Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг (150,00 руб.)

0   0
Первый авторИгумнова Е. А.
АвторыЛеснянская Ж. А., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц118
ID211604
АннотацияУчебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование и ФГОС ВПО по направлению 030300 Психология, изучающих в рамках вариативной части учебный курс «Технология эколого-психологического тренинга». Основой разработки учебного издания для студентов является авторская концепция и программа эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми». Кроме того, издание может быть рекомендовано бакалаврам и магистрантам при организации внеклассной деятельности по экологическому образованию со школьниками во время прохождения практики в общеобразовательных учреждениях, в процессе подготовки выпускных квалификационных работ. Учебное пособие может быть полезно педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, занимающимся воспитанием экологической культуры учащихся.
ISBN978-5-85158-859-4
УДК577.4(07)
ББКЧ426.44
Игумнова, Е. А. В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг : [учеб. пособие] / Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Е. А. Игумнова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2012 .— 118 с. — ISBN 978-5-85158-859-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/211604 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. А. Игумнова, Ж. А. Леснянская В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ И ЛЮДЬМИ: эколого-психологический тренинг Чита ЗабГГПУ 2012 ББК Ч426.44 УДК 577.4 (07) И 286 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> ЗабГУ В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг: учеб. <...> ISBN 978-5-85158-859-4 Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование и ФГОС ВПО по направлению 030300 Психология, изучающих в рамках вариативной части учебный курс «Технология эколого-психологического тренинга». <...> Основой разработки учебного издания для студентов является авторская концепция и программа эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми». <...> Кроме того, издание может быть рекомендовано бакалаврам и магистрантам при организации внеклассной деятельности по экологическому образованию со школьниками во время прохождения практики в общеобразовательных учреждениях, в процессе подготовки выпускных квалификационных работ. <...> Учебное пособие может быть полезно педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, занимающимся воспитанием экологической культуры учащихся. <...> Концепция эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми . <...> Методическая подсказка по теме «Что такое кластер? <...> Роль социоприродного окружения школы в экологическом образовании (Е. А. Игумнова)...................................... 113 4 Введение В современных социокультурных условиях усиливается интерес к воспитанию экологической культуры каждого человека и общества в целом как фактора устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности. <...> Актуальным является использование педагогами таких методов, форм и технологий в экологическом образовании, которые нацелены на самореализацию и личностный рост учащихся, развитие гуманного отношения <...>
В_согласии_с_природой_и_людьми_эколого-психологический_тренинг.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Е. А. Игумнова, Ж. А. Леснянская В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ И ЛЮДЬМИ: эколого-психологический тренинг Чита ЗабГГПУ 2012
Стр.2
ББК Ч426.44 УДК 577.4 (07) И 286 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6.2229.2011 Ответственный за выпуск С. Е. Старостина, д-р пед. наук, проф., проректор по учебной работе ЗабГГПУ Рецензенты: Н. М. Сараева, д-р психол. наук, проф. ЗабГГПУ; М. Ю. Плотникова, канд. психол. наук, доц. ЗабГУ И 286 В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг: учеб. пособие / Е. А. Игумнова, Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т. – Чита, 2012. – 117 с. ISBN 978-5-85158-859-4 Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование и ФГОС ВПО по направлению 030300 Психология, изучающих в рамках вариативной части учебный курс «Технология эколого-психологического тренинга». Основой разработки учебного издания для студентов является авторская концепция и программа эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми». Кроме того, издание может быть рекомендовано бакалаврам и магистрантам при организации внеклассной деятельности по экологическому образованию со школьниками во время прохождения практики в общеобразовательных учреждениях, в процессе подготовки выпускных квалификационных работ. Учебное пособие может быть полезно педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, занимающимся воспитанием экологической культуры учащихся. ISBN 978-5-85158-859-4 © ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Оглавление Введение ....................................................................................................... 5 РАЗДЕЛ I. Диагностика экологического сознания .............................. 8 1.1. Экологическое сознание: сущность, структура и диагностика отдельных его компонентов.................................................................. 1.2. Типы экологического сознания. Ведущий тип мотивации взаимодействия с природными объектами ........................................ 11 1.3. Диагностика субъективного отношения к природе ................... 13 РАЗДЕЛ II. Эколого-психологический тренинг – перспективная технология экологического образования ................. 14 2.1. Технология эколого-психологического тренинга ...................... 16 2.2. Использование элементов психолого-экологического тренинга во взаимодействии учащихся с природой ......................................... 18 РАЗДЕЛ III. Тренинг «В согласии с природой и людьми» как вариант реализации технологии эколого-психологического тренинга ...................................................................................................... 23 3.1. Концепция эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми .......................................................................... 24 3.2. Учёт социоприродного окружения при проектировании эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми» ...................................................................................................25 РАЗДЕЛ IV. Я – участник занятий эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми»...................................... 27 4.1. Я – частица мироздания .............................................................. 28 4.2. Я – часть планеты Земля ............................................................. 33 4.3. Я – тайна природы ....................................................................... 36 4.4. Я и эволюция ................................................................................ 40 4.5. Я и отголоски предков во мне .................................................... 43 4.6. Я и океан ....................................................................................... 46 4.7. Я и растительный мир ................................................................. 49 4.8. Я и животные ............................................................................... 52 4.9. Я и родной уголок природы ....................................................... 55 4.10. Я и люди ...................................................................................... 67 4.11. Я и природа .................................................................................. 70 4.12. Я и глобальные проблемы .......................................................... 72 4.13. Я ответственен за природу ......................................................... 75 3
Стр.4
Итоговое задание по учебному курсу «Технология эколого-психологического тренинга» ........................... 77 Список литературы .................................................................................. 79 Приложение ................................................................................................ 83 Приложение 1. Экспресс-диагностика эмпатии (И. М. Юсупов) .......... 83 Приложение 2. Общечеловеческие жизнеутверждающие и жизнесохраняющие ценности – ориентир на пути гармонии человека с природой (Е. А. Игумнова) ...................................................... 88 Приложение 3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) ........ 93 Приложение 4. Методика «Альтернатива» (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин)..95 Приложение 5. Опросник «Натурафил» (С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин)....97 Приложение 6. Методическая подсказка по теме «Что такое кластер?»..102 Приложение 7. Занятие-экскурсия для учащихся 5–6 класса по теме: «Поляна открытий» (Е. А. Игумнова) ...................................................... 103 Приложение 8. Роль социоприродного окружения школы в экологическом образовании (Е. А. Игумнова) ..................................... 113 4
Стр.5
Введение В современных социокультурных условиях усиливается интерес к воспитанию экологической культуры каждого человека и общества в целом как фактора устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), новом ФГОС для школы: начальное образование (2009), основное образование (2010) – отражено, что развитие экологической культуры учащихся является одной из интегрированных характеристик их духовно-нравственного развития. В связи с этим возрастают требования к подготовке педагога, способного на практике успешно организовывать процесс воспитания экологической культуры учащихся. Актуальным является использование педагогами таких методов, форм и технологий в экологическом образовании, которые нацелены на самореализацию и личностный рост учащихся, развитие гуманного отношения к природе и взращивание добрых отношений со сверстниками, осознание ценности природы и места человека в ней, решение экологических проблем в учебных ситуациях. Этой цели может служить эколого-психологический тренинг, построенный на таких методах, как дискуссии, игры, упражнения, создание творческих работ, которые направлены на развитие у учащихся умения общаться, эмпатии и рефлексии по отношению к людям и природе и др. Понимая значимость интерактивных форм организации экологического образования, мы разработали эколого-психологический тренинг «В согласии с природой и людьми». В основе программы тренинга ключевой является идея: от согласия с самим собой – к согласию с природой и людьми, к устойчивому безопасному будущему, ибо единство человека с природой и содружество с людьми – путь спасения Земли и цивилизации на ней. В первом разделе учебного пособия Вы можете познакомиться с диагностикой экологического сознания, во втором – с технологией эколого-психологического тренинга, в третьем – с авторской концепцией эколого-психологического тренинга «В согласии с природой и людьми» и технологией проведения занятий. I–III разделы имеют следующую структуру представления материала: – теоретические материалы по изучаемому разделу; – задания для самостоятельной работы студентов; – критерии выполнения заданий; – условия, при которых задание будет считаться выполненным; – литература по теме занятия. 5
Стр.6
Особое место занимает раздел I� «Я – участник эколого-психолологического тренинга “В согласии с природой и людьми”», где представлены занятия, каждое из которых проводится преподавателем-тренером. Вы «проживаете» занятие как участник тренинга. После участия в нём рекомендуем ещё раз просмотреть текст занятия и записать свои впечатления и коррективы, которые Вы бы внесли для адаптации тренинга с учётом возрастных особенностей учащихся. В учебном издании приведён список литературы, использованной для составления текстов вводных бесед, подбора и адаптации игр и упражнений для тренинга в соответствии с темой занятия. Вы можете адаптировать эколого-психологический тренинг к своим условиям и творчески реализовывать его на практике. Успешное освоение студентами учебного курса «Технология эколого-психологического тренинга» будет содействовать овладению ими следующими компетенциями в соответствии со стандартами: 1. ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование: общекультурной компетенцией (ОК): – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности: – готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на определённой образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3). 2. ФГОС ВПО по направлению 030300 Психология: общекультурными компетенциями (ОК): – готов к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1); – способен к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности: – готов к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов и их интерпретации (ПК-2); – готов к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20); 6
Стр.7
– готов к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23). В содержании данного учебного издания отражён преподавательский опыт авторов, приобретённый в процессе обучения будущих учителей и психологов на базе Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, а также в процессе взаимодействия с учителями на курсах повышения квалификации и научного руководства инновационной деятельностью в образовательных учреждениях г. Читы и Забайкальского края. В заключении хотим привести слова Н. Ф. Реймерса из его «Экологического манифеста», с которыми мы пытаемся сверять свою работу по экологическому образованию подрастающего поколения: «Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на человека, на мир людей и природы. О разрушении и так позаботится время…» 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.