Ф е д я е в, доктор философских наук, профессор (Омский
государственный университет)
П32
Пивоваров, Д. В.
Философия религии : в 3 т. <...> Через взаимосвязь категорий абсолютного и относительного, отчуждения
и освоения определяется сущность религии. <...> Изучаются такие темы, как идея Бога,
альтернативные учения о сотворении мира, доказательства бытия Бога, сопряжение вечности и времени, закон природы, философско-религиозные модели человека. <...> Интегральная дефиниция и основной вопрос религии ............. 49
Соловьев о сущности религии (50). <...> Полнота бытия не может быть объектом познания (192). <...> Преодолевая робость в отношении сакральных объектов, классическая философия религии стремилась к объективному,
рациональному и идеологически нейтральному описанию религиозного сознания, не принижая при этом учений иноверцев. <...> Что ж, в известном смысле это утверждение кажется правомерным, поскольку в наше время историцизм уже настолько утвердился в общественном сознании и науке в виде своего рода стиля методологического
мышления, что теизм и атеизм сплошь и рядом прибегают сегодня
к услугам теории развития. <...> Являясь метасистемой по отношению к религиозной философии, философия религии есть теория религиозного мировоззрения: она описывает сущность религии, ее содержание, структуру, становление, эволюцию. <...> От автора
17
озной системы (например, картина мира в буддизме); 2) как часть
той или иной философской системы (например, философия религии в философской системе Гегеля); 3) как относительно самостоятельная философская дисциплина (наряду с философией науки,
философией права, философией искусства и т. п.), имеющая такие
явно выделенные части, как онтология религии, гносеология религии и праксеология (праксиология) религии. <...> Тиле
(1830—1902) в том, что философия религии, не будучи ни вероисповедованием, ни конфессией, является наукой о религиозном начале в человеке — о человеке как религиозном существе; она изучает сущность религии <...>
Философия_религии_в_3_т._Т._1_Онтология_религии.pdf
Д. В. Пивоваров
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
В 3 томах
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
Д. В. Пивоваров
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Том 1
ОНТОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся
по программе магистратуры по направлению подготовки
033300 «Ðåëèãèîâåäåíèå»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.4
УДК 21
ББК Ý210
Ï32
Рецензенты:
кафедра философии УрО РАН (заведующий кафедрой доктор философских
наук, профессор Ю. И. Мирошников);
Д . М. Фе дя е в, доктор философских наук, профессор (Омский
государственный университет)
Ï32
Пивоваров, Ä. Â.
Философия религии : в 3 ò. Ò. 1 : Онтология религии : [ó÷åá.
ïîñîáèå] / Ä. Â. Пивоваров. Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà,
2012. 568 ñ.
ISBN 978-5-7996-0750-0 (ò. 1)
ISBN 978-5-7996-0749-4
Излагается авторская концепция онтологии религии как теоретического ядра
философии религии. Обсуждаются основные понятия и принципы онтологии религии.
Через взаимосвязь категорий абсолютного и относительного, отчуждения
и освоения определяется сущность религии. Изучаются такие темы, как идея Бога,
альтернативные учения о сотворении мира, доказательства бытия Бога, сопряжение
вечности и времени, закон природы, философско-религиозные модели человека.
Анализируются проблемы религиозной истины, знания и веры, религиозного
опыта, взаимодействия науки и религии, языка религии.
Для студентов и аспирантов вузов, изучающих религиоведение, философию
и культурологию, а также для широкого круга читателей, интересующихся философско-религиозными
вопросами.
УДК 21
ББК Ý210
ISBN 978-5-7996-0750-0 (ò. 1)
ISBN 978-5-7996-0749-4
© Уральский федеральный университет, 2012
© Пивоваров Ä. Â., 2012
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора ..................................................................................................... 9
Введение .................................................................................................... 21
Глава 1. СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С АБСОЛЮТОМ
И ОТЧУЖДЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОТ БЫТИЯ ........................ 25
§ 1. Многообразие определений ðåëèãèè........................................... 27
Связь (27). Философское понятие связи (28). Религия как изменяющаяся
связь (33). Религия как вера в сверхъестественное (34). Сверхъестественное
метафизическое? (36) Супранатуральное (37). Природа
творящая и сотворенная (38). Наиболее распространенные дефиниции
религии (40). Противоречивость сущности религии (41).
О классификациях религии (44)
§ 2. Интегральная дефиниция и основной вопрос религии ............. 49
Соловьев о сущности религии (50). Объективная и субъективная религиозность
(51). Конечное и бесконечное (54). Абсолют (60). Архе
как безусловное (64). Относительное как отношение (65). Абсолютное
и относительное (68). Абсолютное как единое. Относительное как
многое и единство (72). Абсолютное как основание. Относительное
как обоснованное и условие (76). Непрерывность абсолютного и прерывность
относительного (82). Относительное как видимость абсолютного
(84). Относительность как кажимость (87). Релятивизм (88). Образы
абсолютного (90). Имманентное и трансцендентное (91). Трансцендентальное
и граница (93). Пространство (99). Софийность как связь
абсолютного и относительного (107). Основной вопрос религии (109)
§ 3. Религиозное отчуждение: пропасть между существованием
и áûòèåì........................................................................................112
Быть или не áûòü? (112) Бытие (114). Экзистенциализм о бытии человека
(122). Небытие (123). Существование (127). Сущность и явление
(133). О соотношении сущности и существования человека (137).
Свобода (141). Отчуждение, его виды и религиозное отчуждение (146).
Онтология отчуждения (149). Социально-философский и социальнопсихологический
аспекты отчуждения (158)
Стр.6
6
Оглавление
Глава 2. РЕЛИГИЯ КАК СВЯЗЬ С ÁÎÃÎÌ............................................... 164
§ 1. Понятие теологии ........................................................................ 164
Античное понятие теологии (165). Христианское понятие теологии
(166). Либеральная теология (167). Разные смыслы понятия теологии
(168). Двойственность теологии (170). Демифологизация христианской
теологии (174). Ценность теологии (176). Экзегетика (178).
Гомилетика (179). Герменевтика (180). Герменевтический круг (181)
§ 2. Идея Бога ..................................................................................... 182
Бог полнота бытия. Этимология слова Бог (182). Бог как Абсолютная
личность (187). Идея Троицы (188). Атрибуты Бога (190). Полнота
бытия не может быть объектом познания (192). Апофатическое
богословие (193). Маймонид (194). Псевдо-Дионисий Ареопагит
(195). Отношение церкви к апофатике (197). Катафатическая теология
(197). Имена и разные сущности Бога (198). Неотомизм о Áîãå,
тварном бытии и границах познания (201). Áîæåñòâî, свет и звук (204)
§ 3. Модели связи Бога и мира .......................................................... 205
Пантеизм (205). Эманация и имманация (208). Панентеизм (210). Теизм
(212). Деизм (216). Ничто (220). «Íå из ÷åãî-ëèáî» (221). Ничто
и нечто (222). Ничто и свобода (223). Парадокс творчества (íîâîãî)
(224). Средоточие связи с Богом (225)
§ 4. Основные доказательства бытия Бога ....................................... 230
Логическое доказательство (230). Космологическое доказательство
(233). Движение как измение и покой (234). Принцип детерминизма
(246). Причина и следствие (251). Аристотель о перводвигателе
(255). Авиценна о первопричине (257). Близкодействие и первопричина
(258). Онтологическое доказательство (259). Атака Канта на
онтологический агумент (261). Все дефиниции ведут к Бытию (268).
Телеологическое доказательство (269). Теодицея (272). Историческое
доказательство (276). Психологическое доказательство (277). Моральное
доказательство (278). Пари Паскаля (281)
§ 5. Чудо .............................................................................................. 283
Понятие чуда (283). Непривычность чуда (284). Чудо проявление
сверхъестественной силы (286). Чудеса предсказаний (287). Чудеса
исцелений (289). Индуизм и буддизм о чуде (290). Идея чуда в христианстве
(291). Ислам о чуде (292). Иррациональное (293). Эмерджент
иллюзия чуда (295). Качество и количество (296)
Стр.7
Оглавление
7
Глава 3. ÂÅ×ÍÎÑÒÜ, ДЕТЕРМИНИЗМ, ПРОРОЧЕСТВО ......................... 302
§ 1. Вечность Абсолютного ............................................................... 302
Время (302). Вечность (312). Вечная жизнь (316). Вечность и время
(318). Эсхатология (319)
§ 2. Провиденциализм и предопределение ...................................... 321
Стоики о Провиденции (322). Христианство о Провиденции (323).
Возможность и действительность (325). Необходимость и случайность
(329). Предопределение и свобода воли (333)
§ 3. Проблема объективного закона природы .................................. 338
Вера и неверие в чудо закона природы (338). Проблема универсалий:
общее и единичное (340). Понятие çàêîíà. Его виды (345). Два учения
о генезисе понятия закона (348). Гипотеза о пограничном характере
закона природы (353). Причины плюрализма концепций закона
природы (355). Разъяснения гипотезы пограничности закона (358)
§ 4. Ïðîðîê.......................................................................................... 363
Посланник Бога (363). Смысл пророчества (367). Великие пророки
(369). Классификация пророков (370)
§ 5. Христианство о благодати, спасении и грехе ........................... 372
Благодать как средство спасения (372). Харизма (373). Картина грехопадения
(375). Повреждение андрогинной целостности Адама (377).
Грех как моральное зло (379). Насколько испорчен ÷åëîâåê? (383) Виды
греха (384). Универсализм о грехе (385). Грех есть следствие свободы
(386). Лоренц о грехах человечества (387)
Глава 4. ДУХ И ÄÓØÀ............................................................................. 391
§ 1. Понятия духа и души .................................................................. 393
Анимизм (393). Древнее понятие души (395). Философские учения о
душе (397). Предсуществование душ (399). Концепция Á. Í. Чичерина
о предмете психологии (401). Фромм о предмете психологии (402).
Свасьян: науки о духе без науки и духа (402). Искажение понятия
духа атеизмом (403). Дух как существо и субстанция (406)
§ 2. Свойства духа и äóøè................................................................. 409
Священные Писания о духе и душе (409). Учения о смерти и бессмертии
души (412). Решение дилеммы смертности и бессмертия
души (414). Сколько функций у äóøè? (416) Проста или сложна
äóøà? (417) Иерархия душ и душа как эмерджент (418). О жизни
после смерти (420). Проблема реинкарнации (424). Архетип идеи
Стр.8
8
Оглавление
реинкарнации (428). Рай и ад (429). Картина ада по Данте (433). О локализации
души в теле (435)
§ 3. Мир äóõîâ: àíãåëû, äåìîíû, äüÿâîë.......................................... 436
Духи-посредники (436). Демонология (437). Разряды ангелов (438).
Дьявол (442).
§ 4. Структура духовного мира человека ......................................... 444
Гегель о духе (444). Дух áûòèå, душа экзистенция (445). Духовность
(447). Добрая и злая духовность человека (449). Прельщение
(451). Писания о лживых духах (452)
Глава 5. РЕЛИГИОЗНЫЕ МОДЕЛИ ×ÅËÎÂÅÊÀ...................................... 455
§ 1. Духовность и душевность человека .......................................... 455
Душа узник тела или свободный äóõ? (456) Парадокс души (459).
Дуальная модель (460). Дух как рациональный аспект души (460).
Материя (462). Форма (469). Содержание (472). Трехмерный человек
(473). Духовное тело и тело плоти (479). Робинсон о «ñàðõ» и
«ñîìà» (481). Апостол Павел о воскрешении тела (483). Два типа человека
(485). Выгорание души (486)
§ 2. Три сферы души .......................................................................... 487
Понятие сознания (487). Самосознание (490). Онтология сознания
(491). Драматизм сознания (492). Физикалистский подход к сознанию
(493). Интроспекционизм (494). Космоцентристское понимание
сознания (495). Теоцентристский взгляд на сознание (495). Антропоцентристское
понятие сознания (496). Социоцентрическое
мировоззрение (497). Постмодернизм (497). Бессознательное (497).
Психоанализ Фрейда (498). Либидо и сублимация (500). Учение Юнга
об архетипах (501). Душа как множество противоречий (503)
§ 3. Гармоническая целостность человека в христианской
традиции ...................................................................................... 505
Из чего состоит ÷åëîâåê? (505) Целое и часть (507). Понятие целостности
и ее классификация (513). Венец òâîðåíèÿ. Рай (520). Проблема
реальности гармонического человека (523). Четыре альтернативных
учения (525). Проблема синтеза альтернативных теорий (531).
Ãàðìîíèÿ: понятие и уровни (534)
Контрольные вопросы и задания ........................................................... 541
Список рекомендуемой ëèòåðàòóðû...................................................... 545
Стр.9