С.Н.Жданова, С.В. Сальцева
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОСВОЕНИЯ МИРА
УЧАЩИМИСЯ: ГЕНЕЗИС И ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Монография
Екатеринбург
2007
2
УДК 371.398
ББК 74.200.58
С691
Печатается по решению редакционно-издательского совета Уральского
государственного университета им. <...> Н.., кандидат педагогических наук, доцент
Социально-педагогическая теория освоения мира учащимися: генезис и
технология реализации: монография / С.Н.Жданова, С.В. Сальцева,–
Екатеринбург: Изд-во Принт - Сервис, 2007. <...> Эстетизация как методологический базис процесса освоения
мира личностью………………………………………………... <...> Социально-педагогический
подход
–
научно-
теоретическое основание теории освоения мира………. <...> Эвристическая модель реализации процесса освоения
мира личностью …………………………………………. <...> В связи с этим особую актуальность имеет эстетизация системы
дополнительного образования детей как социально - педагогической среды,
способствующей эстетическому освоению мира учащимися. <...> Авторами впервые предпринимается попытка обоснования социальнопедагогической концепции эстетического освоения мира учащимися в
учреждении дополнительного образования детей, которая обеспечивает
современное видение научно обоснованных путей обновления содержания,
форм и технологий
эстетического воспитания личности в системе
дополнительного образования как художественно-эстетической среды,
предоставляющей детям возможность свободного выбора эстетически
ориентированной
деятельности,
обеспечивающей
формирование
их
мироощущения и миропонимания, развитие положительной мотивационной
направленности на эстетическое освоение мира. <...> Авторы развивают отечественные традиции эстетического воспитания
дальше, выдвигая на уровне современного развития нашего нестабильного
социума, новую социально-педагогическую теорию эстетического освоения
мира учащимися, вооружающую специалистов эффективными технологиями
мироосваивающей деятельности <...>
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ__ТЕОРИЯ_ОСВОЕНИЯ_МИРА_УЧАЩИМИСЯ_ГЕНЕЗИС_И_ТЕХНОЛОГИЯ_РЕАЛИЗАЦИИ.pdf
2
УДК 371.398
ББК 74.200.58
С691
Печатается по решению редакционно-издательского совета Уральского
государственного университета им. А.Горького
Рецензенты: Соколова Л.Б, доктор педагогических наук, профессор
Егорова Ю.Н.., кандидат педагогических наук, доцент
Социально-педагогическая теория освоения мира учащимися: генезис и
технология реализации: монография / С.Н.Жданова, С.В. Сальцева,–
Екатеринбург: Изд-во Принт - Сервис, 2007. -212c.
ISBN 5-7525-1798-7
Монография раскрывает теоретические и практические основы освоения
мира учащимися в учреждениях разного типа, содержит научное
обоснование понятия, сущности, целей, содержания и технологий
эстетического освоения мира учащимися в образовательном процессе;
адресована студентам, аспирантам, педагогам-исследователям, слушателям
курсов повышения квалификации.
© Жданова С.Н., Сальцева С.В., 2007
© Издательство «Принт – Сервис»,2007
ISBN 5-7525-1798-7
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Методология исследования процесса освоения мира
человеком…………………………………………………………………………7
1.1. Освоение мира человеком как научный феномен……………. 7
1.2. Эстетизация как методологический базис процесса освоения
мира личностью………………………………………………...37
1.3. Научно – педагогическая концепция освоения мира
учащимися………………………………………………………49
ГЛАВА 2. Социально-педагогические основы процесса освоения мира
учащимися ……………………………………………………………………...65
2.1.
2.2.
2.3.
Социально-педагогический подход
–
научнотеоретическое
основание теории освоения мира……….65
Эвристическая модель реализации процесса освоения
мира личностью ………………………………………….83
Социально-педагогическая технология мироосваивающей
деятельности учащихся…………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….117
БИБЛИОГРАФИЯ…..……………………………………………………….122
Стр.3