Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Философия религии: в 3 т. Т. 2: Гносеология религии (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПивоваров Д. В.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц557
ID209413
АннотацияРассматриваются основные понятия и принципы гносеологии религии. Об- суждаются проблемы религиозной истины, знания и веры, религиозного опыта, взаимодействия науки и религии. Анализируется язык религии. Для студентов и аспирантов вузов, изучающих религиоведение, философию и культурологию, а также для широкого круга читателей, интересующихся фило- софско-религиозными вопросами.
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 033300 «Религиоведение»
ISBN978-5-7996-0751-7
УДК21
ББКЭ210
Пивоваров, Д. В. Философия религии: в 3 т. Т. 2: Гносеология религии : учеб. пособие / Д. В. Пивоваров .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 557 с. — ISBN 978-5-7996-0751-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/209413 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д. В. Пивоваров ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ Том 2 ГНОСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 033300 «Религиоведение» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012 УДК 21 ББК Э210 П32 Р е ц е н з е н т ы: кафедра философии УрО РАН (заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор Ю . <...> Ф е д я е в, доктор философских наук, профессор (Омский государственный университет) П32 Пивоваров, Д. В. Философия религии : в 3 т. <...> Основные проблемы лингвофилософии религии ..................... 269 Лингвистический поворот в философии религии (269). <...> Дедукция в религии и науке: природа логической импликации (515). <...> В книге обсуждаются проблемы связи субъекта и объекта, структуры познавательного процесса, истины, а также операциональный подход в гносеологии, сопоставляются две генеральные концепции отражения — теория отражения как воспроизведения и теория рефлексии как творчества. <...> Теория рефлексии — методология идеалистической гносеологии, в которой субъект и объект сорастворены, а истина определяется не по Аристотелю, а по Платону. <...> С этих вопросов начинается гносеология религии, и эти проблемы решают по-разному. <...> Но начинается религиозное познание человека с обретения веры в абсолютную реальность. <...> Например, Джемс, автор книги «Многообразие религиозного опыта», объявил религиозный опыт высшей инстанцией познания, а прагматизм — самой радикальной формой эмпиризма, избегающей абстракций, априорных оснований и ложных абсолютов. <...> И н т у и т и в и з м кладет в основу познания непосредственное знание (интуицию), под которым понимается прямое пребывание человеческой души в познаваемом предмете (Платон, Спиноза, Бергсон, Н. О. Лосский и др.) <...> Объектом для субъекта познания и практики могут выступать сверхкосмический мир, космос, часть природы, человечество, отдельные социальные группы или индивиды, компоненты социальной <...>
Философия_религии_в_3_т._Т._2_Гносеология_религии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Философия_религии_в_3_т._Т._2_Гносеология_религии.pdf
Стр.1
Стр.2
Д. В. Пивоваров ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ В 3 томах Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА Д. В. Пивоваров ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ Том 2 ГНОСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 033300 «Ðåëèãèîâåäåíèå» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.4
УДК 21 ББК Ý210 Ï32 Рецензенты: кафедра философии УрО РАН (заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор Ю. И. Мирошников); Д . М. Фе дя е в, доктор философских наук, профессор (Омский государственный университет) Ï32 Пивоваров, Ä. Â. Философия религии : в 3 ò. Ò. 2 : Гносеология религии : [ó÷åá. ïîñîáèå] / Ä. Â. Пивоваров. — Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2012. — 556 ñ. ISBN 978-5-7996-0751-7 (ò. 2) ISBN 978-5-7996-0749-4 Рассматриваются основные понятия и принципы гносеологии религии. Обсуждаются проблемы религиозной истины, знания и веры, религиозного опыта, взаимодействия науки и религии. Анализируется язык религии. Для студентов и аспирантов вузов, изучающих религиоведение, философию и культурологию, а также для широкого круга читателей, интересующихся философско-религиозными вопросами. УДК 21 ББК Ý210 ISBN 978-5-7996-0751-7 (ò. 2) ISBN 978-5-7996-0749-4 © Уральский федеральный университет, 2012 © Пивоваров Ä. Â., 2012
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...................................................................................................... 9 Глава 1. РЕЛИГИЯ КАК ÂÅÐÀ, ЗНАНИЕ И ОПЫТ .......................................... 14 § 1. Два вида познания ......................................................................... 14 Познаваемо ли Абсолютное? (14) Эскиз «логосной» теории познания (16). Наивный реализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм (17). Субъект и объект (20). Потребность и ценность познания (24). Проблема структуры процесса познания земного мира (28). Операциональный подход в гносеологии (38). Деятельность, действие, операция (43). Кодовая концепция познания (54). Расширенный операционализм (59). Антропоморфизм и экстраполяция (66). Неверифицируемое в знании (71). Копирование или творчество? (76) Теория копирования: отражение как воспроизведение (77). Теория творческого отображения (84). Истина и правда: познание отчуждающее и осваивающее (89). Понятие экзистенциальной истины (95). Гностицизм (104) § 2. Два понятия веры ........................................................................ 106 Сила веры (106). Faith-âåðà и belief-âåðà (109). Необразное знание подлинника (111). Опосредованность образа вещи (112). Belief-âåðà как незнание (114). Кант о вере (116). Формы belief-âåðû (117). Всякая ли вера религиозна? (121) § 3. Проблема когнитивности faith-âåðû.......................................... 123 Косвенное и прямое знание (125). Гегель о природе знания (125). Платон о непосредственном знании (130). Развитие платонизма Поппером (131). Ôðàíê: знание о незнании (133). Неопровержимость знания о незнании (136). Мистики о faith-âåðå (138). Ясновидение (139). Дилемма эпистемизма и фидеизма (140) § 4. Faith-âåðà в ðåëèãèè, философии и теологии ........................... 142 Предмет веры (142). Философская вера (144). Веровательные тенденции в философии (148). Философское и религилзное сомнение (152). Различие философской и религиозной веры (153). Идеализм как разновидность философской веры (158). Материализм (161). Материализм как разновидность философской веры (163). Faith-âåðà и belief-âåðà
Стр.6
6 Оглавление в религии (166). Два отношения к faith-âåðå (168). Теологическое выражение веры (171). Схоластика (172). Дилемма веры и разума (180). Учение Аквината о вере и разуме (181). Скептицизм Кастеллиона (183). Русская религиозная философия о вере и знании (185). Влияние пантеизма и теизма на учения о вере (187). Вера как судьба: судьбоанализ Сонди (189). Священные Писания о вере (191) § 5. Эзотеризм, мистицизм, религиозный îïûò............................... 195 Понятие эзотеризма (195). Понятие мистицизма (196). Религиозный опыт (199). Джемс о религиозном опыте (205). Ильин о религиозном опыте (207). О накоплении духовного опыта (208). Иллюзия внетелесности и мистическое прозрение (210). Антиномичность мышления о предельных целостностях (212). Мистика диалектического противоречия (214). Противоречия чувств и разума как механизм антиномий (218). Антиномизм, эклектика и софистика (227). Идея конкретности (230) § 6. Àòåèçì, агностицизм, скептицизм и íèãèëèçì......................... 231 Понятие атеизма (231). Христианский атеизм (240). Атеистический гуманизм (241). Атеизм и будущее европейской цивилизации (248). Агностицизм (253). Скептицизм (255). Нигилизм (259). Цинизм (263) Глава 2. ЯЗЫК РЕЛИГИИ ................................................................................... 269 §1. Основные проблемы лингвофилософии ðåëèãèè..................... 269 Лингвистический поворот в философии религии (269). Лингвофилософский атеизм Рассела (273). Лингвофилософский фидеизм Витгенштейна (274). Язык религии есть храм Абсолюта (276). Дефиниция языка религии (282). Язык религии — полуискусственный язык (283). Язык религии — материальная оболочка религиозного мышления (287). Свой и чужой язык (288). Непонятное в языке литургии (290). Глоссолалия (290). Понятие знака (291). Понимание как владение смыслом (293). Сравнение языка религии и языка науки (294). Значение знака: философско-религиозные подходы (296). Концепция религиозного объект-языка и субъект-языка (305). Перформатив и констатив (314). Центральный вопрос лингвофилософии (315). Грамматический аспект религиозного мироотношения (318). Проблема общечеловеческого языка (319). Личное имя Бога (323). Священное Писание (326). Священное предание (332). Кредо (333). Доктрина (334). Догмат (335). Парадоксы в религии и философии: диалектико-семантический алгоритм (337) §2. Ñèìâîë: специфика религиозной символики ........................... 344 Общее понятие и пограничная природа символа (344). Эйдос идеи
Стр.7
Оглавление как ее духовное тело-символ (348). Наглядность символа (349). Диалектичность символического (351). Специфика религиозного символа (353). Религиозный символ как тайна (355). Символизм религиозного искусства (356). Абсолютизация символа (359). Переживание религиозного символа и вживание в него (361). Лествица как символ иерархии бытия и познания (362) §3. Основные религиозные ñèìâîëû............................................... 364 Символика креста в христианстве (365). Символика полумесяца и звезды в исламе (370). Менора и звезда Давида в иудаизме (372). AUM: индуизм (374). Колесо закона в буддизме (377). ßí-èíü в даосизме (378). Котел огня в зороастризме (380). Числовая символика: ìîíàäà, äèàäà, триада (381) Глава 3. НАУКА И ÐÅËÈÃÈß............................................................................. 384 § 1. Наука как феномен культуры ..................................................... 384 Соотношение науки и религии (384). Книга природы и Книга Откровения (390). Духовное и плотское в науке (392). Две концепции науки (394). Этапы эволюции науки (397). Модели роста науки в критическом рационализме (400). Условность понятия науки (408). Онтологизм, гносеологизм, методологизм (411). Кумулятивизм и интернализм (413). Редукционизм (415). Неоднозначность предсказаний (416). Развенчание идеала системности (416). Ризома (419). Наука не доказывает, что Бога нет (420). Знание — ñèëà? (423) Экстернализм (424). Проверка истинности научной теории практикой (425). Истинность не совпадает с научностью (430). Сциентизм (432). Монизм и плюрализм в науке (433). Асциентизм (434). Культ избранного ученого (436). Размытость критерия научности (443). Открытость и закрытость науки (448). Критика европоцентристского мифа о науке (450). Религиозные причины открытости и закрытости науки (452). Теория двойственной истины (453). Античные корни европейской науки (458). О союзе науки с материализмом (460). Тайная наука Древнего Китая (461) § 2. Соотношение науки и ðåëèãèè................................................... 465 Языческие источники первой научной революции (466). Оккультные паранауки: астрология, алхимия (473). Другие причины конфликта науки и религии в Европе (476). Роль метода в науке (479). Обоснование независимости науки от религии (481) § 3. Эволюционизм и креационизм .................................................. 485 Эволюционизм (486). Креационизм (492). Подлоги антропологов-эволюционистов (497). Не всякий эволюционизм ложен (498) 7
Стр.8
8 Оглавление § 4. О сходстве науки и религии ....................................................... 503 О роли веры в науке (505). Интуиция как форма веры (506). Интуиция и предельные основания бытия (508). Степени истинности религиозных и научных суждений (509). Проверяемость религиозных и научных истин (510). Дедукция в религии и науке: природа логической импликации (515). Хэтчер об эмпирическом аспекте откровения (521). Осипов о союзе íàóêè, философии и религии (523) § 5. Модели смены убеждений .......................................................... 527 Модель откровения (528). Модель континуитета (528). Модель ренегатства (529) Контрольные вопросы и задания ........................................................... 530 Список рекомендуемой ëèòåðàòóðû...................................................... 535
Стр.9
ВВЕДЕНИЕ Кант обозначил всю область чувственного познания термином «эстетическое», заимствованным из «Метафизики» А. Баумгартена. Объединив эстетику с логикой, он назвал эту синтетическую дисциплину гносеологией (от греч. гнюуйт — гнозис, познание, льгпж — логос, учение, теория познания), а кантианцы способствовали популяризации нового термина. Шотландский философ Дж. Ф. Ферье в своей работе «Основы метафизики» (1854) предложил вместо «гносеология» употреблять термин «эпистемология» (от греч. ерйуфЮмз — разумное знание, и льгпж — учение). К началу ХХ в. теория познания, потеснив онтологию, логику и этику, превратилась в ведущую отрасль философии. В континентальной Европе, в том числе в России, ее принято называть гносеологией, а в англоязычных странах ее по традиции обозначают термином «эпистемология». Ныне в России в ходу оба этих термина, и их условно принимают за синонимы. Заметим, что слово ЭрйуфЮмз коренным образом связано со словом рйуфйт — вера. Но знание и вера суть разные понятия, отсюда разнобой в определениях эпистемологии. Так, в одном американском словаре она определяется и как «теория происхождения, природы и меры ограниченности наших знаний», и как «философия научных знаний»1 . нимается «критическое изложение принципов, гипотез и результатов различных научных описаний…»2 Во французском философском словаре под эпистемологией по. 1 Baldwin. Dictionary of Philosophy and Psychology. N. Y., 1901. Vol. 1. P. 333, 414. 2 Epistemologie // Bulletin de la Societe francais de Philos. P., 1905. No. 7. P. 221.
Стр.10