В. М. Гелецкий
РЕФЕРАТИВНЫЕ, КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Рекомендовано Российским государственным педагогическим университетом им. <...> Л. К. Сидоров, д-р пед. наук, проф. зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания КГПУ им. <...> Успешное выполнение курсовой и выпускной работы во
многом зависит от того, насколько четко студент представляет себе весь
процесс научного исследования и предъявляемые к данным работам требования. <...> Выпускная квалификационная работа является завершающим
этапом учебной и научной деятельности студента. <...> На основе этого можно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и
их краткое содержание. <...> Реферат состоит из следующих частей:
• титульный лист;
8
• оглавление;
• введение;
• основная часть;
• выводы;
• список использованной литературы. <...> Курсовые работы могут быть такими: теоретическими (реферативными), выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме; эмпирическими, выполненными на основе изучения и обобщения передового опыта тренеров и педагогов, изучения и
анализа существующей практики в области физической культуры и спорта;
конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и
представляющими собой техническое описание, обоснование и характеристику назначения новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных
пособий, программ для компьютеров, учебно-методических видеофильмов
и т. п.; экспериментальными, построенными в соответствии с требованиями к проведению эксперимента в области физической культуры и спорта. <...> Курсовые работы защищают на кафедре или перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой, в которую входят научный руководитель и два – три преподавателя. <...> Во время защиты ведется специальный протокол, в котором
указывают дату проведения защиты, темы курсовых работ, фиксируют задаваемые вопросы и ответы студентов; тогда же выставляется оценка. <...> Выпускная квалификационная <...>
Реферативные,_курсовые_и_выпускные_квалификационные_работы.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
В. М. Гелецкий
РЕФЕРАТИВНЫЕ, КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Рекомендовано Российским государственным педагогическим
университетом им. А.И. Герцена в качестве
учебного пособия к использованию в образовательных
учреждениях по направлениям подготовки 034300 «Физическая
культура», квалификация бакалавр, 034300
«Физическая культура», квалификация магистр, при
обучении студентов по дисциплине «Основы научнометодической
деятельности в физической культуре и
спорте»
Красноярск
СФУ
2011
1
Стр.2
УДК 378.146 (07)
ББК 74.580.28я73
Г31
Рецензенты:
А. И. Завьялов, д-р пед. наук, проф. директор Института спортивных единоборств
им. И.С. Ярыгина КГПУ им. В.П. Астафьева;
Л. К. Сидоров, д-р пед. наук, проф. зав. кафедрой теоретических основ физического
воспитания КГПУ им. В.П. Астафьева
Гелецкий, В. М.
Г31 Реферативные, курсовые и выпускные квалификационные работы:
учеб.-метод. пособие / В. М. Гелецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 152 с.
ISBN 978-5-7638-2190-1
В пособии раскрыто содержание основных этапов научно-исследовательской
деятельности от выбора темы до оформления и защиты работы. Представлены требования,
предъявляемые к данным видам работ, основные положения по организации работы
студента, порядок взаимодействия с кафедрой и научным руководителем.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
034300 «Физическая культура», квалификация бакалавр, 034300 «Физическая культура»,
квалификация магистр, при обучении студентов по дисциплине «Основы научнометодической
деятельности в физической культуре и спорте».
УДК 378.146 (07)
ББК 74.580.28я73
ISBN 978-5-7638-2190-1
© Сибирский федеральный университет, 2011
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................................. 6
1. Общие положения ......................................................................................... 7
1.1. Реферат .......................................................................................................... 7
1.2. Курсовая работа ......................................................................................... 10
1.3. Выпускная квалификационная работа ................................................... 12
1.4. Защита выпускных квалификационных работ ..................................... 17
1.5. Взаимоотношения студента и научного руководителя ..................... 18
2. СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ выпускной
КВАлификационной РАБОТЫ ................................................................... 21
2.1. Титульный лист ......................................................................................... 21
2.2. Задание ........................................................................................................ 21
2.3. Реферат ........................................................................................................ 22
2.4. Оглавление .................................................................................................. 22
2.5. Введение ...................................................................................................... 23
2.6. Основная часть .......................................................................................... 23
2.6.1. Обзор литературы ........................................................................... 23
2.6.2. Организация и методы исследования......................................... 24
2.6.3. Результаты исследований и их обсуждение .............................. 25
2.7. Заключение ................................................................................................. 28
2.8. Список использованных источников ..................................................... 28
2.9. Приложения ................................................................................................ 29
2.10. Вспомогательные указатели ................................................................... 30
3. Этапы подготовки работы ....................................................................... 31
3.1. Выбор темы исследования ...................................................................... 31
3.2. Определение объекта и предмета исследования ................................ 34
3.3. Определение цели и задач ...................................................................... 35
3.4. Формулировка названия работы ............................................................. 35
3.5. Разработка гипотезы ................................................................................. 36
3.6. Составление плана исследования ........................................................... 36
3.7. Подбор исследуемых ................................................................................ 37
3.8. Выбор методов исследования и их характеристика ......................... 44
3.8.1. Анализ литературных источников................................................ 45
3.8.1.1. Методы работы с источниками ............................................. 46
3.8.1.2. Методы работы с документальными материалами ................ 51
3.8.1.3. Поиск .литературных .источников ......................................... 54
3.8.1.4. Поиск документальных источников ...................................... 57
3.8.2. Опрос ................................................................................................. 59
3.8.3. Контрольные испытания (тестирование) ..................................... 67
3
Стр.4
3.8.4. Хронометрирование ......................................................................... 69
3.8.5. Экспертное оценивание .................................................................. 70
3.8.6. Педагогическое наблюдение ......................................................... 71
3.8.7. Педагогический эксперимент ....................................................... 77
3.9. Организация и проведение исследования............................................. 85
3.10. Обработка результатов исследования .................................................. 88
3.10.1. Первичная обработка данных ....................................................... 89
3.10.2. Анализ статистических характеристик ...................................... 93
3.10.3. Оценка достоверности различий ................................................ 96
3.10.4. Корреляционный анализ ............................................................ 101
3.10.5. Дисперсионный анализ .............................................................. 102
3.10.6. Факторный анализ ....................................................................... 103
3.11. Формулирование выводов .................................................................... 105
3.12. Оформление работы ............................................................................. 106
3.12.1 Общие требования ....................................................................... 106
3.12.2. Требования к изложению материала ....................................... 107
3.12.2.1. Рубрикация ............................................................................ 107
3.12.2.2. Язык и стиль работы ........................................................... 108
3.12.2.3. Термины .................................................................................. 110
3.12.2.4. Библиографические ссылки ................................................. 110
3.12.2.5. Сокращения ............................................................................ 114
3.12.6. Числа и знаки ................................................................................ 115
3.12.7. Иллюстративный материал ........................................................ 116
3.12.2.8. Формулы ................................................................................ 119
3.12.2.9. Таблицы ................................................................................. 120
Глоссарий ........................................................................................................ 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................. 130
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................... 131
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма задания на выпускную квалификационную
работу ....................................................................................................... 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Форма календарного графика выполнения
этапов ВКР ....................................................................................................... 135
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Форма титульного листа реферата ............................ 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Форма титульного листа курсовой работы ............... 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Форма титульного листа выпускной квалификационной
работы бакалавра ............................................................................. 138
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Форма титульного листа дипломной работы ............ 139
4
Стр.5
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Форма титульного листа выпускной квалификационной
работы магистра ............................................................................... 140
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Форма заявления студента на утверждение темы
работы ............................................................................................................... 141
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Отзыв научного руководителя на магистерскую
диссертацию ..................................................................................................... 142
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Рецензия на магистерскую диссертацию ................... 143
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Примеры оформления библиографической записи
документа ......................................................................................................... 144
ПРИЛОЖЕНИЕ П. Таблица случайных чисел .......................................... 146
ПРИЛОЖЕНИЕ Р. Значения критерия tst для отбраковки выпадающих
вариант при разных уровнях значимости (р) .............................................. 147
ПРИЛОЖЕНИЕ С. Значения коэффициента К для вычисления среднего
квадратическогоотклонения по амплитуде вариационного ряда ............... 148
ПРИЛОЖЕНИЕ Т. Значения t -критерия Стьюдента при различных
уровнях значимости (р) .................................................................................. 149
ПРИЛОЖЕНИЕ У. Значения Т-критерия Уайта при р = 0,95 .................. 150
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф. Значение критерия Вилкоксона для сопряженных
рядов ................................................................................................................. 151
5
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Реферативные, курсовые и выпускные квалификационные работы
являются важной формой самостоятельной учебной и научной деятельности
студента. Выполнение их позволяет решать следующие задачи обучения
в университете:
• углубить, расширить и закрепить теоретические и практические
знания по специальности;
• сформировать у будущего специалиста навыки самостоятельной
работы;
• овладеть методикой научного исследования;
• определить степень подготовленности выпускников для самостоятельной
работы в сфере физической культуры и спорта.
Практика показывает, что чем раньше студенты приобщаются к исследовательской
деятельности, тем более осмысленно и углубленно они
относятся к обучению в целом.
Первые шаги в научном творчестве связаны с подготовкой реферативных
работ, где необходимо изучить и проанализировать литературные
источники по определенной теме, сделать конкретные выводы и защитить
свою работу. Затем, выполняя курсовые и выпускную работы, студент
проводит научное исследование в полном объеме, т. е. получает научные
факты, выявляет закономерности, позволяющие внести коррективы в практическую
работу.
Обычно у студентов возникает много вопросов и трудностей на разных
этапах исследования, сто в значительной степени снижает их творческую
активность. Успешное выполнение курсовой и выпускной работы во
многом зависит от того, насколько четко студент представляет себе весь
процесс научного исследования и предъявляемые к данным работам требования.
Прежде всего, речь идет о теоретическом уровне, содержании,
структуре, объеме, форме изложения материала и оформлении работы.
Цель учебно-методического пособия – помочь студентам в получении
необходимых знаний по технологии научного исследования для того,
чтобы эта деятельность проходила эффективно, с максимальной пользой и
позволила бы им в полной мере реализовать свои творческие возможности.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственными
образовательными стандартами высшего профессионального
образования, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений РФ, государственными стандартами
на оформление тех или иных частей рукописи.
6
Стр.7