Сегодня предприятия и учреждения
всех отраслей испытывают острую
нужду в квалифицированных кадрах:
лишь 50% выпускников педвузов и 70%
молодежи, окончившей сельскохозяйственные вузы, едут работать по спе-
циальности в села и малые города. <...> В этой связи в современной образовательной политике все
большее место находят идеи платного
профессионального образования. <...> В последние
годы быстрый рост численности студентов стал непосильным бременем для
бюджетов тех стран, где высшее образование в государственных вузах традиционно было бесплатным или дешевым. <...> Возвратные кредиты рассчитаны на средний класс населения;
планируется, что они будут выдаваться на образовательные услуги в банке
под имущественный залог. <...> Речь идет не только о негосударственных образовательных учреждениях и коммерческом наборе в государственные вузы, но и о
том, что семьи студентов активно финансируют их подготовку к конкурсному отбору для бесплатного обучения. <...> Он позволил узнать мнение экономически независимого населения – глав домохозяйств, а также выпускников школ, училищ и техникумов 2002 года – о системах кредитования и субсидирования
образования, выявить сложившиеся в
обществе установки к получению высшего образования и представления о
финансовых и институциональных барьерах в этой сфере. <...> В ходе
исследования были опрошены по анкете «Социологическое исследование
глав домохозяйств» 2050 респондентов
(большие города Кемерово – 400, Томск
– 400, Краснодар – 500, Саратов – 500 и
малые города Саратовской области
Балашов и Перелюб – 250 респондентов). <...> Как показали результаты исследования, значительная часть опрошенных
глав домохозяйств полагают, что сейчас определенно трудно поступить в
высшее учебное заведение: в Кемерово этот показатель равен 60,9%, в Саратове – 53,6%, в Краснодаре – 44,7%. <...> Почти четверть опрошенных согласны с тем, что
введение такой оплаты может спасти
вузы от разрушения, понимают, что
платное образование позволит <...>
Высшее_образование_в_России_№5_2003.pdf
КУРСОМ РЕФОРМ
Г. БАЛЫХИН, П. РОМАНОВ, А. СЛЕПУХИН,
Ю. ЧЕБОТАРЕВСКИЙ. Отношение населения к реформе
финансирования высшего образования ............................. 5
Л. ДЯТЧЕНКО. Новый университет: эксклюзивный опыт.. 14
Г. ЗБОРОВСКИЙ, Е. ШУКЛИНА. Самообразование –
парадигма XXI века................................................................ 25
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
С. ФИЛАТОВ. Региональные модели рынка
образовательных услуг ......................................................... 33
Д. ШЕВЧЕНКО. Маркетинговые исследования на рынке
образования ............................................................................ 37
В. МАНУЙЛОВ, А. ФЕДОТОВА, И. ФЕДОРОВ.
Маркетинг в деятельности вуза .......................................... 42
Ю. ВЕТРОВ, Т. МАЙБОРОДА. Инженерное образование:
смена парадигмы .................................................................... 48
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Г. КОПЫЛОВ. О методологии и об альманахе «Кентавр».. 51
Г. ИГНАТЬЕВА. Деятельностное содержание
образования: современная дискуссия............................... 64
С. ШАРОНОВА. Игротехнологии и социализация .............. 74
В. ЗИНЧЕНКО. Деятельность. Знание. Духовность............. 81
А. АРЕФЬЕВ. Зарубежные стажировки: социологический
анализ........................................................................................ 92
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель
редколлегии
А.Ф. Киселев
Главный редактор
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора
Н. П. Огородникова
ответственный секретарь
Е. А. Гогоненкова
обозревательконсультант
Б.Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
А. М. Банкетов
Художник: С. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
Подписано в печать
с оригиналмакета 18.09.2003.
Формат 70´100/16.
Бумага офсетная.
Усл. п. л. 14. Тираж 2400 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». 127550,
Москва, ул. Прянишникова,
д. 2а. Заказ №
© «Высшее образование
в России»
Е. ЩЕПКИНА, С. ВОРОНИН. «Утечка
умов» и выпускник МГУ....................106
Г. ИВАХНЕНКО, Ю. ГОЛИУСОВА.
Современное студенчество: социоло
гический портрет ................................110
ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ
С. БРЫЗГАЛОВА. Научно
педагогическое исследование: опыт
конструирования ................................115
А. КОРЖУЕВ, С. ЗЕМЛЯКОВА.
Медицинская педагогика ..................119
Л. УРУБКОВА. Понимание и перевод...121
Г. ПОГОРЕЛОВА. Экзаменационный
страх .......................................................125
Т. ЛИМОНОВА. Из опыта создания
негосударственного вуза...................127
Л. БОБЫЛЕВА. О воспитании
экологической культуры ...................132
Л. ФЕСЕНКОВА. «Синтез» эзотерики и
науки: мираж? диагноз? .....................136
В. БОРЗЕНКОВ. Телеология в
современной биологии ......................145
ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
КРУГОЗОР
А. КИСЕЛЕВ. «Идейность задач» и
«беспочвенность идей» .....................152
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
М. ЧАРКОВА. Мониторинг качества
когнитивных процессов ....................171
В. ДЕЛЯН, Г. КУРДЮМОВ,
Т. ЦЕРЕВИТИНОВА. Компьютеризация
межпредметных связей ......................172
И. КОСТЮЧЕНКО. Антиномия
екатерининского просвещения?......174
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
ПРИКАЗ
17.07.2003
Москва
¹ 3076
Об организационных изменениях в издании журнала
«Высшее образование в России»
В целях повышения роли журнала «Высшее образование в России» в
освещении деятельности высшей школы ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить состав редакционной коллегии согласно приложению.
2. Увеличить периодичность выпуска журнала с 6 до 12 номеров в
год, ежемесячно, начиная с января 2004 года.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 13 апреля
1999 ã. ¹967.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого
заместителя Министра А.Ф. Киселева.
Министр
В.М. Филиппов
4 сентября 2003 года состоялось первое заседание обновленной редколлегии
журнала «Высшее образование в России». Предметом заинтересованного, ожив
ленного обсуждения стали вопросы, возникшие в связи с ежемесячным выпуском
издания, потребовавшим качественно иной организации редакционной работы,
направлений и содержания деятельности редакции и редколлегии.
Стр.3