Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, профессор,
зав. кафедрой психологии образования ЗабГГПУ
Плотникова, Л. И.
Психология религии : учеб. пособие : в 2 ч. <...> ISBN 978-5-85158-573-9
В учебном пособии представлены исследования антропологических оснований
религии: психологические предпосылки религиозности; психологические аспекты
религиозного опыта; роль религиозности в становлении внутреннего мира личности;
социально-психологические подходы в психологии религии; соотношение религии и
душевного здоровья, религиозное поведение и другие проявления религиозной психологии, в частности, психологии молитвы, эйдетических и гипнагогических представлений, психических автоматизмов и т. д. <...> Консультирование пациентов, подвергшихся психологическому
воздействию в деструктивных культах. <...> Религиозный опыт, религиозное поведение и проявления
религиозной психологии. <...> Стадии развития религиозности
Несмотря на то, что существует мнение о врожденной религиозности, большинство исследователей все-таки настаивают на том, что человек
становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу
определенного рода причин и мотивов. <...> И в развитии своей религиозности человек проходит ряд стадий. <...> Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные
догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к религиозным ценностям
и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам. <...> Эмпирические признаки: а) регулярное отправление
религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных
предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности
религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе. <...> Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом
определенной религиозной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям <...>
Психология_религии._В_2_ч._Ч._2.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Л. И. Плотникова
Психология религии
Часть 2
Чита
ЗабГГПУ
2009
Стр.1
УДК 15 (075.3)
ББК Ю 957.2я73+Э210.2я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент,
первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты: К. Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии ЧитГУ;
Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, профессор,
зав. кафедрой психологии образования ЗабГГПУ
Плотникова, Л. И.
Психология религии : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. И. Плотникова ; Забайкал. гос.
гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – Ч. 2. – 205 с.
ISBN 978-5-85158-573-9
В учебном пособии представлены исследования антропологических оснований
религии: психологические предпосылки религиозности; психологические аспекты
религиозного опыта; роль религиозности в становлении внутреннего мира личности;
социально-психологические подходы в психологии религии; соотношение религии и
душевного здоровья, религиозное поведение и другие проявления религиозной психологии,
в частности, психологии молитвы, эйдетических и гипнагогических представлений,
психических автоматизмов и т. д.
Предназначено для студентов и преподавателей вузов, сотрудников курсов
повышения квалификации, научных работников в области психологии, педагогики,
религиоведения, философии, а также для магистрантов, обучающихся по образовательной
программе Педагогика (магистерская программа “Психология развития”).
УДК 15 (075.3)
ББК Ю 957.2я73+Э210.2я73
ISBN 978-5-85158-577-7 (отд. кн.)
ISBN 978-5-85158-573-9
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
глава VI. Психология религиозных групп и индивидов. . . . . . . . . . . 5
1. Стадии развития религиозности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Психологические типы религиозных людей . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Психологические типы религиозных личностей ............ 13
4. Психологическая характеристика религиозных организаций 16
5. Из истории сектантства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
6. Психология деструктивного культа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
7. Методы воздействия на психику человека, используемые в тоталитарных
культах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
8. Консультирование пациентов, подвергшихся психологическому
воздействию в деструктивных культах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
9. Сатанинские культы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
10. Неосатанизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
11. Садистическая ритуальная жестокость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
глава VII. Религиозный опыт, религиозное поведение и проявления
религиозной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
1. Религиозный опыт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
2. Религиозные чувства и переживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
3. Психология религиозных действий и чувств . . . . . . . . . . . . . . 100
4. Проявления мистического опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
глава VIII. Религиозное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
1. Основания религиозного поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
2. Религиозная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
3. Ритуальное поведение. Религиозные обряды. . . . . . . . . . . . . . 143
глава IX. Психология суеверий и предрассудков . . . . . . . . . . . . . . . 147
1. Психологические объяснения возникновения суеверий и предрассудков
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
2. Психологические основы веры в «дурной глаз» . . . . . . . . . . . 156
3. Магия чисел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
4. «Молот ведьм» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
5. «Бесоодержимость» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
глава X. Психическое иссследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
1. Из истории вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
2. Парапсихология вчера и сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
3. Морфический резонанс Руперта Шелдрейка . . . . . . . . . . . . . . 187
4. Психотерапия и религия ............................... 192
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
3
Стр.3
гЛава VI ПСИХОЛОгИЯ РеЛИгИОЗнЫХ гРУПП
И ИндИвИдОв
1. Стадии развития религиозности
Несмотря на то, что существует мнение о врожденной религиозности,
большинство исследователей все-таки настаивают на том, что человек
становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу
определенного рода причин и мотивов. И в развитии своей религиозности
человек проходит ряд стадий.
Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением
к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.
На второй стадии у человека начинает проявляться интерес к сущности
божественного.
На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в
поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное
предпочтение «преимуществ» загробной жизни.
На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять
своими религиозными чувствами и переживаниями.
На пятой стадии у верующего преобладают устойчивые религиозные
ценностные ориентации, формируется способность к правильному
восприятию представлений о других религиозных традициях.
Существует довольно много классификаций развития религиозности.
Рональд Голдман является одним из первых исследователей религиозного
развития с точки зрения психологии развития. Его взгляды выражены
в книгах «Религиозное мышление с детского до взрослого возраста»
и «Готовность к восприятию религии». Он выделил три стадии
религиозного развития:
1) дети младшего дошкольного возраста – находятся на интуитивной
стадии религиозного мышления;
2) дети 5–9 лет – имеют физиологическое или антропоморфическое
представление о Боге;
3) дети 9–13 лет – постигают Бога конкретным, логическим образом.
Девид Элкинд описывает религиозное развитие детей, анализируя
становление религиозного мышления. В своих ранних трудах он описывает
молитвенную жизнь детей, показывает склонность их к переходу от
5
Стр.5