Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Методическое пособие
по изучению курса
«Основы права»
(базовый и профильный уровни
для учителей старших классов общеобразовательных школ)
Казань
Познание
2009
Стр.1
УДК 340(075)
ББК 67.0я7
М54
Печатается по решению Ученого совета
и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Руководитель авторского
коллектива по подготовке
учебного пособия
Научный редактор
Авторский коллектив:
д-р экономики, проф. В.Г. Тимирясов
д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова
Введение – учитель истории, обществознания гимназии № 3
Зеленодольского муниципального района РТ Е.Н. Саранцева
Гл. 1, 2, 3, 4, 5, 6 – канд. юрид. наук, доц. А.В. Краснов
Гл. 7, 8 – д-р ист. наук, проф. А.В. Скоробогатов
Гл. 9 – канд. юрид. наук, доц. Н.Р. Емеева
Гл. 10 – канд. пед. наук, доц. Г.А. Мустафина
Гл. 11 – д-р ист. наук, проф. А.В. Скоробогатов,
канд. юрид. наук, доц. А.А. Юсупов
Гл. 12 – канд. юрид. наук, доц. А.А. Юсупов
Гл. 13 – д-р юрид. наук, проф. А.Ю. Епихин
Гл. 14 – канд. юрид. наук, доц. О.Н. Низамиева,
канд. юрид. наук, доц. З.А. Ахметьянова,
ст. преп. Е.А. Хлобыстова
Гл. 15 – канд. юрид. наук, доц. Л.М. Файзрахманова
Гл. 16 – ст. преп. Г.А. Гульманова
Гл. 17 – канд. юрид. наук, доц. О.Н. Низамиева
Гл. 18 – ст. преп. А.В. Зиятдинова
Гл. 19 – ст. преп. Л.Ш. Минкина
Гл. 20 – канд. юрид. наук, доц. Е.Г. Опыхтина
Гл. 21 – канд. юрид. наук, доц. Е.Ю. Ковалькова
Гл. 22 – канд. юрид. наук, ст. преп. О.Н. Савинова
М54 Методическое пособие по изучению курса «Основы права» (базовый
и профильный уровни для учителей старших классов общеобразовательных
школ). – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики,
управления и права, 2009. – 152 с.
ISBN 978-5-8399-0299-2
Пособие содержит примерную программу среднего образования по
курсу «Право»; в каждой главе даны рекомендации по изучению основных
вопросов соответствующих тем учебного пособия «Основы права», помещены
ответы на задания, а также ключи к тестам.
Предназначено для учителей общеобразовательных школ, колледжей.
УДК 340(075)
ББК 67.0я7
ISBN 978-5-8399-0299-2
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2009
© Авторский коллектив, 2009
Стр.2
СОДеРжАНие
Введение ............................................................................................................4
Примерное тематическое планирование по курсу
«Право. Базовый уровень». 10-11 класс (35 часов) ....................................7
Примерное тематическое планирование по курсу
«Право. Профильный уровень». 10-11 класс (70-140 часов) ....................9
Глава I. Основы теории государства ..........................................................14
Глава II. Право: понятие, происхождение, признаки ..............................20
Глава III. Формы и источники права .........................................................26
Глава IV. Система права и правовая система............................................32
Глава V. Правоотношения ............................................................................38
Глава VI. Реализация права. Механизм правового регулирования .......44
Глава VII. Правонарушение. Юридическая ответственность ...............51
Глава VIII. Право и личность .....................................................................56
Глава IX. Правоохранительные органы .....................................................61
Глава X. Конституционное право ...............................................................68
Глава XI. Порядок исполнения воинской обязанности.
Альтернативная гражданская служба .........................................................73
Глава XII. Административное право .........................................................76
Глава XIII. Уголовное право ......................................................................81
Глава XIV. Гражданское право ....................................................................85
Глава XV. Финансовое право ....................................................................100
Глава XVI. Экологическое право ..............................................................106
Глава XVII. Семейное право .....................................................................112
Глава XVIII. Трудовое право ....................................................................117
Глава XIX. Предпринимательское право. Государственное
регулирование экономических отношений ..............................................122
Глава XX. Право социального обеспечения ...........................................127
Глава XXI. Основы международного права ...........................................132
Глава XXII. Особенности профессиональной юридической
деятельности .................................................................................................140
Приложения .................................................................................................144
3
Стр.3
ВВеДеНие
Изучение права на профильном уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания
и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права на
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные
законом права и свободы; содействие развитию профессиональных
склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам
другого человека, демократическим правовым ценностям и
институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах
и институтах права, необходимых для ориентации в российском
и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации
прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной
юридической деятельности и основными юридическими
профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности для решения практических задач
в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе
профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом,
в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия
закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной
реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Опыт познавательной и практической деятельности:
– ознакомление со спецификой профессиональной юридической
деятельности, основными юридическими профессиями;
– самостоятельный поиск, анализ и использование правовой
информации;
– сравнительный анализ правовых понятий и норм; объяснение
смысла конкретных норм права, характеристика содержания текстов
нормативных актов;
– оценка общественных событий и явлений, действий людей с
точки зрения их соответствия законодательству;
4
Стр.4
– выработка и доказательная аргументация собственной позиции
в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права;
– использование норм права при решении учебных и практических
задач; осуществление исследований по правовым темам в учебных
целях; представление результатов самостоятельного учебного
исследования, ведение дискуссии;
– самостоятельное составление отдельных видов юридических
документов;
– осуществление ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса,
следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях;
– анализ собственных профессиональных склонностей, способов
их развития и реализации.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения права на профильном уровне ученик
должен:
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы;
общие правила применения права; содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой
защиты прав человека; основные юридические
профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему
законодательства; основные отрасли права; систему конституционных
прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации
и защиты; избирательный и законодательный процессы в России;
принципы организации и деятельности органов государственной
власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых
споров; порядок заключения и расторжения трудовых
договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;
порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь;
механизм правового регулирования; содержание основных
понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав,
обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,
работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности
правоотношений, регулируемых публичным и частным
правом;
5
Стр.5
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды
судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия
органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса,
международных органов защиты прав человека; объекты гражданского
оборота; организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности; имущественные и неимущественные права и способы
их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений,
правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных
конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности
за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных
принципов и норм международного права; правоприменительной
практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой
информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения
конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права; применения правил
(норм) отношений, направленных на согласование интересов
различных сторон (на заданных примерах); осуществления учебных
исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий
в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
определения способов реализации прав и свобод, а также защиты
нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров; обращения
в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью.
6
Стр.6