Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Концепция современного естествознания. В вопросах и ответах. Учебное пособие. (110,00 руб.)

0   0
АвторыСоцков Евгений Алексеевич
ИздательствоИнститут законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
Страниц54
ID209459
АннотацияВ издании в краткой, конспективной форме изложены ответы на вопросы, выносимые на экзамен по курсу "Концепция современного естествознания". Используя данное издание, студенты смогут формализировать и конкретизировать свои знания по предмету, получить целостное представление об изучающем предмете, повторить основные понятия, сформулировать примерный план ответа.
Кому рекомендованостудентам, аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, научным работникам
Концепция современного естествознания. В вопросах и ответах. Учебное пособие. / Е.А. Соцков .— Тула : Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, 2013 .— 54 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209459 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОДЕРЖАНИЕ Тема «Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания Тема «История естествознания» Тема «Становление естествознания как науки» Тема «Физическая картина мира» Тема «Современные концепции физики» Тема «Земля как предмет естествознания» Тема «Происхождение и сущность жизни» Тема «Человек как предмет естествознания» Тема «Феномен человека в современной науке» Тема «Человек и биосфера» 3 10 10 16 16 22 29 35 35 35 ТЕМА ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ И ЕСТЕСТВ ЕННОНАУЧ НОГО ПОЗНАНИЯ <...> ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Концепции (смысл, определение): - определенный способ понимания; основная точка зрения - ведущий замысел. <...> Основные проблемы КСЕ: - методология естественнонаучного познания; логика развития естествознания; - современная естественнонаучная картина мира; - структурные уровни организации материи (микро-, макро-, мегамиры); - особенности биологического уровня организации материи; - естественнонаучные проблемы человека. <...> Цель и задачи: - показать панораму современного естествознания; - выработать свой взгляд на мир; - противостоять влиянию анти-, лженауки. <...> Целью дисциплины «КСЕ» является помощь в овладении современной естественнонаучной картиной мира, формировании подлинно научного мировоззрения и осознании принципов и закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и Человека. <...> Естественнонаучный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем. <...> Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по некоторым проблемам, гуманитарное знание, со своей стороны, по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры. <...> Не менее очевидна и корреляция (взаимная связь) между радикальными поворотами в судьбах естественнонаучной и гуманитарной культур. <...> Перечисленные аргументы подтверждают единство естественнонаучной и гуманитарной культур. <...> Единство и взаимосвязь <...>
Концепция_современного_естествознания._В_вопросах_и_ответах._Учебное_пособие._.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Тема «Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания Тема «История естествознания» Тема «Становление естествознания как науки» Тема «Физическая картина мира» Тема «Современные концепции физики» Тема «Земля как предмет естествознания» Тема «Происхождение и сущность жизни» Тема «Человек как предмет естествознания» Тема «Феномен человека в современной науке» Тема «Человек и биосфера» 3 10 10 16 16 22 29 35 35 35 ТЕМА ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1. ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Концепции (смысл, определение): - определенный способ понимания; основная точка зрения - ведущий замысел. Современное естествознание - совокупность наук о природе. КСЕ – дисциплина, включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на его методологию и логику развития. Основные проблемы КСЕ: - методология естественнонаучного - познания; логика развития естествознания; - современная естественнонаучная картина мира; - структурные уровни организации материи (микро-, макро-, мегамиры); - особенности биологического уровня организации материи; - естественнонаучные проблемы человека. Цель и задачи: - показать панораму современного естествознания; - выработать свой взгляд на мир; - противостоять влиянию анти-, лженауки. Целью дисциплины «КСЕ» является помощь в овладении современной естественнонаучной картиной мира, формировании подлинно научного мировоззрения и осознании принципов и закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и Человека. 2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ: ИХ СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ Неразрывное единство гуманитарной и естественнонаучной культур может быть оправдано несколькими соображениями. 3
Стр.1
А. Оба типа культур – суть творения разума и рук человеческих; Б. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый – свою часть). Мировоззрение человека не может быть половинчатым. Поэтому гуманитарные и естественнонаучные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться. В. Естественнонаучный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем. Решение таких проблем заставляет их идти на сотрудничество друг с другом. Г. Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Подобно этому разделение «труда» гуманитарной и естественнонаучной культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», работает в целом на единство. Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по некоторым проблемам, гуманитарное знание, со своей стороны, по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры. Д. Единство обоих рассматриваемых типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений. Е. Не менее очевидна и корреляция (взаимная связь) между радикальными поворотами в судьбах естественнонаучной и гуманитарной культур. наук выявил и относительность критериев их разграничения. Перечисленные Ж. Неклассический тип развития естественных и гуманитарных аргументы подтверждают единство естественнонаучной и гуманитарной культур. Единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур реально проявляется в последней четверти ХХ века в следующем: - в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формирование для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др. - в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественнонаучных программ; - в формировании общей для гуманитарных и естественнонаучных наук методологии познания; - в гуманитаризации естественнонаучного и технического образования; - в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в 21 веке. 4
Стр.2