Д. В. Пивоваров
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Том 3
ПРАКСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся
по программе магистратуры по направлению подготовки
033300 «Религиоведение»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
УДК 21
ББК Э210
П32
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра философии УрО РАН (заведующий кафедрой доктор
философских наук, профессор Ю . <...> Ф е д я е в, доктор философских наук, профессор
(Омский государственный университет)
П32
Пивоваров, Д. В.
Философия религии : в 3 т. <...> Обсуждаются типы религиозных организаций, система сакрализации базовых ценностей, роль религиозных идеалов в основании культуры, сущность духовного образования, проблема смысла жизни человека. <...> В конце этого тома дается приложение к трехтомнику: краткая история западноевропейской философии религии
XVII–XIX вв. и словарь основных терминов. <...> Сакрализация — специфическая
функция религии (86)
6
Оглавление
Глава 3. <...> Начальное образование
как освоение базовых идеалов культуры (299). <...> Наряду с онтологическими и гносеологическими проблемами
отношения человека к абсолютной реальности философия религии интересуется методологическими и аксиологическими вопросами религиозной активности. <...> Праксеология религии изучает поведение верующих, внекультовую и культовую активность религиозных организаций, религиозные обряды, церемонии и т. п. <...> В этом томе учебного пособия рассматриваются наиболее важные темы праксеологии религии: церковь как важнейшее средство
связи с Абсолютом; сакрализация фундаментальных идеалов культуры; культ, обычай, норма, ритуал, обряд, молитва; религиозная идеология; традиционализм и новаторство; свобода совести, толерантность, ненасилие, пацифизм; религиозное образование; цель и смысл
жизни. <...> Христианская церковь
религиозной общины, объединения людей на основе общности вероучения и культа; 2) сакральное пространство; 3) в обыденном
употреблении название христианского <...>
Философия_религии_в_3_т._Т._3_Праксеология_религии.pdf
Д. В. Пивоваров
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
В 3 томах
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
Д. В. Пивоваров
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Том 3
ПРАКСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся
по программе магистратуры по направлению подготовки
033300 «Ðåëèãèîâåäåíèå»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.4
УДК 21
ББК Ý210
Ï32
Рецензенты:
кафедра философии УрО РАН (заведующий кафедрой доктор
философских наук, профессор Ю. И. Мирошников);
Д . М. Ф е дя е в, доктор философских наук, профессор
(Омский государственный университет)
Ï32
Пивоваров, Ä. Â.
Философия религии : в 3 ò. Ò. 3 : Праксеология религии : [ó÷åá.
ïîñîáèå] / Ä. Â. Пивоваров. Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà,
2012. 476 ñ.
ISBN 978-5-7996-0768-5 (ò. 3)
ISBN 978-5-7996-0749-4
Рассматриваются основные понятия и принципы праксеологии религии. Обсуждаются
типы религиозных организаций, система сакрализации базовых ценностей,
роль религиозных идеалов в основании культуры, сущность духовного образования,
проблема смысла жизни человека. В конце этого тома дается приложение
к трехтомнику: краткая история западноевропейской философии религии
XVIIXIX ââ. и словарь основных òåðìèíîâ.
УДК 21
ББК Ý210
ISBN 978-5-7996-0768-5 (ò. 3)
ISBN 978-5-7996-0749-4
© Уральский федеральный университет, 2012
© Пивоваров Ä. Â., 2012
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................... 9
Глава 1. ХРИСТИАНСКАЯ ÖÅÐÊÎÂÜ.........................................................11
§ 1. Церковь как система ......................................................................11
Понятие церкви (11). Соборность (14). Иерархия (15). Öåðêîâü, ересь
и секта (18). Деноминация (24). Культ (25). Конфессионализм (26).
§ 2. Церковь и государство .................................................................. 27
Церковь и государство в Западной Европе (30). О соотношении церкви
и государства в восточном христианстве (33). Эпанагога (34). Русская
православная церковь и государство (35). Типы связи церкви и
государства (45)
§ 3. Идеология и церковь ..................................................................... 46
Понятие идеологии (46). Учение идеологистов (48). Сходство и различие
религии и идеологии (51)
Глава 2. САКРАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ................................................... 55
§ 1. Сакральное и нуминозное ............................................................ 55
Понятие сакрального (55). Ð. Отто о священном (61). Нуминозное (62).
Развитие понятия сакрального (63)
§ 2. Религия как сакрализация базовых ценностей ........................... 65
Концепция Дюркгейма (65). Интегральный традиционализм (68).
Харизма (68). Таинства в христианстве (69). Система сакрализации
(69). Сущность религии: индивидуальна или социальна? (75) Апокатастасис
(77). Святой как тип религиозной личности (78). О русских
православных святых (80). Монах как тип религиозной личности
(81). Монашество на Руси (85). Сакрализация специфическая
функция религии (86)
Стр.6
6
Оглавление
Глава 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕАЛЫ В ОСНОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ............. 89
§ 1. Культура идеалообразующая сторона æèçíè......................... 89
О трех концепциях культуры и проблеме их синтеза (90). Этимология
и современный смысл термина «культура» (93). Идеалообразование
(97). Идеальное и идеал (100). Ideelle и Ideale (104). Три концепции
идеального (107). Синтетическая теория идеального (110). Две
стороны идеала (110). Èäåàë: проблема авторства (112). Ядро и периферия
культуры (115)
§ 2. Религиозный êóëüò: операциональные модификации .............. 122
Культ (122). Традиция (125). Религиозный традиционализм (127).
Обычай (128). Норма (130). Ритуал (133). Îáðÿä(137). Молитва (140)
§ 3. Роль религии в êóëüòóðå: три модели ........................................ 146
Религия генотип культуры (147). Хозяйство генотип культуры
(149). Религиозно-хозяйственная модель (150). Взаимоотражение
религии и экономики (151). Постсоветская культура (154). Пророки
у истока культур (156). О роли Священного предания в культуре (160).
Религия и политика (163). Фундаментализм (164)
§ 4. Космоцентрические и социоцентрические религии и их
взаимосвязь в культуре ............................................................... 167
Многообразие культур (167). О социоцентрических культах (169).
Русская идея (172). Гражданская религия США: американская
идея (177). Оправдание социоцентризма (179). Жукоцкий о религии
советизма (180). Атеистическая форма религиозного протеста (182).
Логика религиозной войны (183). О культе марксизма в России (184).
Каждый религиозен по-своему (186). Связь и противоречие социоцентризма
и космоцентризма (187). Реформация в России (190)
§ 5. Религиозный прогресс и идея будущей общечеловеческой
êóëüòóðû....................................................................................... 193
Прорекание новых смыслов (194). Религиозный синтез (196). Предсказание
о 1844-ì ã. как начале новой эры (199). Учение о прогрессе
в Откровениях (200). Идея объединения человечества (202). Конструктивность
национализма (203). Опасность глобализации и мирового
тоталитаризма (205). Единство культур (208). Реальное и утопичное
в экуменизме (210). Две грани религиозного пророчества
(214). Секуляризация (215). Последствия секуляризации (217).
Проблема общечеловеческих ценностей (219)
Глава 4. ОТНОШЕНИЕ К ИНОВЕРИЮ .................................................... 224
§ 1. Совесть ......................................................................................... 224
Стр.7
Оглавление
Понятие совести (224). Этическая дилемма интуитивизма и эволюционизма
(225). Свобода воли (226). Ñîêðàò, стоики и каббала о совести
(227). Христианство о совести (228)
§ 2. Свобода совести .......................................................................... 232
Понятие свободы совести (232). Детерминизм и свобода (232). Объективный
и субъективный смыслы свободы совести (233). Свобода вероисповедания
(234). Декреты о свободе совести (236). Нарушение
закона о свободе совести в системе образования (238). Условия полной
реализации свободы совести (239). Религиозное свободомыслие
(240)
§ 3. Толерантность и ненасилие ........................................................ 242
Этимология и тезаурус термина «толерантность» (242). Дефиниция
толерантности (244). Об истории понятия толерантности (245). Ценность
толерантности (247). Два вида толерантности (249). Религиозная
толерантность (250). Насилие (252). Ненасилие (253). Толстой о
непротивлении злу насилием (255). Ильин о сопротивлении злу насилием
(258). Декларация мирового этоса Кюнга (259)
§ 4. Ð. Нибур о церковном пацифизме .............................................. 263
Пацифизм (263). Феномен религиозного пацифизма (264). Укорененность
греха (265). Евангелие не только весть о любви (265). Ересь
гуманизма (267). Оправдание пацифизма (269). Дилемма пацифизма
(270)
§ 5. Симфоника как методология толерантного ñïîðà.................... 272
Общая идея и принципы симфоники (272). Принцип гармонического
единства веры и знания (275). Принцип мировоззренческих антиномий
(276). Принцип взаимного дополнения (276). Принцип симфонического
сомнения (277). Принцип равного величия (277). Оксирома
(278). Крипта (279). Древо познания (280). Пространство познания
(284. Доказательства коллективные и всеобщие, реальные и
мнимые (288)
Глава 5. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ................................................ 292
§ 1. Воспитание и образование ......................................................... 292
Реализация способностей человека через воспитание и образование
(292). Религиозная школа (294). Антирелигиозная школа (295).
Светская школа (295). Исторические сведения о религиозной школе
(296). Религиозная школа в России (297). Начальное образование
как освоение базовых идеалов культуры (299). Принципы общего
образования (301). Задачи духовного образования (304)
7
Стр.8
8
Оглавление
§ 2. О преподавании религии ............................................................ 305
Кто должен преподавать основы религий? (305) Об освоении идеалов
родной культуры (306). Философия и система образования (308).
Христианство о роли интеллекта в образовании (309). А. Кураев о
факультативе «Основы православной культуры» (310). Антиномическая
педагогика (312)
Глава 6. СМЫСЛ ÆÈÇÍÈ......................................................................... 315
§ 1. Проблема смысла æèçíè............................................................. 315
Понятие смысла жизни (318). Виртуальность смысла жизни (322). Два
подхода к проблеме смысла жизни (323). Смысл жизни как осознание
жизни (326). Иррациональность смысла жизни (329). Что такое
«ÿ»? (331) Что такое æèçíü? (334) Смерть (335). Две смысложизненные
тенденции (338). Социальная роль и смысл жизни (340). Абсурдна
ли æèçíü? (341)
§ 2. Основные грани смысла æèçíè.................................................. 342
Священные Писания о смысле жизни (342). Смысл жизни как связь
с Абсолютом (343). Смысл жизни задан Богом (345). Любовь и смысл
жизни (347). Единство людей и смысл жизни (348). Равенство людей
как момент социального смысла жизни (349). Цель жизни человека
в отношении к природе (350). Парадокс конечности и бесконечности
человека (352). В чем предназначение человечества? (354) Формулы
выражения смысла жизни (355)
Контрольные вопросы и задания ........................................................... 356
Список рекомендуемой ëèòåðàòóðû...................................................... 360
Приложение к учебному пособию «Философия ðåëèãèè» ................. 375
Краткая история западноевропейской философии религии
(XVIIXIX ââ.)............................................................................. 377
Словарь основных òåðìèíîâ...................................................... 461
Стр.9
ВВЕДЕНИЕ
Пракс е о логия (греч. рсOоЯт действие) философская
концепция деятельности, совмещающая представления об общих
правилах и ценностях кооперированных действий. Синтезируя
методологию (от греч. мецпдпт путь исследования) и аксиологию
(от греч. ЬоЯб ценность), праксеология изучает общую
структуру действия в отвлечении от его изменяющихся состояний,
т. е. является своего рода нормативной грамматикой человеческого
действия. Термин «праксеология» первым употребил Л. Бурдье
(1882), ввел в оборот À. Эспинас (1923), восприняли Å. Слуцкий
(1926) и Ò. Котарбиньский (1947).
Проект праксеологии как особой научной дисциплины выдвинул
и обосновал Ò. Котарбиньский (18861981), один из главных
представителей львовско-варшавской школы. Этот польский логик
и философ оригинально развил идеи неомарксиста Г. Петровича
(югославская школа «Праксис»), прагматиста Дж. Дьюи (версия американского
инструментализма) и русского эмпириомониста
А. А. Богданова (тектология как всеобщая организационная наука).
Свой проект «науки действия» Котарбиньский изложил в ряде трудов,
в том числе в «Ïðàêñåîëîãèè» (1947) и «Òðàêòàòå о хорошей
работе» (1955). Много внимания в его сочинениях уделено идеалам
и средствам эффективной деятельности, сотрудничеству и борьбе
взаимодействующих людей, традициям и новаторству в культуре.
Проект Котарбиньского1
сегодня активно реализуется в формах
1 Ñì.: Kotarbinski T. Praxeology: an Introduction to the Sciences of Efficient
Action. Oxford, 1965.
Стр.10