РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
C. Ì. Вдовин (ãëàâíûé ðåäàêòîð)Ã. À. Балыхин
Ñ. Â. Гордина (îòâ. ñåêðåòàðü)Â. Â. Кадакин
Â. Â. ÊîíàêîâË. Ï. ÊóðàêîâÂ. È. ÊóðèëîâÍ. Ï. Макаркин
Â. Ë. ÌàòðîñîâÀ. Â. Никитов
С. В. Полутин (зам. главного редактора)В. П. Савиных
Í. Å. Фомин
Научно-методический
журнал
¹4
(65)
(октябрьдекабрь)
2011
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования и науки
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ФГБОУ ВПО
«Мордовский
государственный
университет
èì. Í. Ï. Îãàð¸âà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
Адрес редакции:
430005, ã. Ñàðàíñê,
ул. Большевистская, 68
Телефон:
(834-2) 48-14-24
Факс:
(834-2) 48-14-24
e-mail:
inted@mail.ru
inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
Подписной индекс
в каталоге Агентства
«Ðîñïå÷àòü» 46316
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Â. Ï. Андронов Î. Ã. Беломоева Þ. Â. Варданян
Í. È. Воронина Í. Ä. Гуськова Ì. È. Ломшин Í. È. Мешков
Â. À. Ïèñà÷êèí Ã. È. Саранцев Â. Ï. Фурманова Â. Â. Шигуров
СОДЕРЖАНИЕ
Модернизация образования
Ò. À. Кузнецова, Î. È. Ìóõèí, À. À. Ðÿáóõà, È. Þ. Ðîãàøîâà.
Применение виртуальных образовательных технологий для
повышения качества исследовательской подготовки студентов ... 3
Т. Г. Соловьев. Идентификация потребителей образовательных услуг
высшего учебного заведения .............................................................. 8
Е. З. Муратшин. Интеграция стратегических партнеров
в инновационный процесс развития учреждения
профессионального îáðàçîâàíèÿ...................................................... 16
Н. В. Голяева. Компетентностный подход в реализации оценки
качества подготовки выпускников учреждений среднего
профессионального îáðàçîâàíèÿ...................................................... 20
Академическая интеграция
Т. Ю. Цибизова. Интеграция науки и образования как элемент
системы непрерывного профессионального образования ........... 25
Ë. È. Глазунова, Ë. À. Çóáàðåâà, Ò. Ð. Арзуманова.
Экспериментальное обоснование использования музыки в
образовательном процессе âóçà........................................................ 30
С. М. Мумряева. Система подготовки бакалавра педагогического
образования по профилю «Математика»
на основе компетентностной ìîäåëè................................................. 36
История образования
С. В. Сергеева, О. А. Вагаева. Подготовка научно-педагогических
кадров технического профиля в региональной системе
послевузовского профессионального образования
(ïðîáëåìû и пути их ðåøåíèÿ) ......................................................... 41
И. А. Байгушева. Эволюция математической подготовки экономистов
в высшей школе россии ...................................................................... 47
И. А. Пакшина. Дизайн и типографика: полемика в научнообразовательном
пространстве ВХУТЕМАСа .............................. 53
Интеграция образования и воспитания
Н. Ф. Беляева. Использование народных средств нравственного
воспитания в современной практике подготовки духовнонравственной
ëè÷íîñòè....................................................................... 60
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2011
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. Г. Серебряков. Изучение представлений педагогов колледжа о воспитании сознательной
дисциплины ó÷àùèõñÿ................................................................................................................................. 67
Å. Á. Áàðàíîâà. Поликультурное образование и воспитание в США и Канаде ...................................... 73
Психология образования
Н. А. Кулибеков, Л. Н. Харченко. Факторы, детерминирующие подготовку преподавателя вуза
к проектированию профессионально направленных учебных программ .......................................... 80
Å. Â. Öàðåâà. Толерантность как профессионально значимое качество личности ó÷èòåëÿ................... 86
Г. М. Щевелева, А. А. Зеленина. Исследование нравственных приоритетов студентов
как составляющей их личностной духовной культуры ........................................................................ 90
Ä. Ê. Ðîìàíîâ. Особенности понимания младшими школьниками сверстников ...................................... 95
Социология образования
О. А. Богатова. Социальные функции финно-угорских языков в образовательной
и публичной сфере в Марий Эл, Мордовии и Удмуртии
(ïî данным социологического исследования) ......................................................................................... 98
С. С. Малявина. Представления молодежи о религиозной культуре
(ïî результатам кросс-культурного исследования) ........................................................................... 104
Филологическое образование
Н. А. Туранина, Л. М. Курганская. Современные технологии подготовки бакалавра педагогики
к организации внеклассного чтения в школе ........................................................................................ 109
Н. В. Резепова. Интеграционный подход к дискурсивному анализу структуры и тематики
радиотекстов (â контексте подготовки журналистов) ........................................................................ 112
Рецензии, отзывы, информация
I Сухаревские чтения «Гармонизация социальных отношений в полиэтническом регионе» ............ 116
Указатель материалов, опубликованных в журнале в 2011 ã. ................................................................... 119
Журнал входит в Перечень российских резензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Cуркова
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 26.12.11. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,90. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 4175.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 4, 2011
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Ò. À. Кузнецова, Î. È. Ìóõèí, À. À. Рябуха
(Пермский государственный технический университет),
И. Ю. Рогашова (Пензенская государственная
технологическая академия)
сионального образования. Как эффективный механизм повышения качества исследовательской работы
студентов рассматриваются виртуальные технологии. На примере создания виртуальных лабораторий
в интерактивной инструментальной среде Stratum 2000 анализируется возможность расширения тематики
исследовательского практикума и увеличения сложности выполняемых задач.
технологии; виртуальный исследовательский практикум; виртуальные лаборатории; инструментальная
среда; интерактивная информационная среда; качество образования.
Ключевые слова: когнитивные методы; исследовательская деятельность студентов; информационные
Объективный исторический процесс
становления постиндустриального общества,
строящегося на наукоемких технологиях,
требует перехода к постиндустриальным
форматам образования, учитывающим
специфику формирующихся
социально-экономических реалий. Постиндустриальная
экономика испытывает
все меньше потребности в неквалифицированном
труде, что обусловливает необходимость
развития творческого аспекта
профессиональной деятельности,
обеспечения условий для непрерывного
образования в течение всей жизни
(continuing study) [2].
Новая образовательная доктрина
должна основываться на когнитивной (от
ëàò. cognitio çíàíèå, ïîçíàíèå) составляющей
программ подготовки [7]. Шестиуровневая
иерархическая модель когнитивной
деятельности обучаемого
включает широкий диапазон мыслительных
процессов от простого воспроизведения
фактов до аналитического осмысления:
знание, понимание, применение,
анализ, синтез, оценка [6]. Когнитивные
методы в образовании это прежде
всего методы практических исследований,
направленные на формирование
у обучаемого научной картины мира.
Для обеспечения эффективной исследовательской
деятельности студентов
вузов требуется применение определенных
инновационных механизмов, к числу
которых следует отнести:
интегрированные научно-образовательные
структуры (совместные научноисследовательские
лаборатории, НИИ,
КБ, центры коллективного пользования
уникальным оборудованием, центры консультационно-методического
сопровождения,
центры трансфера технологий,
технологические и научные парки,
ресурсные центры, центры инновационного
развития и äð.);
новые образовательные технологии
(«система Физтеха», модельный метод
обучения, проектный подход, метод
case study, коллективные формы НИРС
и äð.);
виртуальные формы исследований
(виртуальный исследовательский практикум,
виртуальный колледж и др.).
Применение средств информационных
и телекоммуникационных технологий
позволяет обеспечить организацию
и проведение виртуальных исследовательских
практикумов, являющихся эффективной
формой выполнения научных
исследований в процессе обучения [3].
Исследовательский практикум имеет
целью формирование практических навыков
ведения самостоятельной научноисследовательской
работы в ходе решения
актуальной научной проблемы, отражающей
специфику изучаемой предмет©
Кузнецова Ò. À., Мухин Î. È., Рябуха À. À., Рогашова È. Þ., 2011
3
Статья посвящена проблеме качества исследовательской составляющей программ высшего профес
Стр.3