Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №4 2002 (190,00 руб.)

0   0
Страниц162
ID212474
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2002 .— №4 .— 162 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212474 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Среди восьми «первенцев», заменивших прежние петровские коллегии, возникло тогда и Министерство народного просвещения. <...> секретарь, известный просветитель, а фактически – екатерининский министр по делам просвещения. <...> Уже 8 сентября 1802 года по проекту Н.Н. Новосильцева был издан высочайший Указ о расширении прав Сената и учреждении министерств, принятие которого активно «лоббировал» Лагарп, настаивая прежде всего на скорейшей разработке вопросов, входящих в ведение Министерства народного просвещения. <...> Первым министром народного просвещения был назначен граф Петр Васильевич Завадовский – известный дипломат, способный законодатель, хорошо зарекомендовавший себя в сфере управления учебными заведениями и составления для них уставов. <...> Новый цензурный устав (1804), хотя и оставлял предварительную цензуру, тем не менее значительно расширял свободу деятельности издателей и литераторов. <...> Его можно, с одной стороны, считать продолжением заложенной С.В. Рождественским традиции, а с другой – ее развитием: с учетом двухвековой истории министерства, появлением в научном обиходе новых документов, позволяющих полнее, объективнее представить процесс формирования российских образовательных структур, наглядно раскрывается роль главных действующих лиц в этой поистине титанической работе, в разные времена возглавлявших министерство просвещения. <...> Что касается взаимосвязи биографий и культуры, то есть смысл обратиться к свидетельству знатока этой проблемы, известного русского языковеда и литературоведа Г.О.Винокура. <...> Личная жизнь как предмет науки и изучающая ее биография находятся в рамках истории, исторической науки. <...> ГОХБЕРГ, кандидат экономических наук Центр исследований и статистики науки Минпромнауки России и РАН <...> На первом этапе, в 1989–1991 гг., высвобождение затронуло в большей мере «научное обслуживание» (техников, вспомогательный и хозяйственный персонал). <...> К 1995–1996 гг. доля техников стабилизировалась <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2002.pdf
В. ФИЛИППОВ. Два века народного просвещения .................3 КУРСОМ РЕФОРМ Л. ГОХБЕРГ. Кадровый потенциал российской науки ...........8 И. БОЛОТИН, Г. ДЖАМАЛУДИНОВ. Социальные проблемы научнопедагогических кадров...........................................21 М. ЛУКАШЕНКО. Маркетинг и PR в учебном заведении......32 МИР И МЫ В. КУВАКИН. Современный гуманизм .....................................41 А. ОГУРЦОВ. Антипедагогика: вызов постмодернизма.......54 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Н. КОЖЕУРОВА. Научить философии нельзя! .......................69 С. БАТРАКОВА. Педагогическое общение как диалог в культуре ................................................................................77 В. КАГАН. Система интегральной подготовки ......................84 ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ ЧЖАН ЛИЛИ. Медицинский диалог с позиции риторики .................................................................................89 М. ЯКУШИН. От симптома к диагнозу: элиминируя субъективность ......................................................................93
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии В. М. Жураковский Главный редактор Б. Г. Яковлев Редакционная коллегия: В. А. Зернов В. Г. Кинелев В. В. Козлов Л. П. Кураков Г. В. Майер Э. А. Манушин А.М. Матвеенко В.Л. Матросов С. В. Мищенко Ю. А. Новиков М. А. Пальцев Н. Д. Подуфалов В. М. Приходько В. П. Савиных В. А. Садовничий М.Б. Сапунов П. Д. Саркисов А. Ф. Хохлов А. М. Цыганенко В. Д. Шадриков Редакция: зам. главного редактора Н.П. Огородникова ответственный секретарь М.Б. Сапунов Редакторы: С. Ю. Ахмаков, А. М. Банкетов, Е. А. Гогоненкова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. Подписано в печать с оригиналмакета 22.07.2002. Формат 70´100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 13. Тираж 2400 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550. Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № Н. ЩУКИНА. Образовательная модель для инвалидов ............................................... 96 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Т. СОХРАНЯЕВА. «Массовый человек» как субъект образования............................ 99 А. ЕЛЯКОВ. Информационные приоритеты.......................................... 106 И. АРАНОВСКАЯ. Подготовка специалиста как социокультурная проблема............................................... 115 ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ Г. АКСЕНОВА, А. ВИШЕВСКИЙ. Русский язык в американском колледже ....... 121 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В. ХОТЕЕНКОВ. Последняя капля «оттепели» ........................................... 127 Ю. ГОСПОДАРИК. Министры предреволюционной эпохи. Петр Семенович Ванновский ........... 142 Григорий Эдуардович Зенгер ........... 148 Владимир Гаврилович Глазов ........... 152 РЕЦЕНЗИИ В. ПАВЛЕНКОВ. Предприниматель в России больше, чем… .................... 156 А. КАЦВА. Учимся вести переговоры .. 158
Стр.2
В. ФИЛИППОВ, профессор Министр образования Российской Федерации В череде памятных дат, которыми от мечено начало XXI века, одной из самых заметных станет, безусловно, 200летие образования в России мини стерств. Их появление в сентябре 1802 года знаменовало переход российской государственности на качественно бо лее высокий уровень развития. Среди восьми «первенцев», заменивших пре жние петровские коллегии, возникло тогда и Министерство народного про свещения. Вся его последующая двух вековая деятельность неизменно нахо дилась на гребне исторических пере мен, происходивших в стране, и оказа ла мощное влияние не только на обра зовательное сообщество, но и на эко номику, науку, культуру, международ ный престиж России. Сфера образования с самых древних времен и у всех народов считалась цен нейшим даром. Россия в этом смысле была государством, шаг за шагом пы тавшимся создать такую систему народного просвещения, которая мог ла бы эффективно способствовать ее переходу к цивилизованным формам жизни. О такой системе мечтал Петр I; он даже попросил Г.В. Лейбница раз работать соответствующий проект, но ввести его в государственную практи ку не успел. Аналогичная идея вынашивалась и Екатериной II, увлекавшейся в молодо сти просветительскими идеями, кото рые она пыталась совместить с прин ципами абсолютной монархии. В этом направлении проявил себя с самой луч шей стороны И.И. Бецкой – ее личный ДВА ВЕКА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ секретарь, известный просветитель, а фактически – екатерининский министр по делам просвещения. Однако, испу гавшись Великой французской револю ции, императрица отказалась от ре формирования государственности, в том числе и ее образовательного на правления. К тому же, как отмечает ис торик С.Ф. Платонов, личные взгляды, «с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятель ствам русской жизни, и теоретические планы Екатерины II не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике». Между тем социальноэкономичес кие интересы России настоятельно требовали решительных перемен во всех сферах жизни, а это, в свою оче редь, было связано с удовлетворением потребности не только в грамотных людях, но и в практических специалис тах. Таких людей в тех исторических условиях могла подготовить система образования, построенная на светской основе и на началах строгого государ ственного регулирования. К началу XIX века необходимая «критическая масса» для такого рода преобразований, в том числе в сфере просвещения, была создана. Нашелся и исполнитель в лице Александра I: 23летний император, воспитанник ли берально настроенного швейцарца Ла гарпа, земляка Руссо, вместе со свои ми молодыми друзьями, реформатор ски мыслящими людьми (среди них был В.П. Кочубей – знаток английской го сударственности, бывший посол в Тур
Стр.3