Русакова Т.Г.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
И ВОПРОСЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальные художественные компетенции в научно-методической литературе к настоящему времени изучены недостаточно или, как правило, рассматриваются достаточно узко – в рамках становления у обучающихся опыта
художественно-творческой деятельности. <...> Полагаем, что более правомерным
будет считать, что специальные художественные компетенции прежде всего
направлены на освоение способов художественно-эстетического развития и
самосовершенствования, воспитания своей художественно-творческой позиции, поэтому их следует рассматривать в контексте личностно ориентированного подхода, во главу угла которого положено понятие опыт. <...> Опыт - основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности,
единство знаний и умений, навыков. <...> Личностный опыт - это осмысленный
субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала
приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности. <...> Во всем многообразии специальных художественных компетенций
можно выделить две наиболее значимые группы: опыт «быть зрителем» и
опыт «быть созидателем». <...> Опыт «быть зрителем» формируется только при условии встреч с
«живым» искусством – оригиналами и высококачественными копиями и репродукциями произведений так называемого «высокого искусства». <...> Восприятие в научной литературе рассматривается как сложная форма
деятельности по отражению действительности, основу которой составляют
зрительные ощущения и восприятия, являющиеся, в свою очередь, отражением объективной реальности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн
и др.) <...> . Оно представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс:
чтобы в сознании возник образ предмета, необходимо ощущение, вызванное
данным предметом, «отделить» от остальных ощущений, воздействующих
на наши органы чувств <...>
СПЕЦИАЛЬНЫЕ_ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ_КОМПЕТЕНЦИИ__И_ВОПРОСЫ_ИХ_ФОРМИРОВАНИЯ_В_УЧРЕЖДЕНИИ__ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ.pdf
Русакова Т.Г.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
И ВОПРОСЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальные художественные компетенции в научно-методической литературе
к настоящему времени изучены недостаточно или, как правило, рассматриваются
достаточно узко – в рамках становления у обучающихся опыта
художественно-творческой деятельности. Полагаем, что более правомерным
будет считать, что специальные художественные компетенции прежде всего
направлены на освоение способов художественно-эстетического развития и
самосовершенствования, воспитания своей художественно-творческой позиции,
поэтому их следует рассматривать в контексте личностно ориентированного
подхода, во главу угла которого положено понятие опыт. Опыт - основанное
на практике чувственно-эмпирическое познание действительности,
единство знаний и умений, навыков. Личностный опыт - это осмысленный
субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала
приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности.
Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью - значит, эмансипироваться
от ситуации, быть от нее независимым, стремиться к ее преобразованию.
Во
всем многообразии специальных художественных компетенций
можно выделить две наиболее значимые группы: опыт «быть зрителем» и
опыт «быть созидателем».
Опыт «быть зрителем» формируется только при условии встреч с
«живым» искусством – оригиналами и высококачественными копиями и репродукциями
произведений так называемого «высокого искусства».
Восприятие в научной литературе рассматривается как сложная форма
деятельности по отражению действительности, основу которой составляют
зрительные ощущения и восприятия, являющиеся, в свою очередь, отражением
объективной реальности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн
и др.). Оно представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс:
чтобы в сознании возник образ предмета, необходимо ощущение, вызванное
данным предметом, «отделить» от остальных ощущений, воздействующих
на наши органы чувств, т.е. произвести их анализ; но для того, чтобы эти
ощущения связались между собой в единый образ, одновременно с анализом
должен произойти и их синтез. Кроме того, восприятие сопровождается другими
психическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами,
волей. Существенным моментом процесса восприятия является прошлый
опыт человека - апперцепция. «Никакого сомнения нет в том, что когда речь
идет о восприятии, мы прибавляем от себя, от своего прошлого», - подчеркивал
еще в свое время И.П.Павлов.
Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и
др. рассматривают восприятие как предметную деятельность, которая по1
Стр.1