Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Развитие личности в контексте ноосферных ценностей (150,00 руб.)

0   0
Первый авторПлотникова Л. И.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц163
ID211495
АннотацияВ учебном пособии обосновывается объективная необходимость ноосферы как должного состояния во взаимодействии общества и природы, как предпосылки для формирования новых ценностных установок развивающейся личности. Становится проблема развития ноосферного образования как модели, служащей фактором возрождения духовности, обеспечивающим будущее развитие.
Кому рекомендованоПособие предназначено для магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Педагогика», магистерской программе «Психология развития», а также для студентов и преподавателей вузов, сотрудников курсов повышения квалификации, научных работников в области психологии, педагогики, философии.
ISBN978-5-85158-554-8
УДК10(075.3)
ББКЮ6-61я73
Плотникова, Л. И. Развитие личности в контексте ноосферных ценностей : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Л. И. Плотникова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 163 с. — ISBN 978-5-85158-554-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/211495 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Возможности и пути практического созидания ноосферы § 3. <...> Имея своих сторонников и противников, идея ноосферы выходит за рамки узконаучных обсуждений, переходя в разряд открытых публичных дискуссий с участием ученых и практиков разного профиля. <...> Именно в этих условиях особую важность приобретают идеалы и ценности ноосферного учения. <...> Сейчас, в начале XXI в. общечеловеческая концепция ноосферы, связанная с формированием в обществе позитивных духовных и социальных ценностей, может (должна) стать идеальным проектом будущей социоприродной гармонии, управляемой совокупным человеческим разумом. <...> Леруа в 1927 г. в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже, а также работах «Необходимость идеализма и факт эволюции» и «Происхождение человечества и эволюция разума», опираясь на идеи В. И. Вернадского, ввел в научный категориальный аппарат понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой, связанной с появлением человеческого сознания. <...> Ученый высказал мысль о том, что эволюционный процесс, переход биосферы в ноосферу осуществляется духовными средствами через промышленность, общество, язык и интеллект. <...> Значительным шагом в развитии концепции ноосферы явилось учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. <...> Его естественнонаучные, философские, общественно-публицистические труды содержат основополагающие идеи дальнейшего развития общества и природы. <...> А. Д. Урсула, Е. Т. Фаддеева, Ф. Т. Яншиной и других, которые рассматривают ноосферу как сферу гармонизации социоприродного взаимодействия, как развитое состояние очеловеченной природы, как коэволюционную сферу природы и общества. <...> На сегодня имеется немало весьма интересных, но спорных трактовок понятия «ноосфера», отличающихся от естественнонаучных, которые иногда определяются как «эзотерические», где ноосфера рассматривается как сфера распространения всех видов информации, образующая единое информационное поле <...>
Развитие_личности_в_контексте_ноосферных_ценностей.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Л. И. Плотникова Развитие личности в контексте ноосферных ценностей Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2009
Стр.2
УДК 10(075.3) ББК Ю6-61я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск Томских А. А., канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты Эрдынеева К. Г., д-р пед. наук, профессор, зав. каф. психологии ЧитГУ Виноградова Н. И., д-р псих. наук, профессор, зав. каф. психологии образования ЗабГГПУ Плотникова, Л. И. Развитие личности в контексте ноосферных ценностей : учеб. пособие / Л. И. Плотникова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 161 с. ISBN 978-5-85158-554-8 В учебном пособии обосновывается объективная необходимость ноосферы как должного состояния во взаимодействии общества и природы, как предпосылки для формирования новых ценностных установок развивающейся личности. Становится проблема развития ноосферного образования как модели, служащей фактором возрождения духовности, обеспечивающим будущее развитие. Пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Педагогика», магистерской программе «Психология развития», а также для студентов и преподавателей вузов, сотрудников курсов повышения квалификации, научных работников в области психологии, педагогики, философии. УДК 10(075.3) ББК Ю6-61я73 ISBN 978-5-85158-554-8 © ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................. Глава I. Философско-методологические основы учения о ноосфере § 1. Идейные истоки учения о ноосфере .................................... § 2. Ноосфера в трактовке П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского .............................................................................................. § 3. Современные интерпретации понятия «ноосфера» ........... Глава II. Ноосферные ценности как основа духовного развития личности ............................................................................................. § 1. Ноосфера как идеал гармонизациии взаимодействия природы и общества ................................................................................ § 2. Возможности и пути практического созидания ноосферы § 3. Ноосферная идея в экоэтических моделях гармонизации природы и общества .......................................................................... § 4. Ноосферное образование как фактор устойчивого развития общества на современном этапе ...................................................... Заключение ........................................................................................ Примечание ....................................................................................... Библиографический список ............................................................. 5 10 10 23 36 58 58 70 91 105 127 136 146 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Учение о ноосфере – явление в нашей науке, философии, культуре чрезвычайно сложное, неординарное и противоречивое. И сегодня интерес к этому учению только усиливается. Имея своих сторонников и противников, идея ноосферы выходит за рамки узконаучных обсуждений, переходя в разряд открытых публичных дискуссий с участием ученых и практиков разного профиля. Это связано, в первую очередь, с осознанием всем человечеством той опасности, которая ему угрожает в XXI в. Современное общество, сформировавшееся под воздействием техногенной культуры, переживает глобальный кризис, требующий всестороннего и направленного решения. Человечество сейчас оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности – и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его – и, тем самым, разрешить глобальные проблемы, сохранив планету для жизни последующих поколений. Поскольку второй вариант единственно приемлем, человечеству предстоит на основе осознания новых реалий преобразовать не только сформировавшийся преимущественно разрушительный тип деятельности, но и свое мировоззрение, и всю систему ценностей. Появление глобальных проблем современности, и в особенности экологических проблем, заставляет страны мира перейти к стратегии сознательно регулируемого развития. Именно в этих условиях особую важность приобретают идеалы и ценности ноосферного учения. Неослабевающий интерес к учению о ноосфере еще раз подтверждает глубину идей его создателей, служит прочным фундаментом в развитии самых разных отраслей научного знания. В. И. Вернадский, говоря об идее ноосферы, надеялся, что человечество, пережив страшную мировую войну, духовно преобразится, поймет великое значение научной мысли, станет руководствоваться научными идеями и высокими нравственными принципами. Однако многое в мире происходит вопреки здравому смыслу, справедливости, научным, философским, религиозным принципам. Экономические, социальные и 5
Стр.6