Тестирование в немецкой системе образования ....... 21
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени <...> Н. П. Огарева»
Интеграция образования и воспитания
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
Адрес редакции:
430005, г. Саранск,
ул. <...> Реализация проектной деятельности
как инструментальный ресурс развития социально-личностной
компетенции студентов (на примере занятий по иностранному
языку в экономическом вузе) ............................................................ 42
История образования <...> Развитие идей гражданственности
и гражданского воспитания в отечественной педагогической
мысли второй половины XIX — начала XX в. <...> Становление и состояние системы народного
образования в мордовском крае во второй половине
XIX — начале XX в. <...> «Правдивость» Астольфа де Кюстина и «Развесистая клюква»
Александра Дюма: градостроительный аспект двух культурологических мифов ........................... 72
Психология образования <...> Значение исследования этнической идентичности
и возможности ее формирования у подростков в рамках общинных организаций .......................... 79 <...> Экономическая поддержка
высшего профессионального
образования
Основными формами реализации механизма государственно-частного партнерства по экономической поддержке
образования в настоящее время являются эндаумент-фонды, попечительские
советы вузов, стипендиальные программы бизнес-структур, образовательное
кредитование. <...> Распространенной
формой таких инвестиций являются стипендиальные программы помощи талантливой и творческой молодежи. <...> В настоящее время можно выделить
три уровня стипендиальных программ:
федеральные (в частности, программа
фонда В. Потанина <...> 8
№ 3, 2010
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА <...> В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии. <...> 14
№ 3, 2010
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ <...>
Интеграция_образования_№3_2010.pdf
¹ 3, 2010
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
C. Ì. Вдовин (ãëàâíûé ðåäàêòîð)Ï. Ô. ÀíèñèìîâÃ. À. Балыхин
Ñ. Â. Гордина (îòâ. ñåêðåòàðü)Â. Â. Кадакин
Â. Â. ÊîíàêîâË. Ï. ÊóðàêîâÂ. È. ÊóðèëîâÍ. Ï. Макаркин
Â. Ë. ÌàòðîñîâÀ. Â. Никитов
С. В. Полутин (зам. главного редактора)В. П. Савиных
Í. Å. ÔîìèíÍ. Å. Юткина
Научно-методический
журнал
¹ 3
(60)
(июльсентябрь)
2010
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени
Í. Ï. Îãàðåâà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
Адрес редакции:
430005, ã. Ñàðàíñê,
ул. Большевистская, 68
Телефон:
(834-2) 48-14-24
Факс:
(834-2) 48-14-24
e-mail:
inted@mail.ru
http://edumag.mrsu.ru
Подписной индекс
в каталоге Агентства
«Ðîñïå÷àòü» 46316
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Â. Ï. Андронов Þ. Â. Варданян Í. Ä. Гуськова Ì. È. Ломшин
Í. È. Мешков Ã. È. Саранцев Â. Ï. Фурманова Â. Â. Шигуров
СОДЕРЖАНИЕ
Интеграция образования, науки и производства
Е. М. Белый, И. Б. Романова. Государственно-частное партнерство
в высшем образовании: направления взаимодействия .................... 3
В. В. Землянский. Дуальная система подготовки специалистов как
форма интеграции профессионального образования и
производства .......................................................................................... 9
Мониторинг образования
И. Ю. Лукина. Методологический анализ категории «управление
качеством высшего образования» .................................................... 15
Т. Д. Стаховец. Тестирование в немецкой системе образования ....... 21
Интеграция образования и воспитания
Т. В. Сафонова. Интеграция православных ценностей семейного
воспитания со школьной практикой .................................................. 25
Н. В. Саратовцева. Направления духовно-патриотического
воспитания российской молодежи ..................................................... 31
Академическая интеграция
Ю. В. Горин, А. Д. Нелюдов, Б. Л. Свистунов. Интегрированная
образовательная программа подготовки специалистов
для инновационной деятельности ..................................................... 36
Ю. В. Ахметшина. Реализация проектной деятельности
как инструментальный ресурс развития социально-личностной
компетенции студентов (на примере занятий по иностранному
языку в экономическом âóçå) ............................................................ 42
История образования
К. Е. Надеина, Н. А. Гвоздева. Развитие идей гражданственности
и гражданского воспитания в отечественной педагогической
мысли второй половины XIX начала XX â. ............................... 47
О. Ю. Левченко. Методы обучения иностранным языкам
в российской образовательной системе
(êîíåö XIX начало XX â.) ............................................................. 51
Р. Р. Айзатов. Становление и состояние системы народного
образования в мордовском крае во второй половине
XIX начале XX â. .......................................................................... 57
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2010
1
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование и культура
Ë. Ï. Карпушина. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса ............................... 63
Ò. Ô. Íîâèêîâà. Культурологический подход к лингворегионоведению ................................................ 66
В. А. Моисеенко. «Правдивость» Астольфа де Кюстина и «Развесистая клюква»
Александра Äþìà: градостроительный аспект двух культурологических мифов ........................... 72
Психология образования
М. В. Вершинина, В. В. Константинов. Значение исследования этнической идентичности
и возможности ее формирования у подростков в рамках общинных организаций .......................... 79
С. В. Летуновская, Н. Н. Морозова. Развитие здоровьесберегающего поведения школьников ....... 82
Î. Ì. Ðîìàíîâà. Особенности эмоциональной культуры младших школьников ................................... 89
Г. М. Ложкова. Психологические особенности преподавателей высшей школы, занимающихся
инновационной деятельностью .................................................................................................................. 94
Математическое образование
И. В. Ульянова, Ж. А. Сарванова. Интеграция математической и методической подготовки
студентов в обучении элементарной математике .................................................................................. 100
Î. Í. Øàëèíà. Обучение доказательству теорем в единстве эвристики и репродукции ................... 105
Е. А. Бакулина. Домашнее задание в обучении математике: предпосылки совершенствования,
особенности, перспективы использования ............................................................................................ 110
Филологическое образование
В. В. Демичева. Особенности освоения белгородцами заимствованной агентивной лексики
конца XX начала XXI â. ...................................................................................................................... 114
Т. П. Малявина. Основные этапы методики коррекции правописных умений и навыков
старшеклассников ...................................................................................................................................... 118
Журнал входит в Перечень ведущих резензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Потекаева
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Перевод М. Н. Равилова
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 30.09.10. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,20. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹
.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 3, 2010
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И ПРОИЗВОДСТВА
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: НАПРАВЛЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(Ульяновский государственный университет)
Å. Ì. Áåëûé, È. Á. Романова
Раскрываются основные направления реализации государственно-частного партнерства государственных
высших учебных заведений и бизнеса: формирование содержания и оценка качества высшего
профессионального образования; совместные образовательные проекты; интеграция в сфере науки и
инноваций; экономическая поддержка высшего профессионального образования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; высшее учебное заведение; бизнес; профессиональное
образование.
В экономике ряда развитых и развивающихся
стран в последние десятилетия
сложилось совершенно особое качество
взаимодействия государственного
и частного секторов, выходящее за рамки
как патернализма со стороны государства,
так и простого использования
властными структурами возможностей
предпринимательского сектора для реализации
общественно значимых задач.
Речь идет о партнерских отношениях
государственной (муниципальной) власти
и бизнеса, обозначаемого в научной литературе
и хозяйственной практике термином
«государственно-частное партнерство».
Перспективным
представляется использование
государственно-частного
партнерства как интеграционного механизма
взаимодействия экономических
субъектов в сфере высшего профессионального
образования.
Определим государственно-частное
партнерство в профессиональном образовании
как организационный альянс на
основе долгосрочных отношений между
государством (субъектами, его представляющими)
и субъектами частного
сектора экономики по реализации проектов
в сфере профессионального образования
на основе объединения ресурсов и
распределения доходов или неимущественных
выгод, расходов и рисков. Исходя
из этого определения его участниками
в сфере профессионального образования
могут выступать федеральные,
региональные и муниципальные органы
управления, в том числе органы управления
образованием, образовательные
учреждения всех форм собственности,
представители частного бизнеса, некоммерческие
организации.
Взаимодействие системы высшего
профессионального образования и бизнеса
может осуществляться по ряду направлений,
которые рассматриваются
ниже.
Формирование содержания
и оценка качества высшего
профессионального образования
Для формирования у обучаемых необходимых
компетенций высшим учебным
заведениям необходимо иметь постоянную,
устойчивую и эффективную
обратную связь с работодателями, среди
которых бизнес-сообщество представляет
многочисленную и неоднородную
категорию. Создать систему обратной
связи, учитывая реальное многообразие
общественных отношений и соответственно
несовпадение групповых интересов
между сферой труда, сферой
образования и государственным регулированием,
непросто. Под влиянием факторов
инновационного развития экономики
сеть каналов обратной связи децентрализована
и весьма динамична. Их мониторинг
представляет собой отдельную
проблему. Другая серьезная проблема
объективизация субъективных требова©
Белый Å. Ì., Романова È. Á., 2010
3
Стр.3