Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Л. И. СОРОЧИК
АНТРОПОЛОГИЗМ РУССКОЙ
РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ ХIХ ВЕКА
Учебное пособие
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.1
УДК 17. 01 (075. 3)
ББК Ю 3 (2) 50 Я 73 – 10 я 73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент,
первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты: Т. В. Бернюкевич, канд. филос. наук, доцент, профессор кафедры
социальной антропологии, религиоведения и философии ЧитГУ;
Ю. В. Кокарева, канд. филос. наук, доцент кафедры
философии ЗабГГПУ
Сорочик, Л. И.
Антропологизм русской религиозной этики ХIХ века : учеб. пособие для
гуманитарных и негуманитарных вузов / Л. И. Сорочик ; Забайкал. гос. гум.пед.
ун-т. – Чита, 2010. – 135 с.
ISBN 978-5-85158-579-1
Задача учебного пособия – привлечь внимание читателей к теме человека
не только «физического», но и «внутреннего», «метафизического» (эта тема
варьируется в произведениях вышеперечисленных мыслителей), к вопросу о
смысле и цели его жизни. Обращение к сути и истории таких этических категорий,
как совесть, сердце, «внешний» и «внутренний человек», «ум», «разум»,
«рассудок» и др. позволяет вскрыть, в определенной степени, тайну человека
как существа духовно-нравственного.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих
философию, а также курсы этики, русской философии, антропологии,
религиоведения, антропологии, а также для круга читателей, интересующихся
предложенной в пособии проблематикой.
ББК Ю 3 (2) 50 Я 73 – 10 я 73
УДК 17. 01 (075. 3)
ISBN 978-5-85158-579-1
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................. 5
РАЗДЕЛ I. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЭТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ в. . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. Восточная патристика как один из главных истоков этического
антропологизма в русской религиозной философии ХIХ в.. . . . . . . . 7
§ 1. Концепция триединой природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§ 2. Ум и сердце как составляющие души . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Человек и его духовно-нравственная природа
в восточно-христианском учении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
§ 1. Проблема генезиса зла в византийском исихазме.
Восстановления утраченной целостности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
§ 2. Идея умо-сердечного делания и оптинский ренессанс . . . . . . . . . . 25
Глава 3. Учение Г. С. Сковороды. Сердечное познание
и нравственное совершенствование человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
§ 1. Дихотомия «внешнего» и «внутреннего» в человеке ............ 36
§ 2. Самопознание как условие счастья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
РАЗДЕЛ II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ
ФИЛОСОФИИ ХIХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава 1. Этико-антропологические представления славянофилов
(И. С. Киреевский и А. С. Хомяков). Проблема цельного знания
и его составляющих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
§ 1. Специфика западноевропейской и русской духовности.
«Внешний» и «внутренний» человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
§ 2. Категории «разум», «вера», «знание» в европейской
и отечественной традиции. Концепция «живознания» . . . . . . . . . . . . . . 52
Глава 2. «Метафизика сердца» в учении П. Д. Юркевича . . . . . . . . 70
§ 1. Сердце – центр жизни человека. Идея личности . . . . . . . . . . . . . . . 71
§ 2. «Человек духовный» и «человек биологический»:
П. Д. Юркевич против Н. Г. Чернышевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
§ 3. Этико-педагогическая концепция Юркевича . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
§ 4. Роль нравственного начала в процессе постижения истины. . . . . . 87
3
Стр.3
Глава 3. Человек как главная проблема творчества
Ф. М. Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
§ 1. Двойственность природы человека: данность или заданность?
Диалектика добра и зла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
§ 2. Экзистенциальное в творчестве писателя.
«Подпольный человек» Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
§ 3. Вопрос о смысле жизни. Обретение лика как восстановление
падшей природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . 128
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исследование проблемы природы человека, ее устроения, сущности,
этических ценностей и установок индивида приобретает актуальность
в связи со сменой духовной и культурной ситуации в России, которая выражается
в отходе от идеологических, относительных ценностей и стремлении
к возрождению ценностей абсолютных. Именно «этика сердца»
является отличительной чертой русской духовно-философской мысли, в
отличие от западноевропейской «метафизики разума» и рассудочной американской
философии, и обращена она к переустройству нравственной
сферы человека.
Отечественная религиозная этика Х1Х в. характеризуется обращением
к антропологической теме, ибо главной ее проблемой является не
вопрос о реформировании общества, а вопрос о судьбе человека, смысле
его жизни, который не решается в отрыве от исследования его духовной,
душевной и телесной природы.
Многие современные философы констатируют деструктивные
процессы, происходящие в нравственной природе человека, и пытаются
найти прочные ориентиры, направленные на возрождение духовного и
нравственного здоровья нации. Обращение к этико-антропологической
проблематике, зафиксированное в этико-философском наследии прошлого,
позволит заметно повлиять и на социальную сферу, так как улучшение
нравственного состояния человека отражается на состоянии общества в
целом.
Анализ истоков и предпосылок возникновения этико-антропологических
идей, развитых русскими религиозными мыслителями Х1Х в.,
чрезвычайно важен в процессе формирования личности в широком смысле
этого слова и педагога-специалиста, в частности.
В первом разделе учебного пособия исследуются главные истоки
этических и антропологических идей в русской религиозной философии
Х1Х в. − восточная патристика, византийский исихазм и традиция оптинского
старчества. Обращение к этому пласту философских идей позволяет
проследить, как зарождались и эволюционировали основные понятия
будущей науки о человеке: совесть, сердце, добро и зло, ум, разум,
рассудок и пр. По мысли современного философа Л. Е. Шапошникова, на
развитие национальной культуры и философской мысли любого народа
оказывает огромное влияние так называемая «органическая» (традиционная)
религия, «на базе которой формируются особенности национальной
психологии, культуры, этических и эстетических установок этноса…Она
во многом предопределяет менталитет той или иной нации…, она даже в
5
Стр.5
самых неблагоприятных для нее условиях остается значимой величиной
для нации… Для русских органической религией является православие,
в силу этого история отечественного философствования неотделима от
истории русского православия»1
.
Специфика русской философии была унаследована от восточного
христианства: русская философская мысль обращена в большей степени
к сердцу человека и в меньшей – к разуму, ибо именно сердце осмысляется
русскими религиозными мыслителями как «средоточие духовной
жизни».
Кроме того, в первом разделе в качестве одного из истоков развития
этико-антропологических идей исследуется учение украинского мыслителя
XVIII в. Г. С. Сковороды, ибо он предлагает специфический взгляд
на человека, синтезируя библейскую антропологию и этику и западноевропейскую
мистику.
Второй раздел посвящен исследованию этико-антропологической
проблематики в отечественной философии Х1Х в. В первой главе этого
раздела автор обращается к славянофильской традиции. Вторая и третья
глава раздела содержит анализ этико-антропологических представлений
русских мыслителей Х1Х в. – П. Д. Юркевича и Ф. М. Достоевского.
Автор пособия не претендует на исследование всего огромного пласта
русской религиозно-философской мысли Х1Х столетия: выбор этих мыслителей
обосновывается тем, что, во-первых, данная проблематика является
малоисследованной в творчестве вышеперечисленных философов
(за исключением Ф. М. Достоевского), а, во-вторых, тем, что именно в их
трудах получила развитие самобытная русская «метафизика сердца».
В конце каждой главы предлагаются «Вопросы для самоконтроля»
и «Вопросы для размышления», предназначенные для активизации мыслительной
способности студентов.
Автор преследовал задачи: обнаружить специфику этико-антропологического
учения в трудах религиозных мыслителей ХIХ в.; обосновать
идею о сердце как об интегрирующем центре рациональной, эмоциональной,
чувственной, волевой сфер духовно-нравственной жизни человека;
провести категориальный анализ понятий «дух», «душа», «тело»,
«плоть», «совесть», «ум», «разум», «рассудок» и др.
Думается, что данное учебное пособие будет интересно для студентов
не только антропологических специальностей, но и для всех тех, кто неравнодушен
к русской философской мысли и литературной классике ХIХ в.
1 Шапошников Л. Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли
Х1Х–ХХ веков : монография. Нижеий Новгород : Изд-во НГПУ, 1999. С. 219
6
Стр.6