Формирование готовности будущего
учителя к управлению
познавательной деятельностью школьников
средствами свободной работы
Оренбург РЦРО
2010
2
Публикует ся по решению Ученого совета Оренбургского государстве нного педагогическо го университета
Ре це нзе нты : <...> Формирование готовности будущего учителя к управлению познав ательной
деятельностью школьников средствами свободной р аботы
В процессе интенсивного поиска путей и способов обновления образования
обозначились, по крайней мере, три тенденции: воссоздание позитивного отеч ественного опыта, традиций и продуктивных идей; реализация эффективных зар убежных моделей в российских условиях; внедрение отдельных новшеств в традиц ионную систему образования. <...> Вместе с тем следует отметить, что вопросы выявления методов и средств
реализации гуманистически направленного обучения, утверждающего личностную
свободу младшего школьника в познавательной деятельности, до настоящего врем ени не стали предметом специального изучения. <...> Данное педагогическое исследование
направлено на разрешение этого противоречия сре дствами свободного воспитания и
педагогики ненасилия, выявляя и реализуя их потенциал в формировании готовности
студентов педагогических заведений к управлению познавательной деятельностью
учащихся. <...> 3
Введение
Отличительной чертой совр еменного этапа развития среднего
профессионального педагогического образования является измен ение целевых, содержательных и технологически х аспектов формир ования готовности будущих учителей, что обусловлено принятием
обучающегося как субъекта образов ательной деятельности, сменой
парадигмы отношений учителя и уч еника. <...> Изучение состояния рассматриваемой проблемы показало, что
имеющиеся недостатки в деятельности молодых специалистов св идетельствует о наличии определенных трудностей в организации
ими учебной деятельности школьников, в основе которых лежат ст ереотипы традиционного <...>
Формирование_готовности_будущего_учителя_к_управлению_познавательной_деятельностью_школьников_средствами_свободной_работы.pdf
2
Публикуется по решению Ученого совета Оренбургского государстве нного
педагогического университета
Рецензенты:
Н.А. Каргапольцева, доктор педагогических наук, профессор
Р.Ф. Швецова, кандидат педагогических наук, доцент
Хопренинова В.А.
Формирование готовности будущего учителя к управлению познавательной
деятельностью школьников средствами свободной работы
В процессе интенсивного поиска путей и способов обновления образования
обозначились, по крайней мере, три тенденции: воссоздание позитивного отеч ественного
опыта, традиций и продуктивных идей; реализация эффективных зарубежных
моделей в российских условиях; внедрение отдельных новшеств в традиционную
систему образования.
Современная начальная школа становится своеобразным инновационным пространством
по апробированию идей и технологий Л.Н.Толстого, М.Монтессори,
Р.Штайнера, Л.В.Занкова, Э.Б.Давыдова, В.Н.Зайцева и др. и в новых социокульту рных
условиях стремится к оптимальному решению проблемы личностного развития
учащихся. Вместе с тем следует отметить, что вопросы выявления методов и средств
реализации гуманистически направленного обучения, утверждающего личностную
свободу младшего школьника в познавательной деятельности, до настоящего врем ени
не стали предметом специального изучения. Данное педагогическое исследование
направлено на разрешение этого противоречия сре дствами свободного воспитания и
педагогики ненасилия, выявляя и реализуя их потенциал в формировании готовности
студентов педагогических заведений к управлению познавательной деятельностью
учащихся.
Стр.2
173
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….… 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования готовности
будущего учителя к управлению познавательной
деятельностью школьников
6
1.1. Формирование готовности будущего учителя к
управлению познавательной деятельностью учащихся
как педагогическая проблема………………
1.3. Модель формирования готовности студентов педагогических
учебных заведений к управлению познавательной
деятельностью школьников…………
ГЛАВА II. Опыт формирования готовности будущих
учителей к управлению познавательной деятельностью
школьников
2.1. Программирование содержания формирования готовности
будущих педагогов к управлению познавательной
деятельностью школьников…….…..
2.2. Взаимодействие педагогов и студентов в формир овании
субъектного сообщества………………
2.3. Дифференцированный подход как основа формирования
готовности будущего учителя к управлению
познавательной деятельностью школьников..……….
6
1.2. Историко-педагогический анализ использования
свободной работы в познавательной деятельности
учащихся…………………………………………………… 31
53
74
74
97
122
Заключение………………………………………………………. 143
Литература……………………………………………………….. 146
Приложение ……………………………………………………..
Стр.173