Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Нравственный потенциал религиозного воспитания: монография (200,00 руб.)

0   0
Авторы Тимирясов В.Г.
ИздательствоПознание
Страниц148
ID208481
АннотацияВ монографии рассматриваются проблемы традиционной и современной системы духовно-нравственного воспитания и образования в православии и исла- ме. Религия как социальный институт во все времена была и остается носителем нравственных ценностей, оказывающих влияние на формирование мировоззре- ния человека, способного мыслить, нести ответственность за свои поступки и оценивать происходящее вокруг. Может быть использована для разработки контента и в качестве дополнительного материала по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики».
Кому рекомендованоПредназначена для научных и педагогических работников, практикующих пси- хологов и религиозных деятелей, творческой интеллигенции, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся проблемами религиозно-нравственного воспитания.
ISBN978-5-8399-0398-2
УДК37.01:2
ББК74.200.5
Нравственный потенциал религиозного воспитания: монография / ред. В.Г. Тимирясов .— Казань : Познание, 2012 .— 148 с. — ISBN 978-5-8399-0398-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/208481 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Институт экономики, управления и права (г. Казань) Нравственный потенциал религиозного воспитания Под редакцией профессора В.Г. Тимирясова Казань Познание 2012 УДК 37.01:2 ББК 74.200.5 Н 86 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: доктор исторических наук, профессор К.И. Корепанов; доктор философских наук, профессор А.Г. Сабиров; доктор исторических наук, профессор Б.Г. Кадыров; кандидат педагогических наук, доцент Р.Ф. Гатауллина Руководитель авторского коллектива: доктор экономики, профессор В.Г. Тимирясов Авторский коллектив: д-р филос. наук, доцент О.Д. Агапов (гл. <...> Традиции православного воспитания в современной России 92 Глава 3. <...> О дной из серьезных проблем бытия российского общества сегодня выступает проблема выстраивания устойчивых этнокультурных и межконфессиональных отношений как важнейшей сферы гражданского общества. <...> Вместе с тем утверждать, что процесс институализации этнокультурных и конфессиональных обществ в гражданское (со)общество обрел ясные тренды, тоже нельзя. <...> Впереди формально идет обрядовая сторона, а не содержание, поверхностное имитирование, а не широкое и энергичное движение навстречу вызовам современности. <...> Полагаем, что одна из причин подобного состояния дел связана с тем, что человеческий ресурс/капитал этнокультурных обществ представляют люди старше 50 лет, т.е. он Введение состоит из тех, кто сам недавно нашел время для новой социальной/ антропологической практики. <...> И наша основная беда в том, что молодежь, а главное, люди среднего возраста/среднего класса не видят в этнокультурной и конфессиональной идентичности предмета приложения собственных сил, предмета личностной заботы, антропологической практики. <...> На наш взгляд, вопрос вопросов – становление культуры этнокультурных и межконфессиональных отношений – содержится не в социальной, а в антропологической плоскости, в его личностном освоении <...>
Нравственный_потенциал_религиозного_воспитания_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Нравственный потенциал религиозного воспитания Под редакцией профессора В.Г. Тимирясова Казань Познание 2012
Стр.1
УДК 37.01:2 ББК 74.200.5 Н 86 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: доктор исторических наук, профессор К.И. Корепанов; доктор философских наук, профессор А.Г. Сабиров; доктор исторических наук, профессор Б.Г. Кадыров; кандидат педагогических наук, доцент Р.Ф. Гатауллина Руководитель авторского коллектива: доктор экономики, профессор В.Г. Тимирясов Авторский коллектив: д-р филос. наук, доцент О.Д. Агапов (гл. 1, 2, 3); д-р ист. наук, профессор А.В. Скоробогатов (гл. 2); д-р филос. наук, доцент Е.Л. Яковлева (гл. 1); канд. пед. наук, доцент А.И. Скоробогатова (гл. 2); канд. филос. наук, доцент С.Ф. Туктамышева (гл. 1); канд. филос. наук, доцент М.А. Зайченко (гл. 1); канд. пед. наук, доцент Ф.А. Саглам (гл. 3); канд. пед. наук, доцент Х.М. Низамова (гл. 3) Н86 Нравственный потенциал религиозного воспитания / О.Д. Агапов, А.В. Скоробогатов, Е.Л. Яковлева и др.; под ред. проф. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. – 148 с. ISBN 978-5-8399-0398-2 В монографии рассматриваются проблемы традиционной и современной системы духовно-нравственного воспитания и образования в православии и исламе. Религия как социальный институт во все времена была и остается носителем нравственных ценностей, оказывающих влияние на формирование мировоззрения человека, способного мыслить, нести ответственность за свои поступки и оценивать происходящее вокруг. Предназначена для научных и педагогических работников, практикующих психологов и религиозных деятелей, творческой интеллигенции, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся проблемами религиозно-нравственного воспитания. Может быть использована для разработки контента и в качестве дополнительного материала по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики». УДК 37.01:2 ББК 74.200.5 ISBN 978-5-8399-0398-2 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2012 © Коллектив авторов, 2012
Стр.2
3 Оглавление Предисловие ............................................................................................4 Введение ...................................................................................................6 Глава 1. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ ........................................................................................27 § 1. Нравственные ценности как основа общества .........................27 § 2. Воспитательный потенциал религии .........................................47 Глава 2. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ .............................................................................65 § 1. История православного воспитания в России ..........................65 § 2. Теория православного воспитания ............................................71 § 3. Традиции православного воспитания в современной России 92 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ .............................................................................112 § 1. Теория мусульманского воспитания ...........................................112 § 2. Мусульманское воспитание в современной России ..................123 Заключение ..............................................................................................137 Библиографический список .................................................................141
Стр.3
ПРеДиСлОвие Предлагаемая монография написана коллективом Научно-исследовательского института социальной философии Института экономики, управления и права (г. Казань) на основе многолетнего опыта осмысления авторами процессов, происходящих в современной России. Среди авторов монографии – представители различных гуманитарных наук, уделяющие в своей преподавательской деятельности большое внимание различным аспектам религиозного воспитания. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед обществом, является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. В современном обществе, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной. Современные отечественные науки, такие как социальная философия и педагогика, все чаще осознают потребность в реформировании образования, переосмыслении атеистической методологии и применяемых образовательных технологий, которые ориентированы главным образом на формирование у школьников «суммы знаний» и определенных навыков их постижения. Религия в этом смысле представляет собой неотъемлемый компонент человеческой истории на разных этапах ее развития. Она играет большую роль в формировании мировоззрения большинства людей. В эпоху возрождения в нашей стране религиозных институтов люди стали чаще посещать различные церкви, мечети, синагоги.
Стр.4
5 Цель светского воспитания – привить человеку культуру поведения в обществе, что имеет исключительно социальное значение. В этом случае не требуется его посвящения в глубинные тайны мироздания. Но если ситуации вдруг становятся нестандартными, а это неизбежно происходит, так как жизнь нельзя заключить в какие-то стандартные схемы, человек теряет ориентир своего поведения. Более того, разные социальные группы и слои могут требовать от личности совершенно разных моделей поведения, а нередко человек под давлением общества и жизненных обстоятельств отходит от привитых ему в детстве и юности социальных стереотипов или иногда даже полностью меняет их. В этом отношении философско-религиозное воспитание имеет неоспоримое преимущество. Оно имеет не только социальное, но и космическое значение, выводит человека в более широкую систему координат, ставит его в бесконечную цепь не только социальной, но и космической эволюции, формирует у него глубокий мировоззренческий и духовный стержень. Только тогда личность сможет противостоять любому давлению обстоятельств и людей и стремиться в идеале к воплощению в себе не светского, а сакрального начала. Цель настоящей монографии – представить основные направления духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения и показать опыт их реализации в православной и мусульманской религиозной традиции, оказывая тем самым содействие в оптимальной организации учебно-воспитательного процесса и определяя пути и возможности обращения к опыту религиозного воспитания в системе образования современных детей. Ректор Института экономики, управления и права (г. Казань) профессор В.Г. Тимирясов
Стр.5