Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Воспитание культурной элиты в образовании России. История и современность (150,00 руб.)

0   0
Первый авторОльховская Е. Ю.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц331
ID211586
АннотацияМонография является результатом докторского исследования. На широком фоне развития теорий элитологии, психологии одаренности, философии избранности, соотношения воспитания и развития личности, а также анализа деятельности элитарного образования; автор рассматривает проблему воспитания культурной элиты в образовании России. Пути решения данной проблемы освещаются в свете гуманистических и демократических идей воспитания элиты, ответственной перед народом. Генезис этой проблемы представлен в сопоставлении дореволюционного, советского, постсоветского и современного периодов. В монографии широко анализируются партийно-правительственные документы, научные материалы и периодика, базовый педагогический опыт и другие источники, решающие задачи подготовки элиты в образовании.
Кому рекомендованоПредполагаем, что программа представляет интерес для специалистов в области философии и истории образования, педагогики, для магистрантов, аспирантов, докторантов, для преподавателей общепедагогических дисциплин.
ISBN978-5-85158-660-6
УДК33
ББК433
Ольховская, Е. Ю. Воспитание культурной элиты в образовании России. История и современность : [монография] / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Е. Ю. Ольховская .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2011 .— 331 с. — Библиогр.: с. 306-329 (517 назв.) .— ISBN 978-5-85158-660-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/211586 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. Ю. Ольховская Воспитание культурной элиты в образовании России. <...> Е. Ю. Ольховская Воспитание культурной элиты в образовании России. <...> В монографии широко анализируются партийно-правительственные документы, научные материалы и периодика, базовый педагогический опыт и другие источники, решающие задачи подготовки элиты в образовании. <...> Элитарное образование как институт социально-культурного развития общества (институализация элитарного образования). <...> Развитие элитарного образования в России в 60–80-е гг. как института подготовки элиты из одаренных личностей . <...> Институализация элитарного образования в России 90-х гг. <...> Решение проблемы воспитания элиты в русле меритократии и гуманизма. <...> Элитарное образование должно создаваться не для социальной элиты, а для высокоспособных личностей, обращающих большее внимание на свой высокий духовный облик, чем на положение в обществе. <...> Ведущими функциями элитарного образования должно быть обеспечение таким индивидам условий адекватного уровня самосовершенствования и вертикальной мобильности; в противном случае элитарное образование станет источником роста политической, экономической и нравственной несправедливости. <...> Более того, реализация идеи концепции профильного обучения о взаимодействии школьного и профессионального образования, а также развития профилирующих способностей детей и юношества придает задаче воспитания специалистов высшего класса (культурной элиты) статус государственной политики. <...> В современной ситуации обостренного интереса к вопросам элитообразования элитология образования как складывающаяся область знания, выяв5 ляющая основные законы действия селекционных механизмов и воспитания элитарного сознания высокоспособной личности, должна занять одно из важнейших мест в общетеоретическом решении проблемы воспитания высшей страты общества. <...> сыграли роль опережающего фактора оформления меритократической (власти достойных <...>
Воспитание_культурной_элиты_в_образовании_России._История_и_современность.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Е. Ю. Ольховская Воспитание культурной элиты в образовании России. История и современность Чита ЗабГГПУ 2011
Стр.2
УДК 33 ББК 433 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: М. И. Гомбоева, д-р культурологии, проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ Резензенты: А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф. ЗабГГПУ; К. Г. Эрденеева, д-р пед. наук, проф. ЧитГУ Ольховская, Е. Ю. Воспитание культурной элиты в образовании России. История и современность / Е. Ю. Ольховская ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 330 с. ISBN 978-5-85158-660-6 Монография является результатом докторского исследования. На широком фоне развития теорий элитологии, психологии одаренности, философии избранности, соотношения воспитания и развития личности, а также анализа деятельности элитарного образования; автор расссматривает проблему воспитания культурной элиты в образовании России. Пути решения данной проблемы освещаются в свете гуманистических и демократических идей воспитания элиты, ответственной перед народом. Генезис этой проблемы представлен в сопоставлении дореволюционного, советского, постсоветского и современного периодов. В монографии широко анализируются партийно-правительственные документы, научные материалы и периодика, базовый педагогический опыт и другие источники, решающие задачи подготовки элиты в образовании. Предполагаем, что программа представляет интерес для специалистов в области философии и истории образования, педагогики, для магистрантов, аспирантов, докторантов, для преподавателей общепедагогических дисциплин. УДК 33 ББК 433 ISBN 978-5-85158-660-6 © ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
Оглавление Введение ...............................................................5 Глава I. Теоретико-методологические основы разработки проблемы развития элитарного образования России XX в. ....................................10 1.1. Проблема элиты и ее роли в социально-культурном развитии в философско-социологических исследованиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 1.2. Исследование значения элиты в развитии Российского государства в отечественной и зарубежной социологии. Становление элитологии как нового направления отечественной науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38 1.3. Элитарное образование как институт социально-культурного развития общества (институализация элитарного образования). Решение проблемы воспитания элитарной личности в процессе образования в современном отечественном гуманитарном научном знании. . . . . . . . . . . . . . . .67 Глава II. Развитие элитарного образования в России конца XIX – первой половины (конец 50-х гг.) XX вв. как фактора подготовки социальной элиты ..............................102 2.1. Предпосылки возникновения и развития элитарного образования в России как социального института подготовки элиты. Становление элитарного образования в России (конец XIX – период XX вв. до октябрьской революции). . . . . . . . . . . . . . . . . . .102 2.2. Основные направления реформирования и развития элитарного образования в России послеоктябрьского периода – конца 30-х гг. XX в. ......134 2.3. Характеристика функционирования элитарного образования в России 40–50-х гг. ..................................................162 Глава III. Развитие элитарного образования в России второй половины XX в. как института подготовки специалистов, необходимых государству. . . . . . . . .191 3.1. Развитие элитарного образования в России в 60–80-е гг. как института подготовки элиты из одаренных личностей ..............................191 3.2. Институализация элитарного образования в России 90-х гг. Решение проблемы воспитания элиты в русле меритократии и гуманизма. . . . .224 3.3. Общая характеристика тенденций развития элитарного образования в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290 Список литературы ...................................................306 3
Стр.4
Введение Актуальность исследования. Для современного российского общества характерен процесс реструктуризации и формирования новых социально-профессиональных групп, выявивший две специфические его части: элиту и группу основной массы населения. В философских, социологических, психологических, культурологических и педагогических исследованиях утверждается, что данные группы отличаются друг от друга как менталитетом, так и уровнем интеллектуальной эрудиции. Кроме того, подчеркивается, что становление элитных и около элитных групп конца �� – начала ��I вв. совершалось на фоне социального закрызакрытия и частичной криминализации верхних слоев общества, «утечки мозгов», а также понижения уровня образования широких народных масс. Наиболее быстро шло оформление и осознание своих специфических групповых интересов представителями политической, промышленной и административной элиты. Элита сферы науки, культуры, технического творчества, составляющая в высокоразвитых странах страту высокостатусных профессионалов и играющая роль «позвоночника» в социальном развитии, значительно медленнее проходила этап обновления, реструктуризации и самоопределения. Одной из причин вышеобозначенных негативных тенденций является отсутствие процесса целенаправленного воспитания элиты в образовании. Элитарное образование должно создаваться не для социальной элиты, а для высокоспособных личностей, обращающих большее внимание на свой высокий духовный облик, чем на положение в обществе. Ведущими функциями элитарного образования должно быть обеспечение таким индивидам условий адекватного уровня самосовершенствования и вертикальной мобильности; в противном случае элитарное образование станет источником роста политической, экономической и нравственной несправедливости. В связи с этим в Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 г.) и других документах обращается особое внимание на важность развития отечественных традиций в работе с одаренными детьми и юношеством и подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту в период информатизации общества и развития наукоемких технологий. Более того, реализация идеи концепции профильного обучения о взаимодействии школьного и профессионального образования, а также развития профилирующих способностей детей и юношества придает задаче воспитания специалистов высшего класса (культурной элиты) статус государственной политики. В современной ситуации обостренного интереса к вопросам элитообразования элитология образования как складывающаяся область знания, выяв5
Стр.6
ляющая основные законы действия селекционных механизмов и воспитания элитарного сознания высокоспособной личности, должна занять одно из важнейших мест в общетеоретическом решении проблемы воспитания высшей страты общества. Познание педагогических явлений в контексте социологии и философии избранности, а также рефлексии истории образования в русле изучаемой проблемы обусловливает выход на категории антропологической дифференциации, иерархического персонализма, элитарного и массового сознания, принципов природо- и культуросообразности, вне которых анализ развития системы элитарного образования невозможен. Возращение в научный отечественный аппарат 90-х гг. XX в. понятий «одаренность», «элита», «высший класс», «элитарное» и «массовое» сознание, «элитарное» образование, к данному времени достаточно исследованных европейской наукой, следует считать закономерным явлением. Наметившаяся тенденция была ориентирована на вскрытие взаимосвязей и взаимообусловленности процессов воспитания и развития высокоспособного субъекта, а также анализ особенностей его социализации. Научное оформление вышеобозначенных понятий началось в первые десятилетия XX в. в русле социальной философии, психологии и социологии. Следует подчеркнуть, что идеи первичности духовно-нравственных ценностей в становлении менталитета выдающейся личности русской философии начала XX в. (Н. И. Бердяев, Н. О. Лосский, И. С. Гессен и др.) сыграли роль опережающего фактора оформления меритократической (власти достойных) традиции управления обществом, нацеливающей процесс воспитания элитарного сознания на духовное самосовершенствование одаренной личности. Социально-философская разработка проблемы нашла свое отражение в формирующейся в начале �� в. психологии (�.. Ф. Лаз Ф. Лазурский, Г.. Н. Р Н. Россолилимо, �. Н. Соколов и др.) и педагогике одаренности (В. П. Вахтерев, П. Ф. Каптерев, �. П. Модестов и др.). Несмотря на то, что предпосылки становления элитарного образования были заложены значительно раньше (наличие специальных учебных заведений для одаренных субъектов в среднем звене образования – лицеи, гимназии, народные университеты; университеты и вузы университетского типа в высшем, дающие не только престижное образование, но и создающие условия высокой вертикальной мобильности их выпускников; «институт профессорских стипендиатов» в послевузовском образовании), теоретическое изучение вопросов специфики развития и воспитания высокоспособных субъектов и роли элиты в социуме было предпринято на рубеже XIX– XX вв. (В. Парето, Г. Моска, исследования одаренности). Эти теории заложили основу выявления целей, задач, закономерностей, принципов, технологий элитарного образования и его дифференцирования как самостоятельной системы обучения, нацеленной на воспитание высшей страты общества. Данные исследования были продолжены и в первые десятилетия советской власти в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Е. В. Гурьянова, В. М. Экземплярского и др., поддерживавших в целом и обосновывающих идею необходимости создания специальной системы обучения для одаренных личностей. Более того, именно в этот период, несмотря на официальное непризнание идей элитаризма и проповедование идеалов эгалитарной политики, началось формирование со6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.