Рассмотрены параметрические и непараметрические методы статистического вывода в педагогике на конкретных
примерах. <...> Предназначено для студентов и аспирантов, проводящих педагогические исследования. <...> В настоящее время
педагогические исследования находятся на мощном витке развития
в связи с растущей информатизацией общества. <...> Научное исследование – это процесс выработки
научных знаний; для познания объективной педагогической реальности, объяснения, предсказания ее развития проводятся педагогические исследования. <...> В последнее время, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной
области должно раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций,
творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия
ее здорового психического и физического развития. <...> Собственно исследовательский этап представляет собой этап,
логическая схема выполнения которого в общем виде: отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода. <...> В него входят: отбор
методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных
выводов, их опробование и уточнение – построение заключительного вывода. <...> Противоречия:
▪ между потребностью современного общества в конкурентоспособном специалисте и недостаточной ориентацией системы образования на формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста;
11
▪ между потребностью студента быть востребованным на рынке
труда и недостаточным вниманием к формированию соответствующих
личностных качеств в существующем образовательном процессе вуза;
▪ между необходимостью развивать конкурентоспособную личность будущего специалиста в процессе образования и недостаточной
разработанностью <...>
Математические_методы_в_педагогических_исследованиях_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Допущено Учебно-методическим объединением
по профессионально-педагогическому образованию
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности
050501.65 – Профессиональное обучение (информатика,
вычислительная техника и компьютерные технологии),
слушателей, преподавателей, аспирантов и других
профессионально-педагогических работников
1.06.2011 г.
Красноярск
СФУ
2012
Стр.2
УДК 378.147:51(07)
ББК 74.580.20в631я73
М34
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики профессионального
обучения Сибирского федерального университета
Н.В. Гафурова;
д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой психологии и педагогики
Сибирского государственного технологического
университета В.В. Игнатова
Осипова, С.И.
М34 Математические методы в педагогических исследованиях:
учебное пособие / С.И. Осипова, С.М. Бутакова, Т.Г. Дулинец,
Т.Б. Шаипова. − Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 264 с.
ISBN 978-5-7638-2506-0
Пособие представляет собой теоретические и методологические
основы педагогических исследований, в результате проведения которых
возникает необходимость математической обработки данных опытноэкспериментальной
работы. Рассмотрены параметрические и непараметрические
методы статистического вывода в педагогике на конкретных
примерах.
Предназначено для студентов и аспирантов, проводящих педагогические
исследования.
ISBN 978-5-7638-2506-0
УДК 378.147:51(07)
ББК 74.580.20в631я73
© Сибирский
федеральный
университет, 2012
Стр.3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ........................................................................................... 5
1.1. Основные понятия педагогического исследования ........................ 5
1.2. Логика педагогического исследования ............................................ 8
1.3. Организация и структура педагогического исследования ......... 19
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .............................................. 26
2.1. Основные понятия методологии педагогического
исследования .................................................................................... 26
2.2. Системный подход в педагогическом исследовании ................... 32
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ......................................................... 43
3.1. Методы эмпирического исследования и их виды ......................... 43
3.2. Основания и принципы выбора методов
научно-педагогического исследования ........................................ 72
ГЛАВА 4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ ..................................................................................... 102
4.1. Предпосылки возникновения современной теории
математических методов в педагогике ....................................... 102
4.2. Основы измерения и количественного описания данных
в педагогическом исследовании ....................................................105
4.3. Параметрические и непараметрические методы
статистического вывода в педагогике ..........................................169
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ............................................................................... 221
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................ 230
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Бытует мнение о том, что любая наука становится понастоящему
наукой тогда, когда она использует математику. Можно
не соглашаться с категоричностью этого суждения, однако практически
очевидным является то, что использование математики весьма
полезно в исследованиях, содержащих статистический материал.
В пособии, ориентированном на оказание практической помощи
студентам и аспирантам, представлены теоретико-методологические
основы педагогического исследования, выделены основные проблемы
и конкретные задачи, возникающие при обработке результатов
педагогического эксперимента, и показаны (практически в виде алгоритма)
способы их решения.
4
Стр.5
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. ОснОвные пОнятия
педагОгическОгО исследОвания
Впервые в 1803 г. И.Г. Песталоцци предложил проводить экспериментальные
исследования педагогических проблем; по его инициативе
в 1809 г. в Кенигсберге были организованы семинары, на
которых обсуждались вопросы обучения и воспитания.
В России в 1833 г. начал выходить «Педагогический журнал», в
котором помещались сведения о деятельности передовых педагогов,
работавших в Гатчинском воспитательном доме, анализировался
отечественный и мировой опыт в области воспитания, указывались
пути развития прогрессивной педагогики. Разработкой психологопедагогических
проблем занимались около 20 учреждений. В 19191920
гг. в России созданы физико-педагогический, гуманитарнопедагогический,
естественно-педагогический институты и научный
институт по детскому чтению. На базе педагогических институтов
открыли НИИ методов школьной работы (1922), Ленинградский
институт школьной работы (1924), Институт методов внешкольной
работы с детьми (1923), Научно-исследовательский педагогический
институт при МГУ (1926). В эти же годы были организованы
научно-исследовательские институты планирования и организации
народного образования, политехнического образования, начальной
школы. В октябре 1943 г. образована АПН РСФСР, в 1966 – преобразована
в АПН СССР; в 1991 г. создана РАО. В настоящее время
педагогические исследования находятся на мощном витке развития
в связи с растущей информатизацией общества.
Определение 1. Под исследованием понимается (В.И. Загвязинский,
С.А. Гильманов) сложная, целенаправленная, аналитикосинтетическая,
берущая из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная
познавательная деятельность, характерным призна5
Стр.6