Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Социокультурное понимание телесности (150,00 руб.)

0   0
Первый авторГоровая Т. П.
АвторыМихалап С. А., Российская таможенная академия, Владивостокский филиал
ИздательствоРИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии
Страниц148
ID209305
АннотацияАнализируется характер познания теории телесности как социокультурного явления, рассматривается социокультурное содержание и смысл телесности человека, а также практическая значимость этой проблемы. Показаны современные тенденции и подходы к пониманию телесности человека, к процессу формирования физической культуры как элемента общекультурного пространства, а не изолированного в своей мышечно-технологической сущности феномена.
Кому рекомендованоДля преподавателей, научных сотрудников, студентов и всех интересующихся темой телесности человека.
ISBN978-5-9590-0556-6
УДК316.6
ББК87.6+88.5
Горовая, Т. П. Социокультурное понимание телесности : монография / С. А. Михалап; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал; Т. П. Горовая .— Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010 .— 148 с. — ISBN 978-5-9590-0556-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/209305 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал <...> Т.П. Горовая, С.А. Михалап Социокультурное понимание телесности Монография Владивосток 2010 УДК 316.6 ББК 87.6+88.5 Г70 Рецензенты: <...> Г70 Социокультурное понимание телесности : монография / Т.П. Горовая, С.А. Михалап ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. <...> ISBN 978-5-9590-0556-6 Анализируется характер познания теории телесности как социокультурного явления, рассматривается социокультурное содержание и смысл телесности человека, а также практическая значимость этой проблемы. <...> Показаны современные тенденции и подходы к пониманию телесности человека, к процессу формирования физической культуры как элемента общекультурного пространства, а не изолированного в своей мышечно-технологической сущности феномена. <...> История становления и социокультурные основания представлений о целостности человеческого тела...................... 13 <...> Тело и телесность: терминологические различия в ХХ веке . <...> «Чистой» телесности в строгом смысле слова не существует. <...> Если всякое чужое тело выступает для каждого предметом внешнего созерцания, то собственное тело никогда таковым не является, то есть ни предметом внутреннего, ни внешнего созерцания. <...> «Оно, — как заметил И.Г. Фихте, — не есть предмет внутреннего созерцания, так как нет внутреннего общего чувства всего тела, а только частей его, например, при боли; оно не есть и предмет внешнего созерцания: мы не видим себя целиком, а только части своего тела (разве только в зеркале, но там мы видим не наше тело, а только его образ, и как такой образ мы его мыслим только потому, что мы уже знаем, что имеем тело)» [137, с. <...> Cовременное состояние науки позволяет определить телесность человека как определенный тип целостности, характеризующийся подвижными и символичными границами. <...> Возможно понимание телесности и в качестве <...>
Социокультурное_понимание_телесности.pdf
Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал Т.П. Горовая, С.А. Михалап Социокультурное понимание телеСноСти Монография Владивосток 2010
Стр.1
УДК 316.6 ББК 87.6+88.5 Г70 Рецензенты: Л.И. Кирсанова, доктор философских наук, профессор, ДВГТУ О.А. Коротина, кандидат философских наук, ВГУЭС Г70 Горовая т. п., михалап С.а. Социокультурное понимание телесности : монография / Т.П. Горовая, С.А. Михалап ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. — Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. — 148 с. ISBN 978-5-9590-0556-6 Анализируется характер познания теории телесности как социокультурного явления, рассматривается социокультурное содержание и смысл телесности человека, а также практическая значимость этой проблемы. Показаны современные тенденции и подходы к пониманию телесности человека, к процессу формирования физической культуры как элемента общекультурного пространства, а не изолированного в своей мышечно-технологической сущности феномена. Для преподавателей, научных сотрудников, студентов и всех интересующихся темой телесности человека. уДк 316.6 ББк 87.6+88.5 ISBN 978-5-9590-0556-6 © Горовая Т.П., Михалап С.А., 2010 © Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2010
Стр.2
оглавление Введение ........................................................................................... 4 Глава 1. История становления и социокультурные основания представлений о целостности человеческого тела ..................... 13 1.1. Зарождение и сущностное различие представлений о целостности души и тела ....................................................... 13 1.2. Антропологические основания целостности тела в христианской традиции .......................................................... 25 1.3. Тело и телесность: терминологические различия в ХХ веке ................................................................... 33 Глава 2. Социально-философское и психологическое понимание телесной культуры ...................................................... 41 2.1. Феноменология и психология телесности в современной философской традиции ................................... 41 2.2. Методологические подходы к определению телесности как герменевтического объекта ............................ 58 2.3. Голос как телесный феномен ............................................. 65 2.4. Зрение и умозрение ............................................................ 73 2.5. Отчужденная телесность ................................................... 85 Глава 3. Телесная (физическая) культура как философская проблема ......................................................................................... 95 3.1. Ценностный подход к физической (телесной) культуре ...................................................................................... 95 3.2. Культура здоровья как часть общей культуры человека .....................................................................................112 3.3. Культурный смысл и социальный статус телесной и физической культуры личности .......................................... 123 Заключение ................................................................................... 134 Список литературы ...................................................................... 138 3
Стр.3
введение Человеческая телесность как социально-философская и культурно-антропологическая проблема всегда интересовала ученых с различных точек зрения: как телесные силы раскрываются в жизни и социальном бытии человека, каковы взаимосвязи тела, души и духа и есть ли пределы их развития. Данные вопросы приобретают еще большую актуальность сегодня, в условиях динамично и противоречиво функционирующего современного общества, вступившего в эпоху информационной цивилизации. «Чистой» телесности в строгом смысле слова не существует. Современный человек, не умея представить себе телесно неосязаемое, как бы накладывает понятие телесности на явления нематериальные, духовные. Телесные атрибуты и метафоры занимают доминирующее значение в человеческой жизни. Телесное воплощение человека осуществляется не в мире как таковом, а в социокультурном мире. Человеку изначально даны части его тела, которые он «преобразовывает» в некую целостность. Если всякое чужое тело выступает для каждого предметом внешнего созерцания, то собственное тело никогда таковым не является, то есть ни предметом внутреннего, ни внешнего созерцания. «Оно, — как заметил И.Г. Фихте, — не есть предмет внутреннего созерцания, так как нет внутреннего общего чувства всего тела, а только частей его, например, при боли; оно не есть и предмет внешнего созерцания: мы не видим себя целиком, а только части своего тела (разве только в зеркале, но там мы видим не наше тело, а только его образ, и как такой образ мы его мыслим только потому, что мы уже знаем, что имеем тело)» [137, с. 692]. Фихте писал о том, что человек должен еще овладеть телом, сделать его своим согласно своему нравственному предназначению. Другими словами, внутренний образ тела, или телесность, всегда духовно трансформирована. Cовременное состояние науки позволяет определить телесность человека как определенный тип целостности, характеризующийся подвижными и символичными границами. Возможно понимание телесности и в качестве аморфного органического потенциала, «который требует социокультурной 4
Стр.4
доработки, упорядочивания и долгосрочного администрирования в каждой конкретной исторической эпохе и культурном пространстве посредством разнообразных инструментов знания, власти, техники и пр.» [111, с. 324, 326, 346]. Современный этап развития культуры характеризуется преодолением узкоспециализированного подхода к изучению многих культурных явлений; он связан с их системным рассмотрением, обращением к человеку, который все чаще начинает рассматриваться как целостность и как интегративная система. Социальнофилософский анализ проблемы человеческой телесности особенно актуализируется в наше время в силу антропологического «поворота» в современной философии. Развитие науки и техники, негативное воздействие научно-технической революции на сущностные силы человека, его физическое, духовное и психическое развитие, реальная угроза жить в искусственном, бесприродном техническом мире, в техносфере, опасные эксперименты над человеком (его клонирование и пр.), — все это несовместимо с бытием человека как естественного, телесного существа. Сама по себе идея постижения человеческой телесности как целостности не лишена смысла. Устремляясь к постижению сущности мира, философия открывает глубины и души, и тела. Однако в оппозиции «душа–тело» философы, особенно идеалистического направления, часто обостряли ситуацию, доводя до крайности данное противопоставление. Вместе с тем такой подход содержал в себе глубокий социально-философский смысл. Абстракция «тела» помогала преодолевать стереотипное отношение к телу как к личной собственности. Ведь тело обладает способностью как бы ускользать, этот факт мы фиксируем в понятии телесности. Духовное и телесное проникают друг в друга. Сегодня происходят и иные изменения. Биотехнологический стиль вмешательства в природу сводит на нет различие между субъективным и объективным, выросшим и искусственно созданным. Вместе с вмешательством в геном человека господство над природой оборачивается актом покорения человеком самого себя, способным изменить его самопонимание с позиции этики. Реальные физические контуры человеческой телесности есть, таким образом, не только то, что принадлежит индивиду, но и то, 5
Стр.5