отношений в обществе. <...> Сопоставление социальных стратегий развития в проекции
на сферу образования
Практика модернизации
типа, другая – на «обучение под заданные
функции» (модель «узкого специалиста»). <...> Учет операционально определяемых
требований к каждой из компетенций, приD
веденных в табл. <...> При контекстном обучении овладение
профессией – это движение от учебной деD
ятельности академического типа через кваD
зипрофессиональную и учебноDпрофессиD
ональную к собственно профессиональной
деятельности с помощью трех взаимосвяD
занных обучающих моделей: семиотичесD
кой, имитационной и социальной. <...> Контекстное обучение опирается на сиD
стемность и межпредметность знаний, что
достигается посредством формирования
междисциплинарных модулей, объединяD
ющих в себе так называемые «общеобразоD
вательные» и «специальные» дисциплины. <...> Свидетельство тому –
«перепроизводство» специалистов эконоD
мического, управленческого, юридическоD
го направлений и одновременно <...>
Высшее_образование_в_России_№2_2008.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Н. САЛЬНИКОВ, С. БУРУХИН. Реформирование высшей школы:
концепция новой образовательной модели .................................................... 3
В. АКОПОВ, В. МАГАЗАННИК, Л. МАРТЫНОВ, В. МАТВЕЕВ, И.ОМЕЛЬЧЕНКО.
Человеческий фактор и наукоемкие технологии:
образовательные аспекты............................................................................... 12
Б. ЯКИМОВИЧ. Институт магистратуры: опыт и перспективы......................... 21
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
В. ПОРУС. Реформа вузовской философии как условие ее выживания .............. 26
В. УЧАЙКИН. О культуре дискуссии (Ответ критикам) ................................... 33
С. АБАЧИЕВ. Когда и каким образом приобщать российское студенчество
к философии?................................................................................................... 38
Университет в структуре образовательного кластера (Интервью
с ректором КГТУ Г.С. Дьяконовым) ............................................................. 48
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Р. МУРАТОВ, Г. ДЬЯКОНОВ, И. АБДУЛЛИН, А. ТУЗИКОВ. Корпоративный
университет как инструмент развития инфраструктуры научно
производственной деятельности ................................................................... 56
С. ДЬЯКОНОВ, Р. ЗИНУРОВА. Концепция перехода к двухуровневой
подготовке кадров ........................................................................................... 64
В. ИВАНОВ. Инновационная модель непрерывного образования: хроника
десятилетия...................................................................................................... 69
Л. ОВСИЕНКО. Проблемы формирования инновационноинтеллектуальной
экономики ........................................................................................................ 75
С. БАРАБАНОВА. Законодательство и образование (Быть ли в России
Кодексу об образовании?) ................................................................. 79
Н. НУРИЕВ, Л. ЖУРБЕНКО, С. СТАРЫГИНА. Двухуровневая образовательная
система: благо или вред? ................................................................................. 83
Ф. ШАГЕЕВА. ДПО как фактор карьерной перспективы студентов ................ 92
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
А. КОЛДАНОВ, Д. ШУВАЕВ. Ещё раз о самостоятельности филиалов ............ 96
А. МАСЛАК, С. ПОЗДНЯКОВ, А. ДАНИЛОВ. Измерение уровня развития
инфраструктуры сферы образования в субъектах РФ ............................. 102
И. ЛЕУШИНА, А. ШАМОВ. Лингвопрофессиональная подготовка
технических специалистов ........................................................................... 108
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
ответственный секретарь:
Т. В. Гордеева
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
В. В. Платковский
Корректор:
М. В. Куликова
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Ионова
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: (495)6089304.
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 24.01.2008
Усл. п. л. 11. Тираж 2500 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Зак. №
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
Н. ТИМЧЕНКО. Роль высшего медицинского
образования в воспроизводстве гуманистических
ценностей профессии ........................................... 111
УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Б. ПОЙЗНЕР, Э. СОСНИН. Классический университет,
«натиск ширпотреба» и гигиена сознания ......... 117
Е. ИВАХНЕНКО. Российский университет
перед лицом принудительных эпистем
неоглобализма ..................................................... 122
ONLINE EDUCA
В. ЛАНКИН, О. ГРИГОРЬЕВА. Электронный учебник:
возможности, проблемы, перспективы.............. 130
Б. ДОЛГОВЕСОВ, М. ЛАВРЕНТЬЕВ, Б. МОРОЗОВ,
А. ТАРАСОВСКИЙ, Б. МАЗУРОК. Технология
«погружения» лектора в интерактивную
виртуальную среду ............................................... 134
Г. БОЙЧЕНКО, Л. ГУРЕВИЧ, Л. КУНДОЗЕРОВА.
Ментальная модель интернетпространства ..... 138
И. ВЕРБИЦКАЯ, В. СПЕКТОР. О компьютерной
поддержке преподавания математических
дисциплин.............................................................. 141
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. АРЕФЬЕВ. Международный рынок
образовательных услуг и российские вузы....... 144
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
А. БАЙКОВ. Качество интерфейса ЭСОН................ 158
Е. КОТОВА. Социальная технология
«интегрированного образования» ...................... 161
С. МЕРКУЛОВА. К проблеме оценки
компетентности .................................................... 163
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
А. ШВЕЦОВ, Т. ШВЕЦОВА. О гигиеническом
образовании будущих педагогов ........................ 166
Р. ЗАЙНИЕВ. Непрерывное математическое
образование: школа – вуз .................................... 169
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
В. МИРОНОВ. Управление как наука: традиции и
инновации .............................................................. 172
П. АБРАМОВ. Живые образы Германии................... 175
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИК
ГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Н. САЛЬНИКОВ, профессор,
ректор
С. БУРУХИН, доцент, проректор
Обнинский государственный
технический университет
атомной энергетики
И
Реформирование
высшей школы:
концепция новой
образовательной модели
зменение социальноэкономического
статуса России, имевшее место на ру
беже столетий, усиление ее интеграции в ми
ровое образовательное пространство дела
ют все более актуальной проблему качества
подготовки специалистов к профессиональ
ной деятельности. Она обостряется целым
рядом процессов, которые идут по нарас
тающей. Среди них:
1) снижение периода обновления ин
формации, ее устаревание еще до заверше
ния образовательного цикла;
2) смещение приоритетов рынка труда
в сторону востребованности у специалиста
не столько самих знаний, сколько «пакета
компетенций» [1];
3) реформирование системы образова
ния, сопровождаемое:
переходом к массовому высшему
образованию; начиная с 1993 г. число вузов
в РФ выросло с 626 до 1280, а количество
студентов выросло в 2,3 раза [2];
коммерциализацией образования и
ростом конкуренции на рынке образова
тельных услуг в условиях демографичес
кого спада;
недостаточным уровнем финансовой
поддержки вузов со стороны государства,
что особенно заметно по наиболее затрат
ным направлениям подготовки (естествен
нонаучное и техническое образование).
Суммарные (по покупательной способнос
ти) ежегодные расходы на одного студента
в России составляют около 1,5 тыс. долла
ров США, в то время как в США и Канаде
– 23–24 тыс., в Великобритании и Фран
ции – 11–12 тыс. долларов США;
несовершенством образовательных
программ и технологий; отставанием каче
ства подготовки выпускников от требова
ний, предъявляемых быстроразвивающей
ся наукой и промышленностью, новыми
технологиями, которые базируются преж
де всего на междисциплинарных знаниях;
усугублением конфликта между ме
тодиками преподавания в средней и в выс
шей школе;
падением уровня культурной и язы
ковой компетентности выпускников сред
ней школы, которое во второй половине 90
х гг. приняло обвальный характер;
возросшим прагматизмом основных
«игроков» на рынке образовательных ус
луг (мотивация студента на получение зна
ний и навыков только в сфере будущей про
фессиональной деятельности) и на рынке
труда (работодатель преследует цель сни
жения затрат и сроков адаптации специа
листа на рабочем месте).
Изменения, происходящие в современ
ном мире, ведут к становлению такого типа
культуры, для которого чисто «знаниевое»
образование оказывается неэффективным
и нецелесообразным. Сегодня рафиниро
ванный академизм в образовании практи
чески у всех вызывает чувство неудовлет
воренности [3].
Действующий в настоящее время «ква
лификационный» (он же «знаниевый»)
подход в сфере образования входит в про
тиворечие с характером последующей про
фессиональной деятельности выпускника.
Противоречия учебной и профессиональ
ной деятельности в рамках существующе
го подхода приведены в таблице 1.
Преодоление существующих противо
Стр.3