Н. И. КОЗЛОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> Н. И. КОЗЛОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2010
ББК Ч 481.2я73
УДК 378.12(075.3)
Печатается по решению Ученого совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета им. <...> Адресовано преподавателям педагогики для проектирования учебных курсов, а также слушателям курсов повышения
квалификации научно-педагогических кадров, аспирантам и
студентам для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы учебной дисциплины «Педагогика». <...> ПРОГРАММА «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ».................. 106
3
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе высшее образование рассматривается как важнейший компонент социального и экономического развития. <...> В учебно-методическое пособие включены программы:
• Блока общепрофессиональных дисциплин: <...> Методология и методика педагогических исследований в
теории воспитания. <...> Программно-целевое управление развитием высшего
учебного заведения
По своей структуре программа каждой дисциплины включает: <...> Формы текущего, итогового учета и контроля ЗУН слушателей. <...> • Объем дисциплины в часах и виды учебных занятий. <...> Применение дидактических средств обучения (ДСО) и
технических аудиовизуальных средств обучения (ТАВСО) в преподавании учебной дисциплины <...> Рекомендации слушателю по освоению программы учебной дисциплины:
• Методические указания по организации самостоятельной
работы
• Дополнительные материалы к учебному курсу
Особенности содержания дисциплины и методического сопровождения по отдельным программ могут определяться их
спецификой и авторской позицией составителя рабочей программы учебной дисциплины. <...> Системой знаний о нормах, способах и приемах <...>
Профессионально-педагогическая_подготовка_преподавателя_высшей_школы_учебно-методическое_пособие__Н._И._Козлова_;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Н. И. КОЗЛОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Н. И. КОЗЛОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.2
ББК Ч 481.2я73
УДК 378.12(075.3)
Печатается по решению Ученого совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
А. А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗаБГГПУ
Рецензенты:
Т. В. Амельченко, канд. пед. наук, доцент ЧитГУ;
Е. Ю. Ольховская, д-р пед. наук, проф. ЗабГГПУ
Козлова, Н. И.
Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя
высшей школы: учебно-методическое пособие / Н. И. Козлова
; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 121 с.
ISBN 978-5-85158-589-Х
Пособие является результатом поиска решений педагогических
задач профессионально-педагогической подготовки преподавателя
вуза в условиях модернизации системы высшей школы.
Адресовано преподавателям педагогики для проектирования
учебных курсов, а также слушателям курсов повышения
квалификации научно-педагогических кадров, аспирантам и
студентам для освоения дополнительной профессиональной образовательной
программы учебной дисциплины «Педагогика».
ББК Ч 481.2я73
УДК 378.12(075.3)
ISBN 978-5-85158-589-Х
©ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...........................................................5
1. ПРОГРАММА «ПЕДАГОГИКА» ......................................................7
2. ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ» .............................................45
3. ПРОГРАММА «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕОРИИ
ВОСПИТАНИЯ» ......................................................................................64
4. ПРОГРАММА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ВУЗЕ» ..............................................................................90
5. ПРОГРАММА «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ» .................106
3
Стр.4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе высшее образование рассматривается
как важнейший компонент социального и экономического развития.
Высшая школа, являясь неотъемлемым институтом общества,
ориентирована, прежде всего, на решение основной задачи –
подготовка интеллигента-профессионала, независимо от его специальности,
будущей социальной роли и сферы деятельности.
В современной России преподавание в вузах осуществляют
более 250 тыс. различных специалистов. В отличие от преподавателей
высших учебных заведений педагогического профиля, преподаватели
многих вузов иных профилей, являясь специалистами
разных предметных областей, не имеют профессиональной
психолого-педагогической подготовки и не ориентированы на
деятельность в сфере образования. Новые приоритеты образования
обусловили объективную необходимость в специальной профессиональной
научно обеспеченной подготовке специалистов
непедагогического профиля для работы в сфере образования.
Вузы педагогического профиля, центры переподготовки и повышения
квалификации работников образования начали создавать
условия для реализации дополнительной профессиональной образовательной
программы, предназначенной для получения квалификации
«Преподаватель высшей школы».
Учебно-методическое пособие может служить документационным
основанием для планирования и организации учебного
процесса и представляет собой комплект нормативных и методических
документов, определяющих цель и задачи, содержание,
объем, временную последовательность, организацию и методику
общепрофессиональной и специальной подготовки по педагогике
для получения квалификации «Преподаватель высшей школы».
В учебно-методическое пособие включены программы:
• Блока общепрофессиональных дисциплин:
1. Педагогика.
• Блока специальных дисциплин:
1. Технологии профессионально-ориентированного обучения.
2.
Методология и методика педагогических исследований в
теории воспитания.
3. Проектирование образовательного процесса в вузе.
5
Стр.6