Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История России с древнейших времен до конца XVII века (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРыбаков
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц188
ID209444
АннотацияНастоящее издание посвящено русской истории, охватывающей период от Великого переселения народов до конца XVII века. В основу издания положен курс лекций, прочитанных студентам Уральского федерального университета. Особенностью данного издания является сочетание строго научного подхо- да к фактам и событиям русской истории с живым и свободным от формализма изложением учебного материала. Это обстоятельство определило место и роль данного издания в образовательном процессе, поскольку вопрос, касающийся доступности и усвоения студентами учебной информации, был и остается не- маловажным.
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
ISBN978-5-7996-0738-8
Рыбаков, С. В. История России с древнейших времен до конца XVII века / С. В. Рыбаков .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 188 с. — ISBN 978-5-7996-0738-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/209444 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Углублению понимания фактического материала, содержащегося в учебном пособии, призвана способствовать лекция «Теоретические подходы к изучению истории», в которой раскрыт смысл понятия «история», приведены сведения о наиболее распространённых интерпретациях исторического процесса, представлены самые известные российские исторические школы. <...> Однако изучая историю, люди не могут ограничиться только фиксацией фактов, стремясь осмыслить причинно-следственные связи внутри исторического процесса, его тенденции и закономерности. <...> В отличие от западного христианства, православие отвергало фатализм и жесткий униформизм, противопоставив им бытийное многообразие и духовную свободу в качестве определяющих условий исторического творчества людей. <...> Католическая трактовка истории искусственно упрощалась и схематизировалась. <...> На Руси осмысление сути и особенностей исторического процесса началось с момента осознанного исторического творчества, когда восточно-славянские племена стали сливаться в единую этнокультурную общность и в союзе с фин17 но-угорскими, балтскими и тюркскими племенами приступили к строительству русской государственности. <...> Заложенные им традиции в осмыслении истории стали действующим фактором исторического творчества, проявившемся во всех сферах общественной жизни Руси. <...> Древнейшим из дошедших до нас летописных сводов является «Повесть временных лет», созданная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. <...> Не ограничившись перечислением фактов, «Повесть временных лет» включила в себя различные версии отдельных событий, для освещения которых привлекались византий18 ские хроники, дипломатические документы, церковные записи, легенды. <...> Во-вторых, в освещении «Повести временных лет» русская история предстала произведением творческой воли восточнославянских и финно-угорских племен, проявивших инициативу в создании государственности, а затем в условиях <...>
История_России_с_древнейших_времен_до_конца_XVII_века.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.185
Стр.186
История_России_с_древнейших_времен_до_конца_XVII_века.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА С. В. Рыбаков История России с древнейших времен до конца XVII века Курс лекций Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по техническим, естественно-научным, социально-экономическим и гуманитарным направлениям подготовки и специальностям Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012 1
Стр.2
Стр.3
Предисловие Настоящее издание посвящено русской истории, охватывающей период от Великого переселения народов до конца XVII века. В основу издания положен курс лекций, прочитанных студентам Уральского федерального университета. Особенностью данного издания является сочетание строго научного подхода к фактам и событиям русской истории с живым и свободным от формализма изложением учебного материала. Это обстоятельство определило место и роль данного издания в образовательном процессе, поскольку вопрос, касающийся доступности и усвоения студентами учебной информации, был и остается немаловажным. В тексте представленного издания нашли отражение многие исторические источники – древнерусские летописи, сочинения авторов, писавших в XI–XVII веках, а также наиболее яркие цитаты из трудов ведущих отечественных историков, что призвано помочь читателю проникнуть в духовную атмосферу прошедших времен. Углублению понимания фактического материала, содержащегося в учебном пособии, призвана способствовать лекция «Теоретические подходы к изучению истории», в которой раскрыт смысл понятия «история», приведены сведения о наиболее распространённых интерпретациях исторического процесса, представлены самые известные российские исторические школы. Степень новизны, полнота охвата и глубина разработки учебного материала, содержащегося в представленном издании, имеют очевидные связи с авторской концепцией. Ее особенностью является осознанный отказ от догматизма и схематизма в подходах к отечественной истории. В работе над курсом лекций автор не оставлял без внимания известный античный афоризм «Historia est magistra vitae» («История − наставница жизни»), заключающий в себе ответ на вопрос и о значении истории, и об ее назначении. Интерес к истории − это интерес к опыту предшествующих поколений, который учит отличать истину от фальши, добро от зла, созидание и поступательное развитие от деградации. Ис3
Стр.4
торический опыт помогает познать суть таких понятий, как справедливость, достоинство, патриотизм, прививает умение преодолевать трудности и достигать поставленных целей, предостерегает от повторения когда-то совершённых людьми ошибок, учит ценить лучшие традиции. Немалое концептуальное значение имеет тезис о том, что настоящее нельзя противопоставлять прошлому по той же механической мерке, по которой живое противопоставляют мертвому. Прошлое не является мертвым. Отвергая этот тезис, придется объявить мёртвой всю человеческую культуру, являющуюся не чем иным, как концентратом исторического опыта, интегральным выражением всех пережитых людьми уроков истории, как позитивных, так и отрицательных. История не сводима к схемам, таблицам и каталогам. Было бы правильнее понимать ее как диалог поколений и связь времен, как цельное единство прошлого, настоящего и будущего. Исторический опыт − ценнейшее достояние и духовное богатство общества. Однако нужно понимать, что он обретает ценность только при творческом подходе к его осмыслению. Постижение прошедших времен не терпит плоского догматизма, шаблонных чертежей, формальных подходов. Творчество для тех, кто обращается к темам истории, − это и точный анализ, и нацеленность на новые открытия, и проникновение в ментальную, психологическую ткань той или иной исторической эпохи. Эти идеи и положения стали базовыми для поиска и определения автором принципов отбора материала и построения настоящего пособия. 4
Стр.5
Оглавление Предисловие ................................................................................................................. 3 Лекция 1 ........................................................................................................................ 5 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ................................ 5 1.1. Смысл и содержание понятия «история» ....................................................... 5 1.2. Основные интерпретации исторического процесса..................................... 10 1.3. Российские исторические школы. ................................................................. 17 Лекция 2. НАЧАЛЬНЫЕ ВЕКА РУССКОЙ ИСТОРИИ .................................... 29 2.1. Славяне и великое переселение народов ...................................................... 29 2.2. Освоение славянами Русской равнины ......................................................... 33 2.3. Древнеславянское язычество.......................................................................... 36 Лекция 3 ...................................................................................................................... 38 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА .................................... 38 3.1. Норманнская теория и ее критика в отечественной историографии ......... 38 3.3. Первоначальный этап русской государственности ..................................... 48 Лекция 4 ...................................................................................................................... 56 КИЕВСКАЯ РУСЬ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ......................................................... 56 4.1. Крещение Руси ................................................................................................. 56 4.2. Подъем русской культуры в период христианизации Руси ........................ 61 4.3.Государственно-общественное развитие Руси .............................................. 66 в XI – 1-й трети XII века ........................................................................................ 66 Лекция 5 ...................................................................................................................... 70 УДЕЛЬНЫЙ СТРОЙ В XII–XIII ВЕКАХ ............................................................... 70 5.1. Раздробленность на Руси: причины, проявления и последствия ............... 70 5.2. Александр Невский: выбор внешнеполитической стратегии Руси ............ 77 5.3. Золотая Орда .................................................................................................... 89 5.4. Русско-Литовское княжество ......................................................................... 93 Лекция 6 ...................................................................................................................... 97 ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ......................................................................... 97 ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ......................................................... 97 6.1. Причины и условия возвышения Москвы .................................................... 97 6.2. Смысл и значение Куликовской битвы ....................................................... 102 6.3. Политика Василия Темного, «феодальная война» ..................................... 106 6.4. Процесс государственной централизации при Иване III .......................... 110 Лекция 7 .................................................................................................................... 116 ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО ................................................................................ 116 7.1. Реформы Избранной Рады ............................................................................ 116 7.2. Успехи восточной политики ........................................................................ 118 184
Стр.185
7.3. Ливонская война ............................................................................................ 124 7.4. Опричнина ...................................................................................................... 126 Лекция 8 .................................................................................................................... 131 РОССИЯ В XVII ВЕКЕ ........................................................................................... 131 8.1. Смута ............................................................................................................... 131 8.2. Государственное и общественное развитие после Смуты ........................ 146 8.3. Внешняя политика России в XVII веке ....................................................... 154 8.4. Освоение русскими Сибири ......................................................................... 157 8.5. Церковный раскол ......................................................................................... 160 Библиографические ссылки ................................................................................... 180 Список рекомендуемой литературы ...................................................................... 183 185
Стр.186