О.Д. Агапов
Интерпретация
как практика автопоэзиса
человеческого бытия
Казань
Познание
2009
УДК 11
ББК 87
А23
Печатается по решению
Ученого Совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Редакционная ректор Института экономики, управления и права (г. Казань),
коллегия:
профессор В.Г. Тимирясов;
кандидат философских наук, доцент Л.Ф. Гайнуллина. <...> А23 Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия / <...> С любовью
ВВЕДЕНИЕ ИЛИ МАНИФЕСТ
СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Выявление и изучение сущности, структуры, форм и типов, возможностей интерпретации – один из самых разрабатываемых вопросов в
истории философии со времен античности, где герменевтика рассматривалась как теория и практика, дающая человеку понимание явлений
природы и общества. <...> Поэтому необходимо
не только фиксировать многообразие подходов, оценивающих место и
роль интерпретации в различных областях социальной реальности, но и
выявлять условия, конституирующие ситуацию восприятия интерпретации как проблемы. <...> Так, в античности – это герменевтика,
в средневековье – экзегетика, в новое время – логика интерпретации
уступает место логике объяснения. <...> Водоразделом между классической и неклассической философией
является труд «Феноменология духа» Г.Ф. В. Гегеля, где он соединил
идею новоевропейского трансцендентального субъекта с субъектом истории. <...> ХХ в., для наук о духе, стал
вопрос изучения механизма функционирования социальных институтов,
где тема коммуникации, трансляции социокультурного опыта также обращала внимание философов, культурологов, политологов и социологов
на феномен интерпретации. <...> Постмодернистская
социальная мысль обращается к исследованию интерпретации в связи с
анализом современного общества, институализации новых социальных
Хайдеггер М. <...> К примеру, четко не обозначена роль интерпретации
на различных уровнях научного познания в его естественнонаучном <...>
Интерпретация_как_практика_автопоэзиса_человеческого_бытия_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
О.Д. АгАпОв
Интерпретация
как практика автопоэзиса
человеческого бытия
Казань
познание
2009
Стр.1
УДК 11
ББК 87
А23
Печатается по решению
Ученого Совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Редакционная
коллегия:
ректор Института экономики, управления и права (г. Казань),
профессор в.г. Тимирясов;
кандидат философских наук, доцент Л.Ф. гайнуллина.
Рецензенты: доктор философских наук, профессор И.в. Мартынычев;
доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ в.Н. гасилин (г. Саратов);
доктор философских наук, доцент А.А. Бодров (г. Самара).
Агапов, О.Д.
А23 Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия /
О.Д. Агапов. – Казань: Изд-во «познание» Института экономики, управления
и права, 2009. – 248 с.
ISBN 978-5-8399-0297-8
Основная проблема, инспирирующая объект и предмет данного исследования состоит
в разработке социально-философского и антропологического понимания феномена
интерпретации. главная интуиция связана с интенцией рассмотрения интерпретации
в теоретико-методологической призме социальной философии, способной снять множество
противоречий, порождаемых крайностями онтологического и гносеологического
подходов. Действительно, основной гипотезой выступает предположение, что интерпретация
человеком мира и своего положения в нем, – есть процесс одновременного установления
и развертывания смысла в сознании и бытии личности, а также в интерактивном
и интерсубъективном бытии человеческого рода.
Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами конституирования
социокультурных дисциплин и множественности социально-антропологических
практик и может быть рекомендована научным и педагогическим работникам, аспирантам
и студентам гуманитарных специальностей.
В оформлении обложки использована картина
художника Влад. Никольского «Автопортрет».
УДК 11
ББК 87
ISBN 978-5-8399-0297-8
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2009
© Агапов О.Д., 2009пов О.Д.,, 2009
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ИЛИ МАНИФЕСТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО
ПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ..................................................................5
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ......................................................................15
§ 1.1. Интерпретационные практики античности и средневековья .........15
§ 1.2. Изменение интерпретационных практик: от эпохи
возрождения до современности ................................................................31
§ 1.3. Метафизика интерпретации .............................................................38
§ 1.4. предметное самоопределение социальной философии ................52
§ 1.5. Контуры синергийной социальной философии ..............................62
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ:
ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕБЫТИЮ ........................................................75
§ 2.1. «превращенная форма» как предмет интерпретации .....................75
§ 2.2. От преобразования к преображению ...............................................89
§ 2.3. воплощение как проблема и задача бытия человеческого рода ..102
§ 2.4. пребытие как свершение – проблема энтелехии ..........................116
ГЛАВА 3. ИПОСТАСИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА:
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ...................................................130
§ 3.1. Феноменология: от анализа сознания к анализу социального .....130
§ 3.2. Интенциональность и/или предметность как условие
конституирования социальной реальности .............................................141
§ 3.3. Интерсубъектность / интерсубъективность общества .................149
§ 3.4. Интерактивность / диалогичность как момент развития
социальных институтов ............................................................................162
ГЛАВА 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА БЫТИЯ ВСЕЕДИНОГО
СУБЪЕКТА ИСТОРИИ ..................................................................................183
§ 4.1. История как икономия бытия человеческого рода ........................183
§ 4.2. Общество как сингулярность. Феномен социема .........................199
§ 4.3. Культура как модус личностного пребытия .................................208
§ 4.4. Цивилизация как телос бытия человеческого рода ......................218
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................233
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................238
Стр.3
Элеоноре, за терпение и заботу.
С любовью
ВВЕДЕНИЕ ИЛИ МАНИФЕСТ
СОЦИАЛЬНО‑ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
выявление и изучение сущности, структуры, форм и типов, возможностей
интерпретации – один из самых разрабатываемых вопросов в
истории философии со времен античности, где герменевтика рассматривалась
как теория и практика, дающая человеку понимание явлений
природы и общества. представители различных философских школ, течений
и направлений и сегодня пытаются выявить сущность и значение,
границы и функциональные возможности интерпретации в различных
аспектах: 1) процесс мышления; 2) научный метод; 3) универсальный
способ познания мира; 4) экзистенциальный модус присутствия человека
в бытии; 5) метод конструирования социальной реальности.
в целом, позитивно оценивая большой историко-философский и теоретико-методологический
«задел» по заявленной теме исследования,
необходимо отдавать отчет в наличии множества проблемных полей
и лакун в понимании феномена интерпретации. поэтому необходимо
не только фиксировать многообразие подходов, оценивающих место и
роль интерпретации в различных областях социальной реальности, но и
выявлять условия, конституирующие ситуацию восприятия интерпретации
как проблемы.
Наиболее общим моментом, задающим контуры мышления целой
эпохи, являются, безусловно, типы рациональности, а средним
звеном, определяющим специфику восприятия любого феномена,
выступают теоретико-методологические подходы. Кроме больших
парадигмальных уровней, необходимо также иметь в виду авторские
концепции создателей крупнейших философских систем, чьи взгляды
невозможно редуцировать до одного метода или идеи. в истории философии
в.С. Библер выделяет три понимания разума, три типа постижения
человеком феномена понимания (сознания)1
. Исторически первичен
«разум эйдетический» (античность). Далее «рождаются» «разум
причащающийся» (средние века) и «разум познающий» (Новое время).
Каждый из «разумов» создал свое отношение к процессам понимания
Библер в.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в
ХIХ век / в.С. Библер. – М., 1991. – С. 4.
1
Стр.4