Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №3 2013

0   0
Страниц16
ID208369
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №3 .— 16 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208369 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 (124) март 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы PDF версию читайте на www.muzklondike.ru l музыка l вокал l хореография l театр ПАРАД ИСКУССТВ ЮРИЯ БАШМЕТА 24 февраля в Сочи завершился грандиозный VI Международный Зимний фестиваль искусств, артистическим директором которого является всемирно известный маэстро Юрий Башмет. <...> И это немудрено – сегодня Проект перерос в самый настоящий «парад искусств» с участием ярчайших артистов, художников, настоящих звезд – солистов! <...> Выставки, кинопоказы, видеоинсталляции, мастер-классы, творческие встречи … «Сегодня фестиваль известен и любим сочинцами, много гостей приезжает специально на фестиваль. – отметил Глава администрации г.Сочи Анатолий Пахомов. <...> – Мы благодарны Юрию Абрамовичу как Почетному послу Олимпиады, что он продвигает имидж Сочи как культурного центра во всем мире». <...> Ирина Романец, заместитель Главы администрации г.Сочи, сообщила, что Зимний фестиваль искусств посетило 10 тысяч зрителей на всех площадках, не считая интернет-трансляций. <...> – Наша миссия – «Строить вместе успех», и, по-моему, с харизмой и необыкновенным талантом Юрия Абрамовича очень хорошо у нас вместе получается. <...> Фестиваль потрясает своей насыщенностью, разнообразием жанров, созвездием приглашенных артистов. <...> АЛЕКСАНДР АНИСИМОВ - ГОСТЬ МАРТОВСКОГО НОМЕРА l ЮБИЛЕИ РАХМАНИНОВА ОСТРЫЕ УГЛЫ НОВОЙ МУЗЫКИ l В ГОРОДЕ СОЧИ КУЛЬТУРНЫЕ НОЧИ ВИРТУОЗЫ ГИТАРЫ l ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ - 25! l ТАТЬЯНИН ДЖАЗ НЕДЕЛЯ ИРЛАНДИИ В РОССИИ l ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ НА WWW.ART-CENTER.RU ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ l ГЕНИАЛЬНОСТИ НЕВОЗМОЖНО НАУЧИТЬ www.muzklondike.ru www.artcen ter.ru ГО С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О ГО К Л О Н Д А Й К А » С МИРУ ПО Н ТКЕ С 15 по 24 марта 2013 года Калининградская областная филармония при поддержке правительства Калининградской области, Министерства культуры Калининградской области, Генеральных консульств Литвы и Польши в Калининграде проводит <...>
Музыкальный_Клондайк_№3_2013.pdf
№ 3 (124) март 2013 Выходит с 2002 года В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты PDF версию читайте на www.muzklondike.ru ПАРАД ИСКУССТВ ЮРИЯ БАШМЕТА 24 февраля в Сочи завершился грандиозный VI Международный Зимний фестиваль искусств, артистическим директором которого является всемирно известный маэстро Юрий Башмет. Программа фестиваля год от года становится все ярче и разнообразней. Так, если первые два форума проходили в Сочи достаточно спокойно, то сейчас вокруг фестивальных концертов творится настоящий ажиотаж. И это немудрено – сегодня Проект перерос в самый настоящий «парад искусств» с участием ярчайших артистов, художников, настоящих звезд – солистов! Выставки, кинопоказы, видеоинсталляции, мастер-классы, творческие встречи … «Сегодня фестиваль известен и любим сочинцами, много гостей приезжает специально на фестиваль. – отметил Глава администрации г.Сочи Анатолий Пахомов. – Мы благодарны Юрию Абрамовичу как Почетному послу Олимпиады, что он продвигает имидж Сочи как культурного центра во всем мире». Среди участников этого года - артисты балета театра «Гранд опера» (Париж), солисты венских театров «Штаатсопер» и «Фольксопер», обладатель восьми премий Грэмми звезда джаза – кубинский пианист Чучо Вальдес со своей группой, Ангелика Киршлагер (меццо-сопрано, Австрия), итальянские инструменталисты Массимо Кварта (скрипка), Лука Раньери (альт). На фестивале выступил и Фрэнки Гэвин c группой De Dannan ( Де Даннан) – этот концерт был организован при поддержке Республики Ирландия в рамках программы Культура Ирландии и президентства Ирландии в Евросоюзе в 2013 году. Кроме того, на фестивале выступил и всемирно известный флейтист сэр Джеймс Гэлвей. Как и ожидалось, его творчество никого из зрителей не оставило равнодушным, и в знак почтения к его таланту прославленному флейтисту был вручен главный приз фестиваля, изготовленный известным ювелиром Ильгизом Фазульзяновым – «Серебряная ракушка». Сами сочинцы, почувствовав вкус настоящего искусства, заполняли залы охотно и активно. Ирина Романец, заместитель Главы администрации г.Сочи, сообщила, что Зимний фестиваль искусств посетило 10 тысяч зрителей на всех площадках, не считая интернет-трансляций. Столь разнообразная фестивальная программа стала возможна благодаря спонсорской поддержке Генерального партнера фестиваля - МДМ банка, а также партнеров фестиваля: ОАО «РЖД», ОАО «Ростелеком», компании ЮТэйр, компании Ямаха, компании Volkswagen (фольксваген). «Ценности фестиваля напрямую перекликаются с ценностями МДМ-банка, - объяснила представитель банка Инета Доне. – Наша миссия – «Строить вместе успех», и, по-моему, с харизмой и необыкновенным талантом Юрия Абрамовича очень хорошо у нас вместе получается. Фестиваль потрясает своей насыщенностью, разнообразием жанров, созвездием приглашенных артистов. Но самое главное – это синергия, которая возникла между слушателями и исполнителями. Думаю, что каждый в зале это почувствовал и этот катарсис получали не только зрители, но и музыканты». Продолжение на 3 стр. АЛЕКСАНДР АНИСИМОВ - ГОСТЬ МАРТОВСКОГО НОМЕРА l ЮБИЛЕИ РАХМАНИНОВА ОСТРЫЕ УГЛЫ НОВОЙ МУЗЫКИ l В ГОРОДЕ СОЧИ КУЛЬТУРНЫЕ НОЧИ ВИРТУОЗЫ ГИТАРЫ l ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ - 25! l ТАТЬЯНИН ДЖАЗ НЕДЕЛЯ ИРЛАНДИИ В РОССИИ l ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ НА WWW.ART-CENTER.RU ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ l ГЕНИАЛЬНОСТИ НЕВОЗМОЖНО НАУЧИТЬ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru С 15 по 24 марта 2013 года Калининградская областная филармония при поддержке правительства Калининградской области, Министерства культуры Калининградской области, Генеральных консульств Литвы и Польши в Калининграде проводит ХХI-й Международный фестиваль для детей и юношества «Музыкальная весна». Участие в нем примут юные и взрослые исполнители и творческие коллективы Калининграда, других городов России, Литвы и Польши. В качестве почётных гостей фестиваля в филармонии выступят и проведут мастер-классы опытные отечественные и зарубежные музыканты: профессор Государственной консерватории им. М. Глинки (Нижний Новгород) хормейстер и композитор Сергей Смирнов, профессор Музыкальной академии Каунасского университета Сабина Мартинайтите (вокал). http://kenigfil.ru В честь дня рождения исконно русского музыкального инструмента 17 марта в Москве состоится гала-концерт «Балалайка – душа России». В этот вечер зрители услышат единственный в России унисон балалаечников (больше 25 музыкантов), лучших исполнителей на русских народных инструментах и русский академический вокал. Галаконцерт пройдёт в рамках всероссийской акции по пропаганде исполнительства на русских народных инструментах. Мастерство владения струнными инструментами продемонстрируют лучшие музыканты страны и СНГ. В том числе - заслуженный артист Якутии Дмитрий Швецов (балалайка), лауреат международных конкурсов – Светлана Мусафина (домра), народный артист России – Александр Цыганков (домра), народный артист России – Валерий Зажигин (балалайка), лауреат международных конкурсов – Андрей Горбачев (балалайка). А также молодые музыканты страны, лауреаты международных и всероссийских конкурсов: Константин Захарато (балалайка), Александра Скрозникова и Екатерина Мочалова (домра) и многие другие. Начало концерта 17 марта в 19.00 Концертный зал РАМ им. Гнесиных. Мал. Ржевский, дом 1 Государственный оркестр «Сибирь» им. Е.И. Борисова в 5-й раз проводит в Барнауле межрегиональный фестиваль «Сибирские встречи». На фестивальной сцене традиционно представлены и юные музыканты, и прославленные исполнители. На этот раз в Барнауле высадится самый крупный «десант» гостей, лауреатов многочисленных и самых престижных международных состязаний. Это аккордеонисты Сергей Осокин (Москва) и Анастасия Петроченко (Омск), баянисты Михаил Овчинников и Артем Павлов, а также джазовый дуэт Алексей Александров, домра – Сергей Козубенко, баян (Новосибирск). Северную столицу – СанктПетербург - представляет обладатель «Кубка Мира – 2012» ансамбль «ESSE-Quintet». http://www.ork-siberia.ru С 27 марта по 2 апреля 2013 в Москве состоится IV Международный Фестиваль Мстислава Ростроповича, учреждённый три года назад Правительством Москвы, Фондом культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В 2013 году Фестиваль посвящается великой русской певице, народной артистке СССР, полному кавалеру Ордена «За заслуги перед Отечеством» Галине Вишневской. Полувековой союз двух великих музыкантов еще при жизни стал эталоном беспримерного служения друг другу, искусству, людям. Дата открытия Международного фестиваля Мстислава Ростроповича никогда не меняется: это 27 марта, день рождения Маэстро. В этот вечер в Большом зале консерватории будет звучать «Реквием» Дж. Верди – произведение, занимавшее важное место в репертуаре Г.П. Вишневской. Далее в программе Фестиваля – Датский национальный симфонический оркестр под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургаса, Симфонический оркестр Баварского Радио под управлением Мариса Янсонса, Лондонский королевский оркестр под управлением Шарля Дютуа, Английский камерный оркестр под управлением Пола Уоткинса; солисты с мировыми именами Пепе Ромеро (гитара, Испания), Стивен Хаф (фортепиано, Великобритания), Арто Норас (виолончель, Финляндия). По уже сложившейся традиции, Фестиваль не ограничивается только московскими залами, его концерты будут проходить также в Санкт - Петербурге (31 марта) и Оренбурге (24 - 27 апреля). rostropovich.org www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» С МИРУ ПО Н ТКЕ АЛЕКСАНДР АНИСИМОВ: «Мне нравится открывать для себя новых людей, новые коллективы» Заслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов, оставаясь главным дирижёром Национального симфонического оркестра Республики Беларусь, с 2011 года является художественным руководителем и главным дирижёром Самарского академического театра оперы и балета театра. Александр Анисимов почитается одним из самых авторитетных в нашей стране дирижёров и руководителей в сфере музыкального театра и востребован не только на родине, но и в Европе и за океаном. Как приглашенному дирижёру, ему довелось сотрудничать с такими крупнейшими театрами, как «Колон» в БуэносАйресе, Опера Бастий и Опера Гарнье в Париже, Гран Театр Liceu в Барселоне, а также с филармоническими оркестрами СанктПетербурга, Варшавы, Монте-Карло, Роттердама, Вильнюса и Будапешта, с лондонскими симфоническим и Королевским филармоническим оркестрами. Маэстро высоко ценят в Ирландии и Корее. В 1993 году в Риме оркестр «Санта Чечилия» вручил ему дирижёрскую палочку Леонарда Бернстайна. В 1995 году московская газета «Музыкальное обозрение» назвала Александра Анисимова «Дирижёром года». Он лауреат театральной премии «Золотая маска», обладатель золотой медали Фонда Ирины Архиповой. Сегодня маэстро, отметивший недавно свой 65-летний юбилей, - гость нашей газеты. - Вначале, Александр Михайлович, о том, как Вы пришли в дирижёрскую профессию. - Я родился в Москве, и мой путь в профессию начался именно в этом городе. Я обожал пение. Пел с младенчества – с пяти лет. А моё приобщение к серьёзной музыке произошло довольно поздно - в двенадцатилетнем возрасте, когда я был учеником четвёртого класса общеобразовательной школы. К тому времени я не знал ни одной ноты. Помню посещение ректора Московской консерватории Свешникова, к которому моя мама сумела получить у знакомых рекомендательное письмо. Александр Васильевич попросил меня спеть и был очень удивлён, когда я исполнил не детский шлягер, а, как выяснилось позже, его любимую русскую народную песню «Родина» - «Вижу чудное приволье». Из консерватории мы сразу направились в хоровое училище с запиской Свешникова: «Помоему, имеет смысл к этому мальчику присмотреться». Меня определили в четвертый класс училища. За полгода я догнал всех своих одноклассников, а благодаря прекрасной преподавательнице по фортепиано буквально влюбился в этот инструмент. Затем судьба перекинула меня в Ленинград, где я продолжил обучение в хоровом училище имени Глинки. В училище я стал петь уже профессионально, по нотам - сначала альтом в хоре мальчиков, а затем баритоном во взрослом хоре. На старших курсах дирижировал хором. Так что приближение к этой профессии у меня началось довольно рано. Уже тогда мечтал продирижировать оперным спектаклем. - Кстати, в Вашей семье были музыканты? - Мой отец был философом, мама – экономистом. Я первый музыкант, хотя в моей родословной они всё-таки были: в капелле графа Шереметева был валторнист Деев-Анисимов, который играл в его оркестре. - У Вас дипломы двух ведущих консерваторий: Ленинградской и Московской. - Моему поступлению в Ленинградскую консерваторию сопутствовало любопытное обстоятельство. На прослушивании мой будущий консерваторский педагог по дирижированию профессор Елизавета Кудрявцева попросила сыграть на фортепиано, после чего сказала, что я играю не хуже, чем пою. Оказывается, будучи ученицей Свешникова, она находилась в его кабинете во время нашего с мамой визита к нему. Вот так замкнулся круг, и я стал учеником этого абсолютно феноменального педагога, вырастившего таких знаменитых дирижёров, как Дмитрий Китаенко, Владимир Зива, Андрей Борейко. Елизавета Петровна, будучи хоровым дирижёром, привила мне, как и всем своим талантливым ученикам, страсть к симфоническому дирижированию. По окончании Ленинградской консерватории она отправила меня в Москву. Столичную консерваторию я окончил по оперно-симфоническому дирижированию у Лео Гинзбурга, а затем - аспирантуру у Геннадия Рождественского. - Вам действительно повезло: с самого начала Вы учились у замечательных педагогов. - Это было золотое время, когда жили и творили такие титаны, как Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, которые охотно занимались с талантливыми детьми. Александр Свешников, будучи ректором Московской консерватории и руководителем первого по значению в стране Государственного академического хора СССР, руководил и хором мальчиков Московского хорового училища. Все они понимали, что самое ценное в человеке закладывается именно в этом возрасте и что эти ребята могут оказаться у них в консерваторском классе. - Как сложилась Ваша дальнейшая творческая деятельность? - Я дебютировал в МАЛЕГОТе - ленинградском Малом оперном театре - сейчас это Михайловский театр, где проработал пять лет. Затем меня пригласили в Белоруссию – в Большой театр оперы и балета. В течение пяти лет совмещал работу в оперном театре и с симфоническим оркестром Белорусской филармонии. Был эпизод, когда в течение четырёх с № 3 март 2013 2 половиной лет я работал в Пермском оперном театре, после чего снова вернулся в Минск. Так что в моей творческой биографии не так много мест прописки. При этом я практически никогда ни с кем не расстаюсь. Так, уехав из Перми, продолжал сотрудничать с ними в течение пяти лет в качестве приглашённого главного дирижёра, поставил несколько спектаклей. На Западе общепринятой является система, когда специалисты работают на одном месте по контракту четыре - пять лет, после чего переезжают на новое место. И не потому, что их, грубо говоря, выставляют. Просто у людей есть другой контракт или им хочется перемен. - Адаптация к новому городу, к новому коллективу – процесс непростой. - Я человек достаточно открытый в общении, и мне нравится открывать для себя новых людей, новые коллективы. В принципе, это часть профессии, и не только дирижёрской, а всех, кто работает с коллективами. Полагаю, мне хватает мудрости и гибкости, чтобы не создавать излишне острые ситуации. Впрочем, избежать их полностью невозможно. Твёрдость, упорство и принципиальность – это тоже качества, необходимые руководителю. Кстати, если люди слишком засиживаются на одном месте, это не идет на пользу коллективу. В Европе менеджмент функционирует подобно часовому механизму, кроме того, там железная дисциплина. В таких условиях можно работать вообще без главных специалистов. А при нашем российском беспорядке тратится масса времени и сил вначале на адаптацию к новому человеку, специалисту, а затем на то, чтобы пролить слёзы по поводу его потери. Конечно, самое главное, чего от меня ожидают в Самаре, - это качественное звучание музыки в моей интерпретации. Это то, чем я владею, чем, говоря без излишней скромности, могу гордиться и чем готов поделиться с театром и с публикой. - Что Вам лично удалось реализовать на самарской сцене за это время? - Моей первой серьёзной встречей с самарской публикой стал балет «Щелкунчик». Затем были международные проекты – постановки опер «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини с режиссёром из Швейцарии Дитером Кеги и «Травиаты» Дж. Верди с итальянским режиссёром Карло Антонио де Лючия. Мы начали развивать концертную форму деятельности. Была исполнена Седьмая симфония Шостаковича, несколько концертных программ было представлено в колонном фойе бельэтажа. В театре прошли фестивали «Басы ХХI века», балетный имени Аллы Шелест и оперный имени Ирины Архиповой. Моя ближайшая премьера – вердиевская «Аида» с режиссёром-постановщиком Юрием Александровым. Моя мечта - поставить оперу Сергея Прокофьева «Огненный ангел». Я уже ставил её в Перми, впервые в СССР, что наделало в свое время много шума. С тех пор эта опера шла только в Мариинском театре. - Что Вы думаете о взаимоотношениях дирижёров - музыкальных руководителей спектаклей и режиссёров, которые сейчас, практически, оккупировали оперный жанр? - Они могут оккупировать всё, что угодно. Но если за дирижёрским пультом – личность, человек, который несёт через композитора свои идеи и мысли, то никакой режиссёр этому помешать не сможет, даже если на сцене будет твориться бог знает что. Правда, всему есть предел. На Западе случается, что из-за несогласия с режиссёрской концепцией актёры вообще отказываются от ангажемента и уезжают. Но это исключение. Умные театральные менеджеры – на Западе это, как правило, директора театров – заинтересованы, чтобы в зрительном зале была публика. И они умеют найти компромисс, золотую середину, когда даже при серьёзном сценическом эксперименте всё устраивается болееменее сносно. - Бывали ли у Вас конфликты с режиссёрами? - Лично у меня подобных острых ситуаций не случалось, хотя довелось работать и с таким «агрессивным» оперным режиссёром, как Петер Конвичный. Как многие немцы, в своих постановках он весьма радикален. В Барселоне я ставил с ним «Евгения Онегина». Представьте: первая сцена, Ларина поет: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она», а в руке у неё - рюмка водки. Согласитесь, придумано гениально, остроумно и смешно. - Выдающиеся оперные дирижёры всегда много работали с певцами. - Такая работа для меня – удовольствие. Я до сих пор неравнодушен к вокалу и надеюсь, что эта моя страсть никогда не пройдет. В течение всей моей карьеры меня, в хорошем смысле, преследует симпатия ко мне практически всех вокалистов – от начинающих до таких корифеев, как Ирина Архипова, Мария Биешу, Владислав Пьявко. Все, кто разбирается в специфике непростого искусства общения с вокалом, конечно же, мои друзья. И я их друг. Беседу проводил Валерий ИВАНОВ Фото автора
Стр.2
www.muz klon di ke.ru www.artcen ter.ru В ГОРОДЕ СОЧИ КУЛЬТУРНЫЕ НОЧИ… ИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ ПРОРЫВ НА БЕРЕГУ ЧЁРНОГО МОРЯ Сразу по прилёте город Сочи встречает неожиданным в феврале теплом, особенно ощутимым после жёстких московских минус 15. Влажная дымка белёсого полотна зависает над морем, а побережье пестрит острыми стрелами строительных кранов и новостроек. Город готовится к Олимпийским играм «Сочи-2014». Кажется, этому ритму здесь подчинено всё. Но, кроме тотального строительства, Сочи живет насыщенной культурной жизнью. О том, как в Сочи готовятся к финалу «Культурной Олимпиады-2014» и чем живёт культурный кластер, рассказала в беседе с Ириной Шымчак, представителем газеты «Музыкальный Клондайк», Рузанна Георгиевна Барсегян, Начальник Управления культуры администрации г.Сочи. -Рузанна Георгиевна, до Олимпиады осталось меньше года. Какие события текущего года, «Года музеев», Вы бы отнесли к особо значимым в культурной жизни города? -«Особо значимых» априори не может быть. Все очень значимы. Выделить из череды событий какое-то одно и назвать его самым важным сложно. Но если даже не брать во внимание крупнейшие фестивали, например, Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, либо выставки Петергофа, то прием делегаций Международного олимпийского комитета, как и работа на тестовых соревнованиях – тоже значимы. Развитие сочинцев в области искусства и культуры, приучение их, привыкание к великому искусству, к умению слушать, слышать, воспринимать – все это очень и очень значимо. Только в рамках четырехлетней подготовки к культурной олимпиаде пройдет более 30 проектов. Кроме этого, существует сводный событийный календарь на год – это 384 мероприятия. Сегодня город Сочи живет просто «с колес», потому что каждый день и я, и мои коллеги, и глава города получаем предложения, которые внимательно рассматриваются. И у каждого есть шанс попасть в культурную программу. Но нам нужно действовать быстрее, потому что на сегодняшний день все уже очень тесно расписано. -А как у вас в этом году будет проводиться Ночь музеев? -Она у нас проводится уже много лет, это было инициировано еще Министерством культуры Краснодарского края. Акция замечательная и очень уважаемая нашими сочинцами. Здесь так же стоит отметить динамику роста посещаемости акции. Мы принимаем десятки тысяч людей в эту ночь. Замечу, что мы не просто открываем двери музеев. Каждый музей проводит собственную интерактивную программу. Причем готовит ее не только управление культуры. Здесь задействован симбиоз нескольких управлений города, в том числе управление молодежной политики и управление образования. Они приводят к нам детей, для них организуются интересные, необычные вещи. В эту ночь мы открываем фонды музеев, что само по себе редчайший случай, но, тем не менее, Музей истории открывает свои фонды, заводит детей и показывает. Детям любопытно, а что там еще за этой закрытой железной дверью может быть? -На февральском заседании Общественного совета по подготовке Олимпийских зимних игр было сказано, что для вашего региона подготовка к Олимпиаде послужила мощным толчком для развития культуры в целом. И замглавы города Ирина Романец, на примере Зимнего театра, отметила, что в течение последних 3-4 лет динамика посещаемости концертов классической музыки и спектаклей растет независимо от сезона. Ежегодно увеличивается и само количество культурных мероприятий, и количество людей, вовлеченных в культурную жизнь города. Так в этом году почти на всех концертах Международного зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета были настоящие аншлаги. Причем, основная публика - сочинцы. Видно, что у людей появился серьезный интерес. Имеется ли в вашем ведомстве какой-то стратегический план, чтобы не только не потерять, а наоборот, сохранить и приумножить такое наследие? - Безусловно, Олимпиада должна иметь наследие. Если говорить непосредственно о культуре, как о части этого наследия, то нужно понять, что это не только материальная часть. И, может быть, нематериальная составляющая, а именно люди, которым не все равно, что происходит с нашей культурной жизнью, будет для нас более ценной, нежели материальная. Да, у нас не было нового строительства объектов культуры, и на круглом столе говорили о том, что городу необходим крытый выставочно- концертный зал. Но зато на сегодняшний день у нас отремонтировано 24 учреждения культуры, причем это капитальные ремонты с новым, хорошим оборудованием. Завершается ремонт еще трех учреждений. Безусловно, с 2009 года такое количество отремонтированных учреждений – это серьезный прорыв. И, что немаловажно, абсолютно все доступно для маломобильных групп граждан. Ту доступность, которую мы сегодня имеем в наших учреждениях, редко кто имеет, и все это благодаря Олимпиаде. Например, в Художественном музее установлены два лифтовых подъемника, подъемник с передней части, брайлевский дисплей, аудиогиды. Все это обеспечивает человеку чувство комфорта, куда бы он ни зашел, независимо от его недуга. То, что мы сделали огромный шаг, это точно. Но я бы сказала, что для нас более важно помочь человеку с легкостью пройти путь от взгляда на афишу до покупки билета через интернет в режиме он-лайн. Такой процесс покупки билета пока еще не всем понятен и доступен. Мы хотим, чтобы каждый мог зайти, посмотреть, послушать, и, может быть, правильно принять музыку. Ведь не каждый умеет слушать и слышать, смотреть и видеть. И если мы этому научим, будет здорово. -Рузанна Георгиевна, нам стало известно о намерении «Интеркультуры» провести в постолимпийском Сочи Всемирные хоровые игры. В то же время, в Москве прошло учредительное заседание Всероссийского хорового сообщества. Эта волнующая многих актуальная живая тема особенно близка нашей газете. Планируете ли вы привлекать к участию в Играх и наши хоровые коллективы? -Вообще в городе Сочи эта тема возникла два-два с половиной года тому назад. Появилась она в связи с тем, что один из коллективов Краснодара принимал участие во Всемирных хоровых играх сначала в Китае, а затем в Цинциннати. После этого были официальные письма, меня пригласили в город Грац, где я познакомилась с руководством «Интеркультуры» и непосредственно с Гюнтером Титчем, который возглавляет это общество. Конечно, хоровое пение – это нечто. У них только на открытии было человек 450-500, не меньше, и это было потрясающе! Это надо услышать хотя бы раз в жизни. Особенно впечатлили меня африканский и турецкий хоры, последний - просто шикарный, с мощнейшей классической программой. А подружились мы с «Интеркультурой» через одного из членов жюри, ученика Бориса Григорьевича Тевлина, который, кстати, является Почетным гражданином Сочи. Необходимо учитывать, что «Интеркультура» имеет свои определенные требования: город, который принимает эстафету, должен присутствовать на предыдущих Хоровых играх, получить официальное знамя. Все как на Олимпиаде. ПАРАД ИСКУССТВ По традиции, часть мероприятий VI Зимнего международного Фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета проходит под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи 2014». Юрий Башмет и его сподвижники спланировали акции фестиваля в тесном контакте с оргкомитетом Культурной олимпиады «Сочи-2014». ежегодная экспозиция искусства видео-арта «ЭхоЭко» и выставка в честь 100-летия Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. По словам руководителя «Русского музыНачало на 1 стр. И это не случайно – в следующем олимпийском году Культурная Олимпиада и Зимний фестиваль сомкнутся в единое целое. В рамках Года Музеев Культурной Олимпиады в программу фестиваля были включены несколько совместных выставочных проектов, среди которых фотовыставка к 60-летию маэстро Башмета, выставки работ художника Михаила Шемякина, кального агентства» Дмитрия Гринченко, было важно привезти в Сочи именно музыкальный музей. «Мы давно уже сотрудничаем с музеем, делаем проект «Уникальные музыкальные инструменты Госколлекции в столицах мира», - пояснил Дмитрий. – Все скрипачи играют на Страдивари и Гварнери. Эти концерты прошли не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других российских городах». Музыкальная программа, представленная во время фестиваля, порадовала разнообразием и прекрасным исполнением. Зрителей «угостили» выступлениями латвийской органистки Иветты Апкалне, французского трио «Вандерер», концертом «Звезды XXI века», на котором виолончелист Александр Бузлов (которому, кстати, был вручён приз «Сокровище нации»), пианист Мартин Штадтфилд и скрипачка Йе Юн Чой -А в Латвию, где пройдут следующие Игры, собираетесь? -Если будем принимать знамя, то поедем. Есть некоторые вопросы, они очень хотели 2014 год, мы тоже сначала дали добро, потом поняли, что сразу после Олимпиады для города это будет очень и очень тяжело. Вот так возникла Латвия. Сочи же планируется на 2016 год. Анатолий Николаевич Пахомов, наш Глава, очень заинтересован, он прямо зажегся этой идеей, и говорит, что, кроме Чемпионата мира по футболу 2018 года и Формулы-1 у нас обязательно должны пройти и Хоровые игры. Надеюсь, что все сложится. А сейчас мы пока на стадии подписания договора, с ним работают юристы. К тому же, есть технические сложности: где найти много небольших залов для прослушивания, церковь для церковных песнопений, и многие другие вопросы, которые мы решаем. Во время моих прошлых посещений Игр я с особым интересом присматривалась к чиновничьей подготовительной работе. У них же огромный масштаб, при этом всё жестко регламентировано, и каждый отвечает за свой кусочек. Было чему поучиться в плане организации проведения подобного события. Что же касается вопроса о наших Российских хорах, то мы, конечно же, всех их пригласим к участию. -Как вы считаете, возможно ли использование новых олимпийских объектов, пусть даже спортивного назначения, для проведения подобного рода мероприятий, как Всемирные хоровые игры, отечественные и международные хоровые конгрессы, фестивали? -Как раз один из залов на 8-10 тысяч посадочных мест мы хотим просить под открытие и закрытие Хоровой олимпиады, хотя пока сложно сказать который. -Какой хоровой коллектив Вы бы выделили, как лучший в Сочи? -К сожалению, хоровое искусство в Сочи сейчас очень слабое. Я бы не могла выделить никакого серьезного хора. Вот сейчас 9 апреля у нас будет краевой конкурс «Адрес детства – Кубань», мы выставляем только один детский хор из 120 человек. Он сводный, из детской школы искусств и музыкальных школ города Сочи. У нас всего 13 музыкальных школ и более 70 общеобразовательных. -Сейчас же будут в каждой школе делать хоровые классы. -Вы мне напомнили о моем детстве! В мое время проводились конкурсы хоров среди школ. Мы, 10-я школа, со слезами плакали, если выигрывала 12-я. Но с того времени многое изменилось, в том числе и в учебной программе. Раньше преподаватель музыки каждой общеобразовательной школы в обязательном порядке руководил хором. И, на мой взгляд, к этому необходимо вернуться. Во всех сочинских школах хоры есть. Пусть наших детей научат понимать музыку, или хотя бы познакомят с простейшими вещами, например, о которых говорил Юрий Башмет, что если произведение состоит из частей, то между ними уж точно не надо аплодировать, - и это уже хорошо, пусть научат. В наше время в обычных школах были такие педагоги музыки, что сейчас, наверно, и в музыкальных школах надо бы поискать... -Рузанна Георгиевна, благодарим Вас за столь интересную беседу. Уверены, что и наши читатели почерпнут из неё немало для себя полезного! Ирина ШЫМЧАК Сочи, февраль 2013 виртуозно и мощно исполнили шедевр Бетховена «Трио Эрцгерцог», концертом «Легендарные музыканты в Сочи», где выдающиеся музыканты старшего поколения – сэр Джеймс Гэлвэй, легендарный флейтист, Леди Джейн Гэлвэй, и маэстро Юрий Башмет – выступили вместе с молодыми артистами – Аленой Баевой, Александром Бузловым, Ксенией Башмет, Валентиной Борисовой. Ярким акцентом Зимнего международного фестиваля стал уникальный концерт с участием Детского международного камерного оркестра под артистическим руководством маэстро Башмета и учеников Студий творческого развития Константина Хабенского, который привез в Сочи учащихся двух из восьми студий творческого развития - из Казани и Воронежа. «Юрий Абрамович собирает на фестиваль яркие личности, ярких музыкантов, но - профессионалов. А мы привезли непрофессионалов! – рассказал на пресс-конференции Константин Хабенский. - Они готовятся стать актерами, занимаются в студиях творческого развития, живут в разных городах. Привезти сразу всех мы не смогли, выбрали 45 детей из Воронежа и Казани. Мы готовим их думать, выражать свои мысли, двигаться, - это студия творческого развития». Помимо этого, в рамках Культурной Олимпиады «Сочи 2014» состоялась серия беспрецедентных музыкальных мастер-классов в формате телемоста из Сочи. Уроки мастерства дали сам маэстро Юрий Башмет, легендарный ирландский 3 № 3 март 2013 флейтист сэр Джеймс Гэлвей и художественный руководитель молодёжной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. Юные музыканты из трех городов – Екатеринбурга, Новокуйбышевска и Ярославля присоединились к прямой трансляции из Зала органной и камерной музыки и приняли активное участие в мастер-классах, находясь в своих городах. Трансляцию осуществляла компания Ростелеком. В следующем году масштаб фестиваля расширится еще больше и по срокам проведения совпадет с олимпийскими играми в Сочи. Уверены, что VII Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета станет достойным украшением Культурной программы спортивной олимпиады Сочи-2014. Анна СОКОЛОВА Фотографии Светлана МАЛЬЦЕВА
Стр.3