О.А. СТОЛЯРОВА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ВЫПУСКНЫХ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ
Учебное пособие по экономическому обоснованию
инженерно-технических решений в выпускных
квалификационных работах специалистов и
бакалавров инженерного факультета по направлению
подготовки 110800 «Агроинженерия»
Пенза 2011
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» <...> Волкова, Нина Алексеевна
В 67
Экономическое обоснование инженерно-технических решений в выпускных квалификационных работах: учебное пособие / <...> 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ИНВЕСТИЦИЙ В ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС
1.1 Экономическая оценка
инженерно-технических решений проекта
Экономическая оценка предлагаемых инженерных разработок технического сервиса состоит из двух частей: <...> Техническая оценка позволяет определить возможности
выполнения работ по организации технического обслуживания
машинно-тракторного парка, автомобилей; организации разных
схем технического обслуживания МТП, реконструкции производственно–технической базы СТО и др. <...> При анализе указанных показателей выявляют отличие разработки в базовом и проектном вариантах в зависимости от способа выполнения работ, технологии и т. д. <...> Сравнение может производиться в проектном варианте по сравнению с базовым:
– при испытании новой машины с машиной, уже используемой в производстве;
– работе системы машин или технологических комплексов с
другими того же назначения, но разных марок;
– проектируемых ремонтно-обслуживающих объектов или
технологий с действующими. <...> Основными показателями экономической эффективности
являются:
4
– абсолютный размер прибыли, получаемый при внедрении
мероприятия, и ее относительный размер, т. е. норма прибыли
(рентабельность);
– годовая экономия;
– годовой экономический эффект. <...> К дополнительным показателям экономической эффективности относятся:
– стоимостные: размер капитальных вложений (общих <...>
Экономическое_обоснование_инженерно-технических_решений_в_выпускных_квалификационных_работах..pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Кафедра «Экономика АПК»
Н.А. ВОЛКОВА
О.А. СТОЛЯРОВА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ В ВЫПУСКНЫХ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ
Учебное пособие по экономическому обоснованию
инженерно-технических решений в выпускных
квалификационных работах специалистов и
бакалавров инженерного факультета по направлению
подготовки 110800 «Агроинженерия»
Пенза 2011
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Н.А. ВОЛКОВА
О.А. СТОЛЯРОВА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ В ВЫПУСКНЫХ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ
Пенза 2011
1
Стр.2
УДК 378.147 (075)
ББК 74.58 (я 7)
В 67
Рецензент – к. т. н., доцент кафедры «Эксплуатация машинно - тракторного
парка» Зябиров И. М.
Печатается по решению методической комиссии инженерного
факультета от 16. 01. 2012 г., протокол № 5.
Волкова, Нина Алексеевна
В 67
Экономическое обоснование инженерно-технических решений
в выпускных квалификационных работах: учебное пособие /
Н.А. Волкова, О.А. Столярова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2012. – 108 с.
В учебном пособии даны основные теоретические положения по определению
экономической эффективности различных инженерных разработок,
приведены конкретные примеры их расчета. В приложениях представлены
основные нормативные материалы, необходимые при расчетах.
© ФГБОУ ВПО
«Пензенская ГСХА», 2012
© Н.А. Волкова,
О.А. Столярова, 2012
2
Стр.3
Приложение 11
Средняя трудоемкость изготовления оригинальных деталей
Деталь
Средняя
Размер, мм
Вал
Втулка
Кольцо
-
-
До ш 100
Свыше ш 100
До ш 100
Свыше ш 100
До ш 100
Свыше ш 100
До ш 100
Свыше ш 100
Квалитет
6
8
7
7
8
8
7
7
8
8
трудоемкость
изготовления
1 детали, чел.-ч
2,0
1,2
20,
3,0
1,4
3,2
1,1
3,4
0,4
2,0
Приложение 12
Трудоемкость сборки отдельных элементов
машин и конструкций
Вид работы
Завертывание винта
Завертывание болта, шпильки, штуцера
Завертывание гайки
Запрессовка втулки или заглушки
Установка шарикового и роликового
подшипника
Подгонка шпонки к валам
Установка шестерни, зубчатого сектора
и муфты на валы
Установка шайбы, кольца, прокладки
Сверление по месту (электродрелью)
Развертывание конического отверстия
или установки штифта
Нарезание резьбы по месту
105
Время сборки, мин
0,50
0,60
1,00
1,80
3,60
26,70
2,00
0,45
1,50
4,78
2,00
Стр.106
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................. 3
1 Экономическая эффективность инвестиций в технический
сервис. ............................................................................................. 4
1.1 Экономическая оценка инженерно-технических решений
проекта .................................................................................... 4
1.2 . Основные показатели экономической эффективности ..... 4
1.3 Методика определения затрат на конструкторскую
разработку ............................................................................. 9
2 Технико-экономическая оценка модернизации заднего
ведущего моста трактора .................................................. .14
2.1 Расчет затрат на модернизацию заднего ведущего
моста трактора ................................................................. …14
2.1.1 Экономическая оценка эффективности внедрения
модернизированного заднего ведущего моста
трактора ............................................................ ……..16
2.2 Совершенствование организации технического
обслуживания МТП ……………………………………….20
2.2.1 Расчет затрат на изготовление установки для
обслуживания КПП тракторов……………....................... 20
2.2.2 Технико-экономическая оценка установки для
обслуживания МТП……………………………………… 24
2.3 Эффективность организации разных схем
технического обслуживания машинно-тракторного
парка…………………………………………………...27
2.3.1 Расчет затрат на организацию технического
обслуживания машинно-тракторного парка………28
2.3.2 Эксплуатационные издержки на техническое
обслуживание по I схеме…………………………….32
2.3.3 Эксплуатационные издержки по II схеме
технического обслуживания МТП ........................... 34
2.3.4 Эксплуатационные издержки по ΙΙΙ схеме
технического обслуживания МТП ............................ 38
2.3.5 Сравнительная экономическая эффективность
разных организационных схем технического
обслуживания МТП .................................................... 39
2.4 Экономическая эффективность реконструкции
ремонтной мастерской ................................................. 42
Стр.107
2.4.1 Стоимость основных производственных средств
ремонтной мастерской ................................................. 42
2.4.2 Расчет себестоимости ремонта ................................. 45
2.4.3 Расчет затрат на реконструкцию ремонтной
мастерской и срок окупаемости ............................... 49
3 Реконструкция производственно-технической базы СТО
с разработкой устройства для снятия агрегатов
двигателя ........................................................................... 52
3.1 Расчет затрат на разработку устройства для
снятия агрегатов двигателя……………………………….54
3.2 Расчет дополнительных капиталовложений на
реконструкцию производственно-технической базы СТО
............................................................................................... 56
3.3 Расчет затрат на ТО и ремонт автомобилей ...................... 57
3.4 Расчет технико-экономических показателей по
совершенствованию организации ТО и ремонта
автомобилей с разработкой устройства для снятия
агрегатов ............................................................................... 59
4 Экономическая эффективность технического состояния
грузового автотранспорта .................................................. 61
4.1 Совершенствование технических параметров
двигателя ...................................................................... 61
4.1.1 Расчет затрат на модернизацию автомобиля .......... 61
4.1.2 Расчет затрат на эксплуатацию автомобиля .......... 64
4.2 Совершенствование организации ремонта
автомобилей ................................................................... 66
4.2.1 Модернизация стенда для ремонта автомобилей ... 66
4.2.2 Эффективность применения стенда для ремонта
задних мостов легковых автомобилей .................... 69
4.3 Экономическая эффективность внедрения
устройства для тормозной системы автомобилей...71
4.3.1 Расчет затрат на изготовление и сборку
устройства ................................................................... 76
4.3.2 Эффективность внедрения устройства
для прокачки тормозной системы автомобиля ...... 76
5 Реконструкция участка технического обслуживания
автомобилей………………………………………………………. 84
5.1 Расчет стоимости основных производственных
107
Стр.108