Бреусова Т.А.,
Оренбургский государственный педагогический университет
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ
ДУХОВНОГО ОПЫТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В настоящее время понятия «духовность личности», «личностный
опыт», «духовный опыт личности» становятся неотъемлемой частью научных взглядов на развитие человека и место человека в жизни (1). <...> Тем не менее, категория «духовный опыт» до сих пор не обрела своего места в системе
других педагогических категорий, не имеет своего строго определенного с одержания, для нее характерна размытая множественность интерпретаций. <...> Это связано с тем, что к настоящему времени сложилось несколько парадигм
исследования, в которых духовный опыт рассматривается как: <...> 1) сознательный опыт мыслительной деятельности и нравственное поведение; формами духовной деятельности выступают интеллектуальнопознавательная активность и моральное сознание (когитальная парадигма – <...> 2) опыт духовного взросления, совершенствования человека (описывается часто с помощью метафор и образов, так как философские понятия для
этого недостаточно дифференцированы и слишком привязаны к описаниям
материального мира) – в религиозной парадигме; русских религиозных философов (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, И. А. Ильин) интересуют, прежде
всего, формы внечувственного опыта (морального, эстетического, религиозного), интуиция «всеединства», которая покоится на религиозном чувстве;
опыт сопричастности человека Божественному Духу; <...> 3) опыт субъективного духовного усилия (феноменологическая парадигма – Гуссерль, К. <...> 4) это не только способ отношения к окружающему миру, но и сам этот
мир, включая человека (прагматическая парадигма – А. <...> Прагматическое понимание
опыта имеет определенную эвристическую ценность для рассмотрения духовного опыта. <...> Поскольку в событиях опыта отражаются отнюдь не «вечные» сущности или инвариантные законы природы, существования которых
прагматизм не признает, а индивидуальность <...>
РОЛЬ_ХУДОЖЕСТВЕННОГО_ОБЩЕНИЯ_В_СТАНОВЛЕНИИ__ДУХОВНОГО_ОПЫТА_МЛАДШЕГО_ШКОЛЬНИКА.pdf
Бреусова Т.А.,
Оренбургский государственный педагогический университет
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ
ДУХОВНОГО ОПЫТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В настоящее время понятия «духовность личности», «личностный
опыт», «духовный опыт личности» становятся неотъемлемой частью научных
взглядов на развитие человека и место человека в жизни (1). Тем не менее,
категория «духовный опыт» до сих пор не обрела своего места в системе
других педагогических категорий, не имеет своего строго определенного содержания,
для нее характерна размытая множественность интерпретаций.
Это связано с тем, что к настоящему времени сложилось несколько парадигм
исследования, в которых духовный опыт рассматривается как:
1) сознательный опыт мыслительной деятельности и нравственное поведение;
формами духовной деятельности выступают интеллектуальнопознавательная
активность и моральное сознание (когитальная парадигма –
И. Кант, Ф. Гегель);
2) опыт духовного взросления, совершенствования человека (описывается
часто с помощью метафор и образов, так как философские понятия для
этого недостаточно дифференцированы и слишком привязаны к описаниям
материального мира) – в религиозной парадигме; русских религиозных философов
(Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, И. А. Ильин) интересуют, прежде
всего, формы внечувственного опыта (морального, эстетического, религиозного),
интуиция «всеединства», которая покоится на религиозном чувстве;
опыт сопричастности человека Божественному Духу;
3) опыт субъективного духовного усилия (феноменологическая парадигма
– Гуссерль, К. Юнг, М. К. Мамардашвили);
4) это не только способ отношения к окружающему миру, но и сам этот
мир, включая человека (прагматическая парадигма – А. Дьюи, В. Оствальд,
Э. Мах, Ч. Пирс, А. Пуанкаре, П. Дюркгейм). Прагматическое понимание
опыта имеет определенную эвристическую ценность для рассмотрения духовного
опыта. Поскольку в событиях опыта отражаются отнюдь не «вечные»
сущности или инвариантные законы природы, существования которых
прагматизм не признает, а индивидуальность и эстетическая уникальность,
опыт отождествляется с творчеством, а формой, наиболее соответствующей
его природе, признается искусство, то есть одна из сфер духовнопрактической
жизни.
Исследование философской, культурологической, искусствоведческой
литературы показало, что духовный опыт – это культурно-исторический феномен,
который формируется в процессе эмпирического отбора произведений
человеческого духа, способствующих позитивной динамике культурных
процессов и позволяющих человечеству сохранять свое человеческое естество.
Этот процесс отбора регулируется механизмами переживания ценности
и смысла произведений отдельными представителями человечества, и только
Стр.1