АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
КРАТКАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Под научной редакцией И.М. Юсупова
Казань
2010
УДК 159.922+612.8(03)
ББК 88.8+51я2
К 78
Печатается по рекомендации Академии наук Республики Татарстан
и решению Ученого совета Института экономики,
управления и права (г. Казань)
Рецензенты: Л.А. Головей – профессор, доктор психологических наук (кафедра психологии развития и дифференциальной психологии СанктПетербургского государственного университета); <...> А.Л. Зефиров – член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук (кафедра нормальной физиологии Казанского государственного медицинского университета)
К 78 Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека / под науч. ред. <...> Не обойдены вниманием достоинства и недостатки методов, которые применяются в исследованиях психосоциального
развития. <...> Выделяют следующие наиболее уязвимые периоды в плане совершенства А. – это
возраст от рождения до года, от 6
до 8 лет, а также подростковый возраст. <...> А.с. может достигаться
за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности
(напр., зрительная темновая и световая адаптация). <...> Так, процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению
к пространственной частоте и направлению движения раздражителя
в поле зрения; процессы вкусовой
адаптации избирательны по отношению к любому из видов солей,
но неизбирательны по отношению
к различным видам кислот и т.д. <...> Так существует мнение,
что процессы зрительной адаптации стабилизируются в период до
12 лет и достигают оптимального
уровня к 17–22-летнему возрасту. <...> Так,
неправильное воспитание (жестокость, депривация, насилие) начиная с младенческого возраста,
формирует тревожность и высокий
уровень эмоциональной напряженности, которые создают фундамент
для возникновения в последующем
развитии зависимости от пагубных
привычек <...>
Краткая_энциклопедия_психологии_и_психофизиологии_развития_человека.pdf
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
КРАТКАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Под научной редакцией И.М. Юсупова
Казань
2010
Стр.1
УДК 159.922+612.8(03)
ББК 88.8+51я2
К 78
Печатается по рекомендации Академии наук Республики Татарстан
и решению Ученого совета Института экономики,
управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
Л.А. Головей – профессор, доктор психологических наук (кафедра психологии
развития и дифференциальной психологии СанктПетербургского
государственного университета);
А.Л. Зефиров – член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских
наук (кафедра нормальной физиологии Казанского государственного
медицинского университета)
К 78 Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития
человека / под науч. ред. И.М. Юсупова. – Казань: Изд-во
«Познание» Института экономики, управления и права, 2010. –
209 с.
ISBN 978-5-8399-0331-9
В издание включено более 300 статей, раскрывающих термины и понятия,
часто используемые в лексиконе психологии развития и смежных
с нею наук, а также обозначен вклад отечественных и зарубежных психологов
в эту отрасль научного знания о развитии психики человека от
рождения до глубокой старости.
Адресуется практикующим психологам психокоррекционных центров,
педиатрам, геронтологам, студентам медицинских и психологических
факультетов.
УДК 159.922+612.8(03)
ББК 88.8+51я2
ISBN 978-5-8399-0331-9
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2010
© Коллектив авторов, 2010
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В предисловии к одному из множества вышедших в свет психологических
словарей академик РАО В.П. Зинченко заметил, что создание такого печатного
труда – дело неблагодарное. Научному редактору настоящего издания
пришлось самому убедиться в справедливости высказанной сентенции
еще в стадии сбора материала.
Психология развития – наука в большей степени эмпирическая, нежели
теоретическая. Это особенно бросается в глаза после появления на книжных
полках переводных изданий западноевропейского и американского
происхождения. Обилие фактов, собранных обсервационными или экспериментальными
методами, по-разному интерпретируются исследователями,
каждый из которых придерживается собственной научной парадигмы.
Авторам-составителям пришлось немало потрудиться, чтобы из множества
опубликованных результатов исследований отобрать концепции, психологические
конструкты и термины, непротиворечиво объясняющие развитие
различных сторон психики и, поместив их на страницах в виде кратких статей,
постараться свести к минимуму когнитивный диссонанс у пользователей
предлагаемого справочного материала.
В отличие от существующих аналогичных изданий в настоящем справочнике
сделан акцент на развитии известных явлений психики, а также
представлены персоналии ученых, внесших свой вклад в эту отрасль
научного знания о человеке. Не обойдены вниманием достоинства и недостатки
методов, которые применяются в исследованиях психосоциального
развития.
Связь между статьями, освещающими смежные проблемы или различные
аспекты одной и той же проблемы, осуществляется посредством
ссылок на соответствующие статьи, название которых дается в тексте курсивом.
Это позволяет отыскать нужный термин при его разных словесных
эквивалентах.
В подборе материалов и составлении текстов приняло участие множество
авторов, фамилии которых приведены на последних страницах этой
книги. Авторский коллектив будет признателен всем пользователям за критические
замечания и пожелания в адрес настоящего печатного издания,
�-����:-����: �����������.��� или по почте: 420111,
которые следует направлять: �-����
Казань, ул. Московская, д. 42, ИЭУП, факультет психологии. Все они будут
с благодарностью рассмотрены и учтены в будущем.
Научный редактор
3
Стр.3