Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №2 2002 (190,00 руб.)

0   0
Страниц162
ID212472
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2002 .— №2 .— 162 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212472 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Конкретно они состоят в значительно возросшем запросе на образовательные услуги, его смещении в сторону гуманитарных наук, появлении новых, в первую очередь междисциплинарных, образовательных задач и объективной системной нехватке государственных средств для обеспечения качественного бесплатного высшего образования. <...> В США, Канаде, Австралии и Западной Европе в научный оборот введено понятие «entrepreneurial university» («предпринимательский университет») [2]. <...> В октябре 2001 года в Берлине состоялась конференция DEAN на 1 http://www.eciu-org.itorg.auc.dk/profile/ тему «Предпринимательский университет: задачи факультетов», где обсуждался европейский взгляд на указанную проблему. <...> В современных зарубежных исследованиях понятие «предпринимательский университет» ассоциируется с «диверсификацией источников доходов, развитием гибкой периферии через структуры коммерциализации интеллектуального капитала и созданием общеуниверситетской предпринимательской культуры. <...> Введение термина «предпринимательский университет» не должно восприниматься как попытка отождествления университета с рыночным производственным или торговым предприятием. <...> Поступающие заказы на подготовку специалистов по конкретным программам имеют ограниченные сроки исполнения и далеко не всегда повторяются. <...> Можно утверждать, что современный университет – это проектно-ориентированный университет. <...> Концепция проектной организации образовательной деятельности университета рассматривается нами как дополнительная к существующей организационной схеме и ни в коем случае не отменяет ее: их следует рассматривать как статическую и динамическую составляющие общей системы управления проектно-ориентированным университетом, значимость которых меняется в зависимости от состояния общества и экономики. <...> В целом внутренняя система проектно-ориентированного университета действительно приобретает черты предпринимательской организации. <...> Руководители <...>
Высшее_образование_в_России_№2_2002.pdf
# 2 2002 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ в РОССИИ Научнопедагогический журнал Министерства образования Российской Федерации КУРСОМ РЕФОРМ А. ХОХЛОВ, Р. СТРОНГИН, А. ГРУДЗИНСКИЙ Проектноориентированный университет ...........................3 Г. БАЛЫХИН, П. РОМАНОВ. Стипендия – от заказчика ..........12 Л. ГОХБЕРГ, Н. КОВАЛЕВА. Статистика образования: принципы модернизации.......................................................21 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ В. СЕНАШЕНКО. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования..............................................28 Н. КЛИКУНОВ, Г. ОКОРОКОВА. ГИФО: плюсы и минусы ........37 В. КЛЮЧАРЕВ, И. АРХАНГЕЛЬСКИЙ. Материаловедение в классическом университете................................................43 А. ЗАПЕСОЦКИЙ. Платное образование – не услуга, студент – не клиент ................................................................48 МИР И МЫ М. ЖУРИНСКАЯ. «Сон разума порождает чудовищ» .............51 Л. ГРИБОВ. Особенности национального парламентаризма.73 ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ Н. ПОПКОВА. Философия в инженернотехническом вузе ..80 Е. ЩЕПКИНА. Студент в России и Америке: социологический портрет .....................................................83 Д. ЗЕВИНА. Цель или средство? .................................................87 Н. СОЛНЦЕВА. Уровни менеджмента в вузе ............................92 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Е. ХАБАРОВА, И. ОРЛОВА, В. СОЛОМОНОВ. Экологизация образования в многоуровневой системе .............................96
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии В. М. Жураковский Главный редактор Б. Г. Яковлев Редакционная коллегия: В. А. Зернов В. Г. Кинелев В. В. Козлов Л. П. Кураков Г. В. Майер Э. А. Манушин А.М. Матвеенко В.Л. Матросов С. В. Мищенко Ю. А. Новиков М. А. Пальцев Н. Д. Подуфалов В. М. Приходько В. П. Савиных В. А. Садовничий М.Б. Сапунов П. Д. Саркисов А. Ф. Хохлов А. М. Цыганенко В. Д. Шадриков Редакция: заместитель главного редактора Н.П. Огородникова ответственный секретарь М.Б. Сапунов Редакторы: А. М. Банкетов, С. Ю. Ахмаков, Е. А. Гогоненкова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. Подписано в печать с оригиналмакета 26.03.2002. Формат 70´100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 13. Тираж 2400 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550. Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № В. БАЛАБАН. Вразрез со стандартами ... 100 В. ИВАНОВ, Ф. ШАГЕЕВА. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы ..................................... 103 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Ю. СЕМИН. Междисциплинарный учебный комплекс................................ 107 В. ЕВСТАФЬЕВ, Ф. МЕЛЬНИЧЕНКО. Опыт моделирования учебного процесса ... 110 В. КОРОВИН, В. ПОДЛУЖНЫЙ, В. СВИРИДОВ, А. СИНЕВА. Духовные основы воспитания курсантов ........... 112 Ю. ПЕТРУНИН. Возрождение Византии: Интернетпроект ................................. 116 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Е. ЛОПУХИНА, Д. МЕРЕНКОВ. Опыты по творческому развитию................... 118 А. ПИЧУГИН. Еще раз об учебной нагрузке преподавателя...................... 122 Т. ДУБНИЩЕВА, А. ПИГАРЕВ. Трансдисциплинарные идеи в курсе КСЕ........................................... 125 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В. ХОТЕЕНКОВ. «... умел ценить, любил и уважал просвещение» ...................... 128 А. ЧИНЕННЫЙ, С. ЧИНЕННЫЙ. Военные академии России: XIX век .................. 137 С. КОРСАКОВ. Забытый директор МГУ . 145 А. ХОМЯКОВ. Опередивший время......... 150 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ А. АПОСТОЛОВ. «История болезни» советской психологии......................... 158 Э. ЛАВРИК, Е. ЗАДОРОЖНЮК. Политграмотность – студенту........... 159
Стр.2
КУРСОМ РЕФОРМ А. ХОХЛОВ, ректор, профессор Р. СТРОНГИН, проректор, профессор А. ГРУДЗИНСКИЙ, декан, доцент Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского С Проектноориентированный университет овременные проблемы высшей школы, обостренные и ярко выс веченные в России в силу трудностей перехода страны к иному обществен ному устройству, тем не менее по своей сути не являются уникальными нацио нальными проблемами и должны рас сматриваться в общемировом контексте трансформирования институциональ ных основ образования в условиях ин формационного общества и глобализа ции политики и экономики. Конкретно они состоят в значи тельно возросшем запросе на образо вательные услуги, его смещении в сто рону гуманитарных наук, появлении новых, в первую очередь междисцип линарных, образовательных задач и объективной системной нехватке госу дарственных средств для обеспечения качественного бесплатного высшего образования. В развитых странах эти проблемы ус ложняются высокой степенью интерна ционализации производства и обще ственной жизни, что диктует необходи мость дорогостоящей подготовки тру довых резервов, способных к высокой мобильности (знающих условия жизни, производственные нормы, законы в раз ных государствах) для обеспечения дея тельности транснациональных компаний и политических институтов. В России указанная задача подготовки мобильных кадров еще не является первоочередной, но есть другая, не менее сложная. Это за дача удовлетворения «взрывного» спро са именно на высшее образование, выз ванного как общемировыми причинами, так и, в силу специфики переходного пе риода, потребностью массовой перепод готовки (второго высшего образования) кадров для возникающих общественных и государственных институтов, а также коммерческих предприятий. Для выполнения своих главных, не изменившихся по существу и в новых условиях задач обеспечения развития образования, науки и культуры универ ситеты вынуждены теперь применять инновационные подходы, основанные, в частности, на коммерциализации от дельных видов своей деятельности. Как следствие, обостряется конкуренция между вузами, а сама их деятельность приобретает черты рыночных риско вых предприятий, борющихся за лю бые заказы, в том числе и носящие ра зовый и нестандартный характер. Процессы коммерциализации обра зования и науки описываются и осмыс ляются в целом ряде публикаций, по явившихся в последнее десятилетие. Например, авторы одной из них с брос ким названием «Академический капи тализм», как ярко пишет рецензент, «провели убедительный анализ перехо да академического сообщества от его
Стр.3