Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия: монография (250,00 руб.)

0   0
ИздательствоПознание
Страниц248
ID208391
АннотацияОсновная проблема, инспирирующая объект и предмет данного исследования сос- тоит в разработке социально-философского и антропологического понимания феномена интерпретации. главная интуиция связана с интенцией рассмотрения интерпретации в теоретико-методологической призме социальной философии, способной снять мно- жество противоречий, порождаемых крайностями онтологического и гносеологического подходов. Действительно, основной гипотезой выступает предположение, что интерпре- тация человеком мира и своего положения в нем, – есть процесс одновременного уста- новления и развертывания смысла в сознании и бытии личности, а также в интерактив- ном и интерсубъективном бытии человеческого рода.
Кому рекомендованоРабота представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами конституиро- вания социокультурных дисциплин и множественности социально-антропологических практик и может быть рекомендована научным и педагогическим работникам, аспиран- там и студентам гуманитарных специальностей.
ISBN978-5-8399-0297-8
УДК11
ББК87
Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия: монография / Агапов, О.Д. — Казань : Познание, 2009 .— 248 с. — ISBN 978-5-8399-0297-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/208391 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.Д. Агапов Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия Казань Познание 2009 УДК 11 ББК 87 А23 Печатается по решению Ученого Совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Редакционная ректор Института экономики, управления и права (г. Казань), коллегия: профессор В.Г. Тимирясов; кандидат философских наук, доцент Л.Ф. Гайнуллина. <...> А23 Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия / <...> С любовью ВВЕДЕНИЕ ИЛИ МАНИФЕСТ СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Выявление и изучение сущности, структуры, форм и типов, возможностей интерпретации – один из самых разрабатываемых вопросов в истории философии со времен античности, где герменевтика рассматривалась как теория и практика, дающая человеку понимание явлений природы и общества. <...> Поэтому необходимо не только фиксировать многообразие подходов, оценивающих место и роль интерпретации в различных областях социальной реальности, но и выявлять условия, конституирующие ситуацию восприятия интерпретации как проблемы. <...> Так, в античности – это герменевтика, в средневековье – экзегетика, в новое время – логика интерпретации уступает место логике объяснения. <...> Водоразделом между классической и неклассической философией является труд «Феноменология духа» Г.Ф. В. Гегеля, где он соединил идею новоевропейского трансцендентального субъекта с субъектом истории. <...> ХХ в., для наук о духе, стал вопрос изучения механизма функционирования социальных институтов, где тема коммуникации, трансляции социокультурного опыта также обращала внимание философов, культурологов, политологов и социологов на феномен интерпретации. <...> Постмодернистская социальная мысль обращается к исследованию интерпретации в связи с анализом современного общества, институализации новых социальных Хайдеггер М. <...> К примеру, четко не обозначена роль интерпретации на различных уровнях научного познания в его естественнонаучном <...>
Интерпретация_как_практика_автопоэзиса_человеческого_бытия_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) О.Д. АгАпОв Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия Казань познание 2009
Стр.1
УДК 11 ББК 87 А23 Печатается по решению Ученого Совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Редакционная коллегия: ректор Института экономики, управления и права (г. Казань), профессор в.г. Тимирясов; кандидат философских наук, доцент Л.Ф. гайнуллина. Рецензенты: доктор философских наук, профессор И.в. Мартынычев; доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ в.Н. гасилин (г. Саратов); доктор философских наук, доцент А.А. Бодров (г. Самара). Агапов, О.Д. А23 Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия / О.Д. Агапов. – Казань: Изд-во «познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 248 с. ISBN 978-5-8399-0297-8 Основная проблема, инспирирующая объект и предмет данного исследования состоит в разработке социально-философского и антропологического понимания феномена интерпретации. главная интуиция связана с интенцией рассмотрения интерпретации в теоретико-методологической призме социальной философии, способной снять множество противоречий, порождаемых крайностями онтологического и гносеологического подходов. Действительно, основной гипотезой выступает предположение, что интерпретация человеком мира и своего положения в нем, – есть процесс одновременного установления и развертывания смысла в сознании и бытии личности, а также в интерактивном и интерсубъективном бытии человеческого рода. Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами конституирования социокультурных дисциплин и множественности социально-антропологических практик и может быть рекомендована научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей. В оформлении обложки использована картина художника Влад. Никольского «Автопортрет». УДК 11 ББК 87 ISBN 978-5-8399-0297-8 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2009 © Агапов О.Д., 2009пов О.Д.,, 2009
Стр.2
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ИЛИ МАНИФЕСТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ..................................................................5 ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ......................................................................15 § 1.1. Интерпретационные практики античности и средневековья .........15 § 1.2. Изменение интерпретационных практик: от эпохи возрождения до современности ................................................................31 § 1.3. Метафизика интерпретации .............................................................38 § 1.4. предметное самоопределение социальной философии ................52 § 1.5. Контуры синергийной социальной философии ..............................62 ГЛАВА 2. ДИНАМИКА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ: ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕБЫТИЮ ........................................................75 § 2.1. «превращенная форма» как предмет интерпретации .....................75 § 2.2. От преобразования к преображению ...............................................89 § 2.3. воплощение как проблема и задача бытия человеческого рода ..102 § 2.4. пребытие как свершение – проблема энтелехии ..........................116 ГЛАВА 3. ИПОСТАСИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ...................................................130 § 3.1. Феноменология: от анализа сознания к анализу социального .....130 § 3.2. Интенциональность и/или предметность как условие конституирования социальной реальности .............................................141 § 3.3. Интерсубъектность / интерсубъективность общества .................149 § 3.4. Интерактивность / диалогичность как момент развития социальных институтов ............................................................................162 ГЛАВА 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА БЫТИЯ ВСЕЕДИНОГО СУБЪЕКТА ИСТОРИИ ..................................................................................183 § 4.1. История как икономия бытия человеческого рода ........................183 § 4.2. Общество как сингулярность. Феномен социема .........................199 § 4.3. Культура как модус личностного пребытия .................................208 § 4.4. Цивилизация как телос бытия человеческого рода ......................218 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................233 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................238
Стр.3
Элеоноре, за терпение и заботу. С любовью ВВЕДЕНИЕ ИЛИ МАНИФЕСТ СОЦИАЛЬНО‑ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ выявление и изучение сущности, структуры, форм и типов, возможностей интерпретации – один из самых разрабатываемых вопросов в истории философии со времен античности, где герменевтика рассматривалась как теория и практика, дающая человеку понимание явлений природы и общества. представители различных философских школ, течений и направлений и сегодня пытаются выявить сущность и значение, границы и функциональные возможности интерпретации в различных аспектах: 1) процесс мышления; 2) научный метод; 3) универсальный способ познания мира; 4) экзистенциальный модус присутствия человека в бытии; 5) метод конструирования социальной реальности. в целом, позитивно оценивая большой историко-философский и теоретико-методологический «задел» по заявленной теме исследования, необходимо отдавать отчет в наличии множества проблемных полей и лакун в понимании феномена интерпретации. поэтому необходимо не только фиксировать многообразие подходов, оценивающих место и роль интерпретации в различных областях социальной реальности, но и выявлять условия, конституирующие ситуацию восприятия интерпретации как проблемы. Наиболее общим моментом, задающим контуры мышления целой эпохи, являются, безусловно, типы рациональности, а средним звеном, определяющим специфику восприятия любого феномена, выступают теоретико-методологические подходы. Кроме больших парадигмальных уровней, необходимо также иметь в виду авторские концепции создателей крупнейших философских систем, чьи взгляды невозможно редуцировать до одного метода или идеи. в истории философии в.С. Библер выделяет три понимания разума, три типа постижения человеком феномена понимания (сознания)1 . Исторически первичен «разум эйдетический» (античность). Далее «рождаются» «разум причащающийся» (средние века) и «разум познающий» (Новое время). Каждый из «разумов» создал свое отношение к процессам понимания Библер в.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в ХIХ век / в.С. Библер. – М., 1991. – С. 4. 1
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.