Доброхотов Александр Львович (род. в 1950 г.) — доктор филос. наук, профессор, зав. кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета . <...> Полезно различать витальный, социальный
и ментальный уровень культуры
Говоря о системе универсальных механизмов культуры, стоит уточнить, что они по-разному работают на разных уровнях культуры. <...> Соответственно, и механизмы культуры работают
на витальном уровне медленно и как бы невидимо. <...> Другой «этаж», наиболее близкий духу, если угодно — высший,
можно условно назвать «ментальной культурой». <...> ) Наиболее общие типы ментальной культуры
этаблировались со временем в науку, искусство, философию и религию. <...> Однако реальность заставляет ментальную культуру постоянно отвечать на все новые и новые вызовы. <...> На витальном уровне люди сотрудничают, как похожие друг на друга субъекты:
они соединены естественной солидарностью. <...> Религия существует
и на витальном уровне как естественное почитание Бога, и на ментальном — как богословие, мифология, философия религии, догматика. <...> Новое искусство востребовано экономикой
Эстетическая революция произошла столь энергично, потому
что она в xiv веке неслучайным образом совпала с экономической. <...> Таким образом, произошла эстетическая революция, которая неожиданно приобрела прямой экономический
42
]VU^VOV_`b QfOgYfUj: ZZPTPS`P Z kUVWOP]NY`Qf
и социальный смысл. <...> Лютеровская «вера»
(задолго до декартовского «когито») дает твердую почву сознанию,
укореняя его не в детерминизме природы, а в телеологии спасения. <...> Все они — дальние
родственники декартовского cogito, главного смыслообразующего
акта эпохи. <...> Если в человеке может быть найдена абсолютная точка
отсчета (а cogito доказывает именно это), то из любых онто-топологических узлов и лабиринтов человек найдет путь обратно, к единству с бытийным целым. <...> Не будем забывать, что вторым после самосознания логическим шагом cogito является доказательство бытия
Бога: таким образом перед нами — еще и религиозное <...>
Избранные_работы.pdf
ББК 87.3
Д 56
:
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
- :
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин, В. А. Куренной
А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
Д 56
Д А. Л. Избранное. — М.: Издательский дом «Территория будущего»,
2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
— 472 с.
Доброхотов Александр Львович (род. в 1950 г.) — доктор филос. наук, профессор,
зав. кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета
. Область научных исследований — история метафизики; философия
культуры. Основные публикации: «Учение досократиков о бытии» (М.,
1980), «Категория бытия в классической западноевропейской философии»
(М., 1986), «Данте» (М., 1990).
isbn 5 – 91129 – 008 – 1
© Издательский дом «Территория будущего», 2008
Стр.2
Морфология культуры: введение в проблематику ·
Философия и христианство ·
Культура и христианство ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Эпохи европейского нравственного самосознания ·
Белый Царь, или Метафизика власти в русской мысли ·
·
Оправдание культуры: Генезис русской религиозной
культурфилософии xix–xx вв. ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Возвращение метафизики, или Какие действительные
успехи сделала метафизика со времени Парменида ·
Гераклит: Фрагмент В52 ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
«Беспредпосылочное начало» в философии Платона
и Канта ·
·
Онтология и этика когито ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Апология Когито, или Проклятие Валаама.
Критика Декарта в «Ненаучном послесловии…»
Керкегора ·
·
·
·
·
·
·
Кант о бытии: Трансфигурация темы ·
Телеология Канта как учение о культуре ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 7
· 73
· 87
· 100
· 113
· 166
· 199
· 215
· 228
· 245
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Мифологические и литературные мотивы гностицизма
в свете спекулятивного метода Гегеля ·
Идейные контексты «Рождения Трагедии» ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Оправдание истины как философский замысел
Вл. Соловьева ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 257
· 269
· 284
· 295
· 307
· 316
Стр.3
А. Ф. Лосев — философ культуры ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
«Волны смысла», или генология А. Ф. Лосева
в трактате «Самое само» ·
Традиция бессмертия:
Мамардашвили как философ культуры ·
-
Аналогия сущего ·
Анамнесис ·
Бытие ·
Гердер ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Данте Алигьери ·
Дух ·
·
·
·
·
·
·
·
Метафизика ·
Новалис ·
Онтология ·
Пикассо
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 326
· 337
· 357
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Просвещение (философия) ·
Романтизм ·
Символ ·
Цель ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Идеи к философии истории человечества ·
Культура ·
Логос ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 379
· 381
· 385
· 390
· 392
· 407
· 414
· 416
· 421
· 425
· 436
· 438
· 445
· 450
· 454
· 459
· 466
Стр.4