ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ И ПРОДУЦИРОВАНИЮ
ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ <...> В.А. Хопренинова
Оренбургский государственный педагогический университет
Признание текста как основной коммуникативной единицы дает
основание трактовать практические цели обучения языку как приобретение
учащимися умений понимать и создавать тексты. <...> Восприятие и продуцирование текста в психолингвистической
литературе рассматриваются как два нерасторжимых, взаимосвязанных
аспекта речевой деятельности. <...> Вместе с тем они не ставятся исследователями
в один ряд по многим свойствам и признакам, так как степень активности и
степень творчества здесь не одинаковы, поскольку усилия при вербализации
все же больше тех, которые связаны с восприятием речи. <...> Основываясь на идее Л.С. Выготского о том, что «мысль творится в
слове»,
в
результате
анализа
и
обобщения
существующих
психолингвистических схем речепорождения ученые определили основные
фазы, включаемые в модель порождения текста: 1) мотивация и замысел
(программа, план), 2) осуществление (реализация замысла), 3) сопоставление
реализации с замыслом (3). <...> Вторая фаза порождения речи состоит в реализации замысла текста, речевой
деятельности создателя текста, которая состоит в «выборе модели,
подлежащей вербализации, и преобразовании ее в линейный текст. <...> Преобразование происходит в два этапа: отбор единиц языка из памяти
носителя и построение из этих единиц речевого целого» (4). <...> В процессе порождения текста автор
слушает себя или читает написанное, выступая таким образом в роли
реципиента. <...> Создаваемый текст фиксируется в оперативной памяти автора и
проводится проверка правильности продуцированного фрагмента текста,
соответствия замыслу. <...> Отбор слов из долговременной памяти подчиняется
замыслу высказывания (там же). <...> Эти три этапа порождения речи, выделяемых в психолингвистической
литературе, необходимо методически обеспечить в процессе обучения <...>
ПРОБЛЕМА_ОБУЧЕНИЯ_ВОСПРИЯТИЮ_И_ПРОДУЦИРОВАНИЮ_ТЕКСТА_НА_УРОКАХ_РУССКОГО_ЯЗЫКА_В_НАЧАЛЬНОЙ_ШКОЛЕ.pdf
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ И ПРОДУЦИРОВАНИЮ
ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В.А. Хопренинова
Оренбургский государственный педагогический университет
Признание текста как основной коммуникативной единицы дает
основание трактовать практические цели обучения языку как приобретение
учащимися умений понимать и создавать тексты.
Восприятие и продуцирование текста в психолингвистической
литературе рассматриваются как два нерасторжимых, взаимосвязанных
аспекта речевой деятельности. Вместе с тем они не ставятся исследователями
в один ряд по многим свойствам и признакам, так как степень активности и
степень творчества здесь не одинаковы, поскольку усилия при вербализации
все же больше тех, которые связаны с восприятием речи.
Основываясь на идее Л.С. Выготского о том, что «мысль творится в
в результате анализа и обобщения существующих
слове»,
психолингвистических схем речепорождения ученые определили основные
фазы, включаемые в модель порождения текста: 1) мотивация и замысел
(программа, план), 2) осуществление (реализация замысла), 3) сопоставление
реализации с замыслом (3).
Мотивация включает в себя информацию в виде замысла (плана)
текста. Замысел можно определит как общую концепцию будущего текста.
Вторая фаза порождения речи состоит в реализации замысла текста, речевой
деятельности создателя текста, которая состоит в «выборе модели,
подлежащей вербализации, и преобразовании ее в линейный текст.
Преобразование происходит в два этапа: отбор единиц языка из памяти
носителя и построение из этих единиц речевого целого» (4). Третья фаза
процесса порождения - фаза контроля. В процессе порождения текста автор
слушает себя или читает написанное, выступая таким образом в роли
реципиента. Создаваемый текст фиксируется в оперативной памяти автора и
проводится проверка правильности продуцированного фрагмента текста,
Стр.1