Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия и методология науки. В 2 ч. Ч. 1; Ч. 2 [комплект] (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСветлов В. А.
АвторыПфаненштиль И. А.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц775
ID211877
АннотацияНастоящее пособие подготовлено на основе авторского курса по истории и философии науки для аспирантов естественно-научного и гуманитарного циклов. Дан подробный анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от античности до современности. Выделен инвариант методологических концепций. Главный акцент сделан на раскрытии философских допущений перечисленных концепций и доступном изложении тезисов и основных результатов каждой из них. Использовано большое количество первоисточников и критической литературы. Содержит приложения методологического и логического характера, позволяющие использовать данную работу как хрестоматию и справочное пособие.
Кем рекомендованоУчебно-методической комиссией по философии Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов и послевузовской системы образования
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, а также всех, кто самостоятельно изучает историю и теорию методологических учений и кого интересует философия, история, логика и методология науки.
ISBN978-5-7638-2394-3
УДК101.1
ББК87.251
Светлов, В. А. Философия и методология науки. В 2 ч. Ч. 1; Ч. 2 [комплект] : учеб. пособие / И. А. Пфаненштиль; В. А. Светлов .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 775 с. — ISBN 978-5-7638-2394-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211877 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСААКА НЬЮТОНА: ЕДИНСТВО МАТЕМАТИКИ И ОПЫТА БЕЗ ГИПОТЕЗ.................. 110 7. <...> Индуктивная программа Карнапа: подтверждаемость как универсальный критерий эмпирической значимости..........................305 <...> Настоящее пособие предназначено восполнить указанный пробел по истории методологии и ставит своей целью познакомить читателя с концепциями научного метода Аристотеля, Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, Николая из Отрекура, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Джона Гершеля, Уильяма Уэвелла, Джона Милля, Уильяма Джевонса, Чарльза Пирса, Карла Гемпеля, Рудольфа Карнапа, Карла Поппера, Я. <...> Развертывание содержания теории сводится к доказательству теорем (дедуктивных следствий), т. е. к выводу их из данного списка ак-сиом. <...> Появление аномальных фактов сигнализирует об определенном ограничении объяснительных возможностей закона или теории и о необходимости либо их модернизации, либо замене новыми идеализациями. <...> Изобретение (абдукция) гипотез Решить научную проблему означает в общем случае разрешить лежащее в ее основе познавательное противоречие, т. е. получить требуемое неизвестное знание. <...> Вероятность Р(Е/Н), которую принято называть правдоподобием гипотезы Н относительно факта Е, а также обратной вероятностью гипотезы Н, измеряет степень правдоподобия Н как возможной причины факта Е. <...> Абдукция не обладает свойством открывать необходимые истины. <...> Поскольку модифицированная теория объясняет и предсказывает все факты, которые объясняла и предсказывала начальная теория, плюс объясняет и аномальный факт; считается, что она обладает большей объяснительной и предсказательной силой. <...> Пусть О обозначает дополнительное решающее предсказание для испытания гипотезы Н. <...> Вероятность Р(Н/О), которую принято называть апостериорной вероятностью гипотезы Н на основании факта О, а также прямой вероятностью гипотезы Н, измеряет степень <...>
Философия_и_методология_науки_учебное_пособие._В_2-х_частях..pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. А. Светлов, И. А. Пфаненштиль ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть 1 Рекомендовано Учебно-методической комиссией по философии Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов и послевузовской системы образования от 06.04.2011 г. Красноярск 2011
Стр.2
УДК 101.1 ББК 87.251 C24 Рецензенты: д-р филос. наук, проф. А.И. Панюков; д-р филос. наук, проф. Н.М. Чуринов Светлов В.А. С24 Философия и методология науки: учеб. пособие. Ч.1 / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 768 с. ISBN 978-5-7638-2394-3 Настоящее пособие подготовлено на основе авторского курса по истории и философии науки для аспирантов естественно-научного и гуманитарного циклов. Дан подробный анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от античности до современности. Выделен инвариант методологических концепций. Главный акцент сделан на раскрытии философских допущений перечисленных концепций и доступном изложении тезисов и основных результатов каждой из них. Использовано большое количество первоисточников и критической литературы. Содержит приложения методологического и логического характера, позволяющие использовать данную работу как хрестоматию и справочное пособие. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, а также всех, кто самостоятельно изучает историю и теорию методологических учений и кого интересует философия, история, логика и методология науки. УДК 101.1 ББК 87.251 ISBN 978-5-7638-2394-3 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ ....................................................................................................5 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................6 1. «ОРГАНОН» АРИСТОТЕЛЯ: ОБОСНОВАНИЕ ИНДУКТИВНОДЕДУКТИВНОГО МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ..............................25 2. РЕВИЗИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА АРИСТОТЕЛЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ..............................................................................................40 3. «НОВЫЙ ОРГАНОН» ФРЕНСИСА БЭКОНА: СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА ..............................................................................................59 4. ИНТУИТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД РЕНЕ ДЕКАРТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ..........................................................80 5. МЕТОД ИДЕАЛИЗАЦИИ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ: МАТЕМАТИКА КАК ЯЗЫК ПРИРОДЫ ...............................................................................95 6. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСААКА НЬЮТОНА: ЕДИНСТВО МАТЕМАТИКИ И ОПЫТА БЕЗ ГИПОТЕЗ .................110 7. «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ» ДЖОНА ГЕРШЕЛЯ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДУКТИВИЗМА .............................................................................125 8. «НОВЫЙ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ОРГАНОН» УИЛЬЯМА УЭВЕЛЛА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА .............................................149 9. «СИСТЕМА ЛОГИКИ» ДЖОНА МИЛЛЯ: «СИСТЕМНАЯ» АПОЛОГЕТИКА ИНДУКТИВИЗМА .....................................................................182 10. «ПРИНЦИПЫ НАУКИ» УИЛЬЯМА ДЖЕВОНСА: СИНТЕЗ МЕТОДА ГИПОТЕЗ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ..................................214 11 МЕТОД САМОКОРРЕКЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ЧАРЛЬЗА ПИРСА: ЕДИНСТВО АБДУКЦИИ, ДЕДУКЦИИ И ИНДУКЦИИ ...........233
Стр.4
12. СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА: ТУПИКИ ИНДУКТИВИЗМА И АНТИИНДУКТИВИЗМА ..................................263 12.1. Ранние критерии эмперической значимости................................265 12.2. Синтаксическая теория эмпирической значимости гемпеля ....271 12.3. Программа редукции карнапа ........................................................283 12.4. Программа Гемпеля: научная система как теория эмпирической значимости ....................................................................................290 12.5. Индуктивная программа Карнапа: подтверждаемость как универсальный критерий эмпирической значимости .........................305 12.6. Индуктивистская концепция научного прогресса ...................... 318 12.7. Программа Поппера: фальсифицуруемость как универсальный критерий эмпирической значимости .....................................320 13. ГИПОТЕТИКО-ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД НАУЧНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И НАУЧНОГО ПРОГРЕССА ......................................................................................................355 ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................413 Приложение 1. XIX век – золотой век методологии науки. Тематические выдержки из сочинений ................................................. 413 Приложение 2. О логике научного доказательства ..............................633
Стр.5
прЕДИСЛОвИЕ Методология всегда считалась важнейшей частью философии. Кто владеет надежным методом, тот знает путь к истине. Но в отличие от других разделов философии публикации по истории и теории научного метода крайне редки, часто представляют интерес только для специалистов, посвящены в основном современным авторам или так называемым актуальным проблемам. Между тем знание истории методологической мысли очень важно, так как именно оно обеспечивает видение перспектив и тенденций ее развития, освобождает от необходимости изобретать уже изобретенное и повторять сделанные ошибки. Настоящее пособие предназначено восполнить указанный пробел по истории методологии и ставит своей целью познакомить читателя с концепциями научного метода Аристотеля, Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, Николая из Отрекура, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Джона Гершеля, Уильяма Уэвелла, Джона Милля, Уильяма Джевонса, Чарльза Пирса, Карла Гемпеля, Рудольфа Карнапа, Карла Поппера, Я. Хинтикки и И. Ниинилуото. Перечисленные концепции представляют ведущие методологические учения о познании природы, охватывают период от античности и до современности, дают исчерпывающее представление об эволюции основных проблем методологии и их решении. Для удобства читателя в пособие включена вводная глава, в которой излагается необходимый минимум теоретической информации, а также специальные приложения с тематическими выдержками из оригинальных сочинений методологов XIX столетия и краткими сведениями по логике научного доказательства (в традиционной и символической логике). Мы посчитали необходимым включить начальные сведения по логике научного доказательства по той причине, что без них невозможно полноценное усвоение методологических концепций научного познания ХХ столетия. Пособие соответствует требованиям новой программы подготовки аспирантов по теме «Философия и история науки» и рассчитано на всех, кто интересуется философией, историей, логикой и методологией науки. 5
Стр.6
ввЕДЕНИЕ Изложим начальные сведения об основных понятиях и проблемах современной методологии научного познания. Общее представление о научном познании Когда человек нуждается в знании законов реальности, в которой он живет и творит, тогда ему требуется научное знание о ней. Последнее представляет результат специального познания и обладает рядом отличительных признаков. К какой бы предметной области научное знание ни относилось – природе, обществу или человеку, оно всегда является знанием об общем, инвариантном, регулярном, необходимом и формулируется в виде законов или более сложных конструкций – теорий. Необходимость научного знания обусловлена разделением действительности на законы, скрытые от непосредственного восприятия, и разнообразные формы их видимого проявления. Так как «если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня»1 . Каждый научный закон представляет определенную идеализацию (упрощение) объективно существующей регулярности, позволяющую в установленных границах более или менее точно воспроизводить ее необходимые свойства. Ни один научный закон не может сделать это исчерпывающим образом, выступая в общем прогрессивном развитии науки лишь более точной идеализацией, чем все предшествующие, и более грубой, чем все последующие. С логической точки зрения научный закон – это универсально квантифицированное (относящееся ко всем объектам рассматриваемой предметной области) высказывание, обозначающее объективно существующую регулярность и содержащее, по крайней мере, один теоретический термин (идеализацию). Высказывание «Дерево не тонет в воде, потому что легче ее» представляет результат повседневного обобщения и не является научным законом, потому что не содержит теоретических терминов и отно-сится только к некоторым 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 25. Ч. 2. – С. 384. 6
Стр.7
Введение видам дерева и жидкости. Высказывание же «Твердое тело, будучи погруженным в жидкость, остается плавать на ее поверхности, если и только если его удельный вес меньше удельного веса жидкости» считается научным законом. Оно содержит теоретический термин «удельный вес», представляет следствие закона Архимеда и справедливо по отношению ко всем видам твердых тел и жидкостей. Научная теория – системная и исчерпывающая идеализация исследуемой реальности, объединяющая, как правило, несколько научных законов и объясняющая, почему эти законы истинны. Из законов научной теории, как первых посылок вместе с некоторыми начальными условиями, адаптирующими теорию к рассматриваемой предметной области, дедуктивно выводятся следствия для раскрытия содержания, объяснения или предсказания наблюдаемых событий. На этом основании теорию часто определяют как множество эмпирических и теоретических утверждений, замкнутых относительно дедукции, т.е. выводимых логически из основных утверждений (законов) данной теории. В зависимости от вида истинностной зависимости научного закона от своих следствий его можно квалифицировать либо как аксиому, либо как гипотезу. Научный закон обладает статусом аксиомы, если и только если истинность всех его следствий полностью зависит от его собственной истинности. Это означает, что истинность аксиомы более достоверна, чем истинность всех ее следствий. Наоборот, научный закон обладает статусом гипотезы, если и только если его собственная истинность зависит от истинности каждого его следствия. Это означает, что истинность гипотезы менее достоверна, чем истинность ее следствий. Если все законы какой-либо теории обладают статусом аксиомы, такая теория считается аксиоматической системой. Известные «Начала» Евклида представляют первую в истории науки аксиоматически построенную научную теорию. Для таких теорий не существует проблемы доказательства эмпирической (опытной) истинности следствий. Ибо из истинных аксиом дедуктивно выводятся только истинные утверждения. Развертывание содержания теории сводится к доказательству теорем (дедуктивных следствий), т. е. к выводу их из данного списка ак-сиом. По этой причине аксиоматический способ построения теорий более предпочтителен в тех науках, в которых проблема эмпирической истин-ности следствий не является главной. 7
Стр.8
Философия_и_методология_науки_учебное_пособие._В_2-х_частях._(1).pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. А. Светлов, И. А. Пфаненштиль ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть 2 Рекомендовано Учебно-методической комиссией по философии Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов и послевузовской системы образования от 06.04.2011 г. Красноярск 2011
Стр.2
УДК 101.1 ББК 87.251 C24 Рецензенты: д-р филос. наук, проф. А.И. Панюков; д-р филос. наук, проф. Н.М. Чуринов Светлов В.А. С24 Философия и методология науки: учеб. пособие. Ч.2 / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 768 с. ISBN 978-5-7638-2394-3 Настоящее пособие подготовлено на основе авторского курса по истории и философии науки для аспирантов естественно-научного и гуманитарного циклов. Дан подробный анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от античности до современности. Выделен инвариант методологических концепций. Главный акцент сделан на раскрытии философских допущений перечисленных концепций и доступном изложении тезисов и основных результатов каждой из них. Использовано большое количество первоисточников и критической литературы. Содержит приложения методологического и логического характера, позволяющие использовать данную работу как хрестоматию и справочное пособие. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, а также всех, кто самостоятельно изучает историю и теорию методологических учений и кого интересует философия, история, логика и методология науки. УДК 101.1 ББК 87.251 ISBN 978-5-7638-2394-3 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ ....................................................................................................5 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................6 1. «ОРГАНОН» АРИСТОТЕЛЯ: ОБОСНОВАНИЕ ИНДУКТИВНОДЕДУКТИВНОГО МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ..............................25 2. РЕВИЗИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА АРИСТОТЕЛЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ..............................................................................................40 3. «НОВЫЙ ОРГАНОН» ФРЕНСИСА БЭКОНА: СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА ..............................................................................................59 4. ИНТУИТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД РЕНЕ ДЕКАРТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ..........................................................80 5. МЕТОД ИДЕАЛИЗАЦИИ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ: МАТЕМАТИКА КАК ЯЗЫК ПРИРОДЫ ...............................................................................95 6. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСААКА НЬЮТОНА: ЕДИНСТВО МАТЕМАТИКИ И ОПЫТА БЕЗ ГИПОТЕЗ .................110 7. «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ» ДЖОНА ГЕРШЕЛЯ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДУКТИВИЗМА .............................................................................125 8. «НОВЫЙ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ОРГАНОН» УИЛЬЯМА УЭВЕЛЛА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНДУКТИВИЗМА .............................................149 9. «СИСТЕМА ЛОГИКИ» ДЖОНА МИЛЛЯ: «СИСТЕМНАЯ» АПОЛОГЕТИКА ИНДУКТИВИЗМА .....................................................................182 10. «ПРИНЦИПЫ НАУКИ» УИЛЬЯМА ДЖЕВОНСА: СИНТЕЗ МЕТОДА ГИПОТЕЗ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ..................................214 11 МЕТОД САМОКОРРЕКЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ЧАРЛЬЗА ПИРСА: ЕДИНСТВО АБДУКЦИИ, ДЕДУКЦИИ И ИНДУКЦИИ ...........233
Стр.4
12. СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА: ТУПИКИ ИНДУКТИВИЗМА И АНТИИНДУКТИВИЗМА ..................................263 12.1. Ранние критерии эмперической значимости................................265 12.2. Синтаксическая теория эмпирической значимости гемпеля ....271 12.3. Программа редукции карнапа ........................................................283 12.4. Программа Гемпеля: научная система как теория эмпирической значимости ....................................................................................290 12.5. Индуктивная программа Карнапа: подтверждаемость как универсальный критерий эмпирической значимости .........................305 12.6. Индуктивистская концепция научного прогресса ...................... 318 12.7. Программа Поппера: фальсифицуруемость как универсальный критерий эмпирической значимости .....................................320 13. ГИПОТЕТИКО-ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД НАУЧНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И НАУЧНОГО ПРОГРЕССА ......................................................................................................355 ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................413 Приложение 1. XIX век – золотой век методологии науки. Тематические выдержки из сочинений ................................................. 413 Приложение 2. О логике научного доказательства ..............................633
Стр.5
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. XIX вЕк – зОЛОтОй вЕк мЕтОдОЛОгИИ НаукИ. тЕматИчЕскИЕ выдЕРЖкИ Из сОчИНЕНИй XIX век и особенно его вторая половина занимают выдающееся место в истории методологии. В этот период были созданы методологические концепции, определившие стандарты, методы и цели научного исследования на многие десятки, если не сотни, лет вперед. XX век может гордиться более точной техникой логического анализа, большим количеством методологических подходов, но он заметно проигрывает в качестве и глубине методологического исследования по существу. Даже такие известные концепции, как, например, методология исследовательских программ И. Лакатоса и нормальной науки Т. Куна, не выдерживают никакого сравнения с историко-методологическим подходом У. Уэвелла. Концепция самокоррекции научного знания Ч.С. Пирса, хотя и не обладает той технической изощренностью, как современные теории правдоподобия К. Поппера, И. Ниинилуото, Г. Одди, носит более творческий характер. Понятия факта, закона, теории, научной революции, научного прогресса, индуктивной вероятности, подтверждения и опровержения, тривиальной и нетривиальной гипотезы, дедукции, индукции как обратной дедукции и абдукции были выработаны именно в данный период времени и до сих пор используются в том же смысле, что и у творцов гипотетико-дедуктивного анализа. Нижеследующие выдержки составлены таким образом, чтобы дополнить, насколько возможно, высказанные в основной части текста оценки методологических концепций XIX столетия. Новым можно назвать включение в данное приложение специального анализа «науки дедукции» Шерлока Холмса. Уникальность викторианской эпохи второй половины XIX века в Англии состояла в необычайной популярности базисных идей гипотетико-дедуктивной методологии 413
Стр.6