Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Е. А. Игумнова, Ж. А. Леснянская
В СОГЛАСИИ
С ПРИРОДОЙ И ЛЮДЬМИ:
эколого-психологический тренинг
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
ББК Ч426.44
УДК 577.4 (07)
И 286
Печатается по решению Учёного совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н. Г. Чернышевского
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу
Минобрнауки РФ, №6.2229.2011
Ответственный за выпуск
С. Е. Старостина, д-р пед. наук, проф.,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты:
Н. М. Сараева, д-р психол. наук, проф. ЗабГГПУ;
М. Ю. Плотникова, канд. психол. наук, доц. ЗабГУ
И 286
В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг: учеб.
пособие / Е. А. Игумнова, Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т. –
Чита, 2012. – 117 с.
ISBN 978-5-85158-859-4
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений,
обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое
образование и ФГОС ВПО по направлению 030300 Психология, изучающих в рамках
вариативной части учебный курс «Технология эколого-психологического тренинга».
Основой разработки учебного издания для студентов является авторская концепция и
программа эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми».
Кроме того, издание может быть рекомендовано бакалаврам и магистрантам
при организации внеклассной деятельности по экологическому образованию со
школьниками во время прохождения практики в общеобразовательных учреждениях,
в процессе подготовки выпускных квалификационных работ.
Учебное пособие может быть полезно педагогам общеобразовательных школ и
учреждений дополнительного образования, занимающимся воспитанием экологической
культуры учащихся.
ISBN 978-5-85158-859-4
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Оглавление
Введение ....................................................................................................... 5
РАЗДЕЛ I. Диагностика экологического сознания .............................. 8
1.1. Экологическое сознание: сущность, структура и диагностика
отдельных его компонентов..................................................................
1.2. Типы экологического сознания. Ведущий тип мотивации
взаимодействия с природными объектами ........................................ 11
1.3. Диагностика субъективного отношения к природе ................... 13
РАЗДЕЛ II. Эколого-психологический тренинг –
перспективная технология экологического образования ................. 14
2.1. Технология эколого-психологического тренинга ...................... 16
2.2. Использование элементов психолого-экологического тренинга
во взаимодействии учащихся с природой ......................................... 18
РАЗДЕЛ III. Тренинг «В согласии с природой и людьми»
как вариант реализации технологии эколого-психологического
тренинга ...................................................................................................... 23
3.1. Концепция эколого-психологического тренинга «В согласии
с природой и людьми .......................................................................... 24
3.2. Учёт социоприродного окружения при проектировании
эколого-психологического тренинга «В согласии с природой
и людьми» ...................................................................................................25
РАЗДЕЛ IV. Я – участник занятий эколого-психологического
тренинга «В согласии с природой и людьми»...................................... 27
4.1. Я – частица мироздания .............................................................. 28
4.2. Я – часть планеты Земля ............................................................. 33
4.3. Я – тайна природы ....................................................................... 36
4.4. Я и эволюция ................................................................................ 40
4.5. Я и отголоски предков во мне .................................................... 43
4.6. Я и океан ....................................................................................... 46
4.7. Я и растительный мир ................................................................. 49
4.8. Я и животные ............................................................................... 52
4.9. Я и родной уголок природы ....................................................... 55
4.10. Я и люди ...................................................................................... 67
4.11. Я и природа .................................................................................. 70
4.12. Я и глобальные проблемы .......................................................... 72
4.13. Я ответственен за природу ......................................................... 75
3
Стр.4
Итоговое задание по учебному курсу
«Технология эколого-психологического тренинга» ........................... 77
Список литературы .................................................................................. 79
Приложение ................................................................................................ 83
Приложение 1. Экспресс-диагностика эмпатии (И. М. Юсупов) .......... 83
Приложение 2. Общечеловеческие жизнеутверждающие
и жизнесохраняющие ценности – ориентир на пути гармонии
человека с природой (Е. А. Игумнова) ...................................................... 88
Приложение 3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) ........ 93
Приложение 4. Методика «Альтернатива» (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин)..95
Приложение 5. Опросник «Натурафил» (С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин)....97
Приложение 6. Методическая подсказка по теме «Что такое кластер?»..102
Приложение 7. Занятие-экскурсия для учащихся 5–6 класса по теме:
«Поляна открытий» (Е. А. Игумнова) ...................................................... 103
Приложение 8. Роль социоприродного окружения школы
в экологическом образовании (Е. А. Игумнова) ..................................... 113
4
Стр.5
Введение
В современных социокультурных условиях усиливается интерес к
воспитанию экологической культуры каждого человека и общества в целом
как фактора устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России (2009), новом ФГОС для школы: начальное
образование (2009), основное образование (2010) – отражено, что развитие
экологической культуры учащихся является одной из интегрированных
характеристик их духовно-нравственного развития.
В связи с этим возрастают требования к подготовке педагога, способного
на практике успешно организовывать процесс воспитания экологической
культуры учащихся. Актуальным является использование педагогами
таких методов, форм и технологий в экологическом образовании,
которые нацелены на самореализацию и личностный рост учащихся, развитие
гуманного отношения к природе и взращивание добрых отношений
со сверстниками, осознание ценности природы и места человека в ней,
решение экологических проблем в учебных ситуациях.
Этой цели может служить эколого-психологический тренинг, построенный
на таких методах, как дискуссии, игры, упражнения, создание
творческих работ, которые направлены на развитие у учащихся умения
общаться, эмпатии и рефлексии по отношению к людям и природе и др.
Понимая значимость интерактивных форм организации экологического
образования, мы разработали эколого-психологический тренинг
«В согласии с природой и людьми». В основе программы тренинга ключевой
является идея: от согласия с самим собой – к согласию с природой
и людьми, к устойчивому безопасному будущему, ибо единство человека
с природой и содружество с людьми – путь спасения Земли и цивилизации
на ней.
В первом разделе учебного пособия Вы можете познакомиться с
диагностикой экологического сознания, во втором – с технологией эколого-психологического
тренинга, в третьем – с авторской концепцией эколого-психологического
тренинга «В согласии с природой и людьми» и
технологией проведения занятий.
I–III разделы имеют следующую структуру представления материала:
–
теоретические материалы по изучаемому разделу;
– задания для самостоятельной работы студентов;
– критерии выполнения заданий;
– условия, при которых задание будет считаться выполненным;
– литература по теме занятия.
5
Стр.6
Особое место занимает раздел I� «Я – участник эколого-психолологического
тренинга “В согласии с природой и людьми”», где представлены
занятия, каждое из которых проводится преподавателем-тренером.
Вы «проживаете» занятие как участник тренинга. После участия в нём
рекомендуем ещё раз просмотреть текст занятия и записать свои впечатления
и коррективы, которые Вы бы внесли для адаптации тренинга с
учётом возрастных особенностей учащихся.
В учебном издании приведён список литературы, использованной
для составления текстов вводных бесед, подбора и адаптации игр и упражнений
для тренинга в соответствии с темой занятия. Вы можете адаптировать
эколого-психологический тренинг к своим условиям и творчески
реализовывать его на практике.
Успешное освоение студентами учебного курса «Технология эколого-психологического
тренинга» будет содействовать овладению ими следующими
компетенциями в соответствии со стандартами:
1. ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование:
общекультурной
компетенцией (ОК):
– способен понимать значение культуры как формы человеческого
существования и руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
профессиональными компетенциями в области педагогической
деятельности:
– готов применять современные методики и технологии для обеспечения
качества учебно-воспитательного процесса на определённой образовательной
ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
– способен применять современные методы диагностирования достижений
обучающихся и воспитанников (ПК-3).
2. ФГОС ВПО по направлению 030300 Психология:
общекультурными компетенциями (ОК):
– готов к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения
и развития современной цивилизации (ОК-1);
– способен к восприятию личности другого, эмпатии, установлению
доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей
(ОК-7);
профессиональными компетенциями в области педагогической
деятельности:
– готов к отбору и применению психодиагностических методик,
адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов и их интерпретации
(ПК-2);
– готов к просветительской деятельности среди населения с целью
повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);
6
Стр.7
– готов к реализации интерактивных методов, психологических
технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану
здоровья индивидов и групп (ПК-23).
В содержании данного учебного издания отражён преподавательский
опыт авторов, приобретённый в процессе обучения будущих учителей
и психологов на базе Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического
университета им. Н. Г. Чернышевского, а также в процессе
взаимодействия с учителями на курсах повышения квалификации
и научного руководства инновационной деятельностью в образовательных
учреждениях г. Читы и Забайкальского края.
В заключении хотим привести слова Н. Ф. Реймерса из его «Экологического
манифеста», с которыми мы пытаемся сверять свою работу по
экологическому образованию подрастающего поколения:
«Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на человека,
на мир людей и природы. О разрушении и так позаботится
время…»
7
Стр.8