www.lgz.ru
№ 37 (6430)
18–24 сентября 2013 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Неизвестный
Вьетнам
Для многих Вьетнам – это в
недалёком прошлом стра
на, победившая амери
канцев в развязанной ими
войне, а сегодня – место,
где можно хорошо и недо
рого отдохнуть у тёплого
моря. Немало жителей
Вьетнама перебрались к
нам, чтобы открывать свои
кафе или торговать всякой
всячиной. За этим както
не видится, что у Вьетнама
есть иная ипостась и
можно говорить об «эко
номическом чуде Малого
Дракона».
СТР. 3
Ностальгия
по красоте
В ГМИИ им. Пушкина
скоро заканчивается
выставка «Прерафаэлиты:
викторианский авангард».
Масштабная ретроспек
тива (более 80 работ)
прибыла из музеев и час
тных собраний Англии,
Шотландии и США, раз
местившись на шести экс
позиционных площадках
главного здания.
СТР. 8
Фестиваль
с открытой
душой
Завершился XIV
Международный телеки
нофорум «Вместе». На
традиционной творческой
площадке в Ялте удалось
воссоздать общее культур
ное пространство братских
народов.
СТР. 10
Автономная
жизнь
Сначала «оптимизировали»
школы, потом
ликвидировали больницы,
теперь закрывают и
почтовые отделения.
Газеты и журналы
нельзя ни купить, ни
выписать. Единственный
источник информации для
«непродвинутых» сельчан,
не имеющих мобильных
телефонов и выхода в
интернет, – телевизор.
Стоит ли удивляться,
что молодёжь бежит из
деревень?..
СТР. 13
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 30 019 человек. Заходите!
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ПРЕДПРИЯТИЕ ЗДОРОВОГО ГУЛЯНИЯ
Парку Горького – 85
КНИГА НЕДЕЛИ
Дмитрий
Жуков. Козьма
Прутков и его
друзья. – М.:
Книжный клуб
36.6, 2013. –
732 с. – 500 экз.
В годы первой пятилетки «понае
хавших» в Москве было много – едва ли
меньше, чем сейчас. Только массовая
миграция шла не из национальных рес
публик, а в основном из глухих россий
ских деревень: советскому мегаполису,
непрерывно строящемуся и растущему,
остро требовались рабочие руки. Но об
щий уровень культуры в столице катаст
рофически падал. И в 1923 году в прави
тельстве СССР возникла мысль о такой
организации досуга советских граждан,
чтобы отдых совмещался с повышением
культурного уровня – и не в последнюю
очередь – новых москвичей.
В 1928 году у архитекторов появи
лась возможность совместить лучшие
парковые традиции прошлого и аван
гардный дух 20х. Легендарная Бетти
Глан, яростная культмассовичка, быв
шая заведующая районным Краснопре
сненским клубом молодёжи, в 25 лет
став директором ЦПКиО, запустила в
парк, как сказали бы сегодня, самые
инновационные идеи своего време
ни. Под её руководством парк получил
мировую известность и превратился в
один из ярчайших символов сильного
государства. Она многое делала впер
вые. При ней появился первый каток,
первый театр на воде, прошёл первый
карнавал… В парке проводилось ог
ромное количество мероприятий, его
называли «культурным комбинатом»,
«фабрикой переделки сознания», «шко
лой выходного дня», «зелёным универ
ситетом», «клубом на открытом возду
хе», «пропагандистом нового быта». А
саму неугомонную Бетти величали не
иначе, как «директором фабрики счас
тливых людей».
Газета «Московский день» после от
крытия ЦПКиО писала: «…Прекрасное
впечатление оставляет культбаза: кон
сультации, викторины, души, комнаты
для отдыха, радиогостиные… В читаль
не – удобные плетёные кресла и книги...
Мы получили место для отдыха, которое
через годдва превратится в ценнейший
культурный очаг. Надо научиться и вести
себя культурно на его территории…»
В обязательный «набор» посещений
гостя столицы, помимо ГУМа, ЦУМа и
«Детского мира», непременно входил
ЦПКиО. Теперь, после 20 лет ярмароч
ного безумия, парк вернулся к истокам
своего предназначения, но на новом
уровне. Подойдите к колоннам цент
ральной арки и сравните свой рост с ве
личием страны – перед вами исполин
ские ворота в культурное пространство
сегодняшней России.
Продолжение темы на стр. 12
Случаев мистификаций и создания литератур
ных масок не счесть. Но все они были обречены на
короткую жизнь и в лучшем случае известны лишь
литературоведам. Козьма Прутков – уникальное
явление в литературе. Кто не знает афоризмов и
максим этого философа, кто не наслаждался сти
хами этого поэта! Его произведения хорошо зна
ли Достоевский, Некрасов, СалтыковЩедрин,
Добролюбов, Чернышевский... А между тем этот
знаменитый поэт, славе которого могут позавидо
вать многие литераторы, – всего лишь образ, со
зданный Алексеем Толстым и братьями Жемчуж
никовыми, образ поэтасановника, замечательная
мистификация, которая живёт и по сей день.
Козьма Прутков – фигура вымышленная, но
так основательно утвердившаяся в русской лите
ратуре, что ему мог бы позавидовать иной реально
существовавший писатель. Недаром «ЛГ» продол
жает конкурс его имени. Книга Дмитрия Жукова
стилистически следует традициям Козьмы Прут
кова. Местами она смешная, местами – серьёзная,
а в целом рассказывает историю создания образа
Директора Пробирной Палатки, знакомит с од
ним из любопытнейших явлений русской литера
туры XIX века, раскрывает тайну создания вели
кой литературной мистификации, рассказывает о
талантливейших людях XIX века. В книгу вошёл
весёлый и остроумный очерк о судьбе вымышлен
ного персонажа и его создателей – братьев Жем
чужниковых, а также помещена лучшая из био
графий А.К. Толстого. «Вымышленное творчество
Пруткова неотделимо от его вымышленной био
графии, как неотделимы от них его внешность,
черты характера... Он «смотрится» только в целом,
неразделённом виде, таким его воспринимали
современники, таким он дожил до наших дней… –
пишет Д.А. Жуков. – Вот ты, читатель, обронишь
иной раз мудрую фразу: «Что имеем, не храним;
потерявши, плачем» – и сам того не знаешь, что
повторил её вслед за Козьмой Прутковым».
14 сентября в Тосненском районе Ленин
градской области, на территории усадь
бы Пустынька, принадлежавшей Алексею
Константиновичу Толстому, завершился
Первый международный фестиваль Козь
мы Пруткова, в проведении которого при
нимала участие «Литературная газета».
За вышеупомянутую книгу Дмитрий
Жуков был удостоен премии и награж
дён медалью Козьмы Пруткова. Наши
поздравления!
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Тарусе открыт памятник Бел
ле Ахмадулиной работы Бори
са Мессерера. В этот городок
на Оке он впервые и привёз когда
то жену. Сюда, как магнитом, тяну
ло многих творцов. Здесь жили Цве
таева и Паустовский, Заболоцкий и
Рихтер. Белла Ахмадулина, один из
крупнейших отечественных лири
ческих поэтов, тоже любила отды
хать в Тарусе. Её тарусские стихи
отражали неповторимые красоты
калужской земли. Поэтесса называ
ла Тарусу городоммузой. Памятник
Белле установили в ансамбле город
ского сада недалеко от памятника
Марине Цветаевой. В торжествен
ной церемонии открытия памятни
ка приняли участие: губернатор Ка
лужской области А.Д. Артамонов,
советник президента РФ по вопро
сам культуры В.И. Толстой, писате
ли А. Битов, В. Войнович, Е. Попов,
Е. Рейн, известные российские ак
тёры, художники, журналисты. Со
следующего года в Тарусе планиру
ется проводить литературномузы
кальные фестивали, посвящённые
памяти Беллы Ахмадулиной.
В
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ
«Литературная газета» совместно с
фондом «Русский мир» начинает серию
спецвыпусков «Звёзды мировой русисти
ки», посвящённую крупнейшим учёным и
переводчикам мира, работающим во сла
ву русской культуры.
Беседуя с этими выдающимися людь
ми, которых, вне всякого сомнения,
можно назвать деятельными друзьями
России, мы надеемся дать нашим чита
телям объёмное представление о том,
как русская литература вписана в миро
вой контекст, какие отклики она вызыва
ет в душах, и о том, как непросто быва
ет воссоздать на ином языке сокровища
русского слова.
В первом выпуске «Звёзд мировой
русистики» – славист с мировым име
нем, давний автор «ЛГ», лауреат премии
им. Антона Дельвига, глава Ассоциации по
сохранению русского культурного насле
дия во Франции Ренэ Герра.
Стр. 9
Алексей ЗУЕВ
ИТАРТАСС. 1947 г.
Леонид КОЛПАКОВ
Стр.1