МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
А. С. Кравец, И. Ю. Манакова, С. П. Незнамова
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
Введение
Курс «Философия» является одним из дополнительных курсов при
обучении студентов по специальности «Юриспруденция».
В ходе изучения курса студенты должны получить основные знания,
касающиеся проблем философии. Обязательный минимум содержания:
предмет философии, основной вопрос философии, вехи мировой философской
мысли, природа человека и смысл его существования, предназначение
человека, человек и Вселенная, человек и Бог, человек, общество, цивилизация,
культура, свобода и ответственность личности, человеческое познание
и деятельность, роль науки в обществе, наука и философия, человечество
перед лицом глобальных проблем.
Цель курса – вооружить студентов строго определенной совокупностью
сведений о всех сторонах философии как системы, познакомить с основными
понятиями и терминами, которые используются при изучении
дисциплины «Философия».
Задачи курса: развить навыки философского мышления, дать представление
о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле
жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления
в современном обществе, о соотношении духовных и материальных
ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, обществе, цивилизации.
Студент должен иметь представление о роли науки и научного познания,
его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных
с развитием и использованием достижений науки и техники, а также
иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном
началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного
в его поведении. Форма промежуточной аттестации – экзамен.
3
Стр.3
1 2
Удовлетворительно
Оценка
«удовлетворительно» выставляется в любом из трех случаев:
1. Невыполнение двух требований (либо двух к одному вопросу,
либо по одному к каждому вопросу экзаменационного билета),
предъявляемых к оценке «отлично» (п. 1), и неправильные ответы
на два дополнительных вопроса в пределах программы.
2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по
отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых
к оценке «отлично» (п. 1), и правильный ответ только на
один дополнительный вопрос в пределах программы.
3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях
по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых
к оценке «отлично» (п. 1), и правильные ответы не менее,
чем на два дополнительных вопроса в пределах программы.
Неудовлетворительно
Оценка
«неудовлетворительно» выставляется в любом из трех
случаев:
1. Невыполнение более четырех требований (в различных комбинациях
по отношению к вопросам экзаменационного билета),
предъявляемых к оценке «отлично» (п. 1).
2. Невыполнение трех требований (в различных комбинациях по
отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых
к оценке «отлично» (п. 1), и неправильные ответы на два дополнительных
вопроса в пределах программы.
3. Невыполнение четырех требований (в различных комбинациях
по отношению к вопросам экзаменационного билета), предъявляемых
к оценке «отлично» (п. 1), и правильный ответ только на
один из не менее двух дополнительных вопросов в пределах программы.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие мировоззрения и его сущность
Сущность мировоззрения. Мироощущение и мировосприятие. Знания,
нормы и ценности в структуре мировоззрения. Обыденный и теоретический
уровни мировоззрения. Мифологический, религиозный и философский типы
мировоззрения в историко-культурном контексте. Специфика восточной
и западной мировоззренческих систем. Основные религиозно-философские
учения Востока.
Основные понятия: мировоззрение, миф, религия, философия, трансцендентное,
имманентное, буддизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм, индуизм,
христианство, синкретизм, космоцентризм, антропоморфизм, бинаризм.
Семинар 1
1. Мировоззрение, его сущность и структура.
2. Мифология как тип мировоззрения.
3. Религиозный тип мировоззрения.
6
Стр.6
4. Философия как теоретический тип мировоззрения.
5. Специфика западного и восточного мировоззренческих систем.
6. Религиозно-философские учения Востока: буддизм, даосизм, конфуцианство,
иудаизм, индуизм.
Темы докладов
1. Буддизм как религиозно-философское учение.
2. Общая характеристика даосизма.
3. Основные положения конфуцианства.
4. Сущность иудаизма и его связь с христианским вероучением.
5. Индуизм и его основные направления.
Основная литература
Алексеев П. В. Философия : учеб. для студ. вузов / П. В. Алексеев,
А. В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2000. – С. 4−89.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов
[и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Республика, 2003. – С. 7−19.
Философия : учеб. пособие для студ. вузов / [под ред. В. П. Кохановского].
– 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – С. 5−30.
Дополнительная литература
Спиркин А. Г. Философия : учеб. / А. Г. Спиркин. − 3-е изд., перераб.
и доп. – М. : Юрайт, 2010. − 828 с.
Философия : учеб. / [под ред. проф. В. Н. Лавриненко]. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – 520 с.
Философия : учеб. / [под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина].
– 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проспект ; Трикста,
2004. – 688 с.
Тема 2. Предмет и основной вопрос философии
Предмет философии. Функции философии. Основной вопрос философии.
Основные направления в философии (материализм, объективный и субъективный
идеализм, агностицизм, рационализм, иррационализм, эмпиризм).
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология,
антропология, социальная философия.
Основные понятия: материализм, субъективный идеализм, объективный
идеализм, агностицизм, рационализм, иррационализм, эмпиризм, онтология,
гносеология, аксиология, антропология, социальная философия.
Семинар 2
1. Основной вопрос философии.
2. Предмет и функции философии.
7
Стр.7
3. Проблема выбора критерия для выделения основных философских
направлений: материализма, субъективного и объективного идеализма, рационализма,
иррационализма, эмпиризма).
4. Проблема познаваемости мира в философии (агностицизм, скептицизм,
оптимизм).
5. Основные сферы философского знания: онтология, гносеология,
аксиология, антропология, социальная философия.
Основная литература
Алексеев П. В. Философия : учеб. для студ. вузов / П. В. Алексеев,
А. В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2000. – С. 4−89.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов
[и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Республика, 2003. – С. 19−37.
Философия : учеб. пособие для студ. вузов / [под ред. В. П. Кохановского].
– 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – С. 5−30.
Дополнительная литература
Спиркин А. Г. Философия : учеб. / А. Г. Спиркин. − 3-е изд., перераб.
и доп. – М. : Юрайт, 2010. − 828 с.
Философия : учеб. / [под ред. проф. В. Н. Лавриненко]. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – 520 с.
Философия : учеб. / [под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина].
– 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проспект ; Трикста,
2004. – 688 с.
Тема 3. Античная философия
Причины возникновения философии в Древней Греции, феномен
«греческого чуда». От мифа к логосу. Космоцентризм античного мировоззрения.
Специфика греческой рациональности. Натурфилософия досократиков,
проблема единого и множественности, проблема движения. Рождение
диалектики в античной философии. «Поворот к человеку» в философии
софистов и Сократа.
Платон и Аристотель как представители классического этапа античной
философии. Диалектика материи и идеи. Социально-философские
взгляды Платона и Аристотеля. Римский этап античной философии, его
специфика и взаимосвязь с греческой философией. Антропологические
идеи в учениях киников, скептиков, эпикурейцев, стоиков и неоплатоников.
Основные понятия: натурфилософия, космоцентризм, апейрон, апории,
атом, идея, материя, форма, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм,
неоплатонизм.
8
Стр.8