Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Математические методы в педагогических исследованиях (150,00 руб.)

0   0
АвторыОсипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц265
ID211803
АннотацияПособие представляет собой теоретические и методологические основы педагогических исследований, в результате проведения которых возникает необходимость математической обработки данных опытно-экспериментальной работы. Рассмотрены параметрические и непараметрические методы статистического вывода в педагогике на конкретных примерах.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии), слушателей, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников
Кому рекомендованоПредназначено для студентов и аспирантов, проводящих педагогические исследования.
ISBN978-5-7638-2506-0
УДК378.147:51(07)
ББК74.580.20в631я73
Математические методы в педагогических исследованиях : учеб. пособие / С. И. Осипова, С. М. Бутакова, Т. Г. Дулинец, Т. Б. Шаипова .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012 .— 265 с. — ISBN 978-5-7638-2506-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/211803 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассмотрены параметрические и непараметрические методы статистического вывода в педагогике на конкретных примерах. <...> Предназначено для студентов и аспирантов, проводящих педагогические исследования. <...> В настоящее время педагогические исследования находятся на мощном витке развития в связи с растущей информатизацией общества. <...> Научное исследование – это процесс выработки научных знаний; для познания объективной педагогической реальности, объяснения, предсказания ее развития проводятся педагогические исследования. <...> В последнее время, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития. <...> Собственно исследовательский этап представляет собой этап, логическая схема выполнения которого в общем виде: отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода. <...> В него входят: отбор методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных выводов, их опробование и уточнение – построение заключительного вывода. <...> Противоречия: ▪ между потребностью современного общества в конкурентоспособном специалисте и недостаточной ориентацией системы образования на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста; 11 ▪ между потребностью студента быть востребованным на рынке труда и недостаточным вниманием к формированию соответствующих личностных качеств в существующем образовательном процессе вуза; ▪ между необходимостью развивать конкурентоспособную личность будущего специалиста в процессе образования и недостаточной разработанностью <...>
Математические_методы_в_педагогических_исследованиях_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии), слушателей, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников 1.06.2011 г. Красноярск СФУ 2012
Стр.2
УДК 378.147:51(07) ББК 74.580.20в631я73 М34 Рецензенты: д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета Н.В. Гафурова; д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой психологии и педагогики Сибирского государственного технологического университета В.В. Игнатова Осипова, С.И. М34 Математические методы в педагогических исследованиях: учебное пособие / С.И. Осипова, С.М. Бутакова, Т.Г. Дулинец, Т.Б. Шаипова. − Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 264 с. ISBN 978-5-7638-2506-0 Пособие представляет собой теоретические и методологические основы педагогических исследований, в результате проведения которых возникает необходимость математической обработки данных опытноэкспериментальной работы. Рассмотрены параметрические и непараметрические методы статистического вывода в педагогике на конкретных примерах. Предназначено для студентов и аспирантов, проводящих педагогические исследования. ISBN 978-5-7638-2506-0 УДК 378.147:51(07) ББК 74.580.20в631я73 © Сибирский федеральный университет, 2012
Стр.3
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ........................................................................................... 5 1.1. Основные понятия педагогического исследования ........................ 5 1.2. Логика педагогического исследования ............................................ 8 1.3. Организация и структура педагогического исследования ......... 19 ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .............................................. 26 2.1. Основные понятия методологии педагогического исследования .................................................................................... 26 2.2. Системный подход в педагогическом исследовании ................... 32 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ......................................................... 43 3.1. Методы эмпирического исследования и их виды ......................... 43 3.2. Основания и принципы выбора методов научно-педагогического исследования ........................................ 72 ГЛАВА 4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ..................................................................................... 102 4.1. Предпосылки возникновения современной теории математических методов в педагогике ....................................... 102 4.2. Основы измерения и количественного описания данных в педагогическом исследовании ....................................................105 4.3. Параметрические и непараметрические методы статистического вывода в педагогике ..........................................169 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ............................................................................... 221 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................ 230 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Бытует мнение о том, что любая наука становится понастоящему наукой тогда, когда она использует математику. Можно не соглашаться с категоричностью этого суждения, однако практически очевидным является то, что использование математики весьма полезно в исследованиях, содержащих статистический материал. В пособии, ориентированном на оказание практической помощи студентам и аспирантам, представлены теоретико-методологические основы педагогического исследования, выделены основные проблемы и конкретные задачи, возникающие при обработке результатов педагогического эксперимента, и показаны (практически в виде алгоритма) способы их решения. 4
Стр.5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. ОснОвные пОнятия педагОгическОгО исследОвания Впервые в 1803 г. И.Г. Песталоцци предложил проводить экспериментальные исследования педагогических проблем; по его инициативе в 1809 г. в Кенигсберге были организованы семинары, на которых обсуждались вопросы обучения и воспитания. В России в 1833 г. начал выходить «Педагогический журнал», в котором помещались сведения о деятельности передовых педагогов, работавших в Гатчинском воспитательном доме, анализировался отечественный и мировой опыт в области воспитания, указывались пути развития прогрессивной педагогики. Разработкой психологопедагогических проблем занимались около 20 учреждений. В 19191920 гг. в России созданы физико-педагогический, гуманитарнопедагогический, естественно-педагогический институты и научный институт по детскому чтению. На базе педагогических институтов открыли НИИ методов школьной работы (1922), Ленинградский институт школьной работы (1924), Институт методов внешкольной работы с детьми (1923), Научно-исследовательский педагогический институт при МГУ (1926). В эти же годы были организованы научно-исследовательские институты планирования и организации народного образования, политехнического образования, начальной школы. В октябре 1943 г. образована АПН РСФСР, в 1966 – преобразована в АПН СССР; в 1991 г. создана РАО. В настоящее время педагогические исследования находятся на мощном витке развития в связи с растущей информатизацией общества. Определение 1. Под исследованием понимается (В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов) сложная, целенаправленная, аналитикосинтетическая, берущая из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная познавательная деятельность, характерным призна5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.