www.lgz.ru
№ 31 (6425)
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Аплодисменты
отменяются
Ключевой вопрос для
госвласти: кто ныне её
союзник внутри страны?
Проблема управления
сегодня не в недостатке
идей, а в умении их
воплощать.
СТР. 3
Сентиментальный
шутник
Многих прозаиков из
бывших республик СССР
издатели и читатели стали
забывать. А вот спектакль
по роману «Я, бабушка,
Илико и Илларион» до сих
пор не сошёл со сцены и
собирает аншлаги. В чём
секрет Нодара Думбадзе?
В том, что его добрый
юмор соседствует со свет
лой печалью, а его дале
ко не идеальные герои
понятны и близки любому
народу. Выдающемуся гру
зинскому писателю испол
нилось 85 лет.
СТР. 5
Двухсотлетний
возмутитель
спокойствия
Спустя почти два века
после своего победонос
ного воцарения в рус
ской культуре «Евгений
Онегин» опять стал ново
стью, предметом яростных
споров. В Россию приехал
один из самых популярных
в мире балетов.
СТР. 8
Как захватили
«стингер»
Вообщето эту статью
следовало назвать
совершенно банально
«Награда нашла героя».
Указ о присвоении
звания Героя России
подполковнику Евгению
Сергееву, проявившему
доблесть и мужество при
исполнении воинского
долга, был подписан
через... 25 лет после
совершения подвига.
СТР. 9
Кто доконал
Маяковского?
Удалась ли попытка
воплощения на ТВ
биографии великого
русского поэта? Что
помешало воссоздать
образ Маяковского и образ
революционной эпохи?
Об этом размышляют наши
авторы, досмотревшие
сериал до конца.
СТР. 10
Клуб в клубе
Ещё один клуб нашёл
себе пристанище на 16й
полосе – «Клуб Любителей
Афоризмов», сокращённо
КЛАФ. Приглашаем на тор
жественное открытие.
СТР. 16
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 31 105 человек. Заходите!
31 июля – 6 августа 2013 г.
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
НАСЛЕДНИКИ ПО ПРЯМОЙ
1025летие Крещения Руси
КНИГА НЕДЕЛИ
Феликс Разумовский.
Кто мы? О земле, земном
отечестве и государстве.
– М.: Белый город, 2013.
– 528 с. (Серия: Грани рус
ской цивилизации). – Ти
раж не указан.
Первая книга из серии изданий, посвящён
ных русской цивилизации, особому Русскому
миру. Русская земля, необъятное пространство
сформировали русскую душу и русский характер.
Какой была Россия, какой она должна быть, рас
суждает известный историк и телеведущий, автор
«ЛГ» Ф. Разумовский. «Кто мы?» – так называ
лась его знаменитая телепрограмма. «Вершины
и бездны Серебряного века», «Судьбы русской
интеллигенции», «Анатомия русской бюрокра
тии» – это лишь несколько выпусков программы,
привлекавшей внимание десятков тысяч телезри
телей, перед которыми проблема национальной
и гражданской самоидентификации стояла так
же остро, как перед автором, – или, напротив,
Разумовский заставил их впервые задуматься над
тем, кто они и откуда, какому миру принадлежат
и есть ли у него будущее. В съёмках и разработ
ке первых программ принимал участие академик
А.М. Панченко; впоследствии в течение ряда лет
это сотрудничество продолжалось. Вместе с ака
демиком Панченко были созданы программы
о русском крестьянстве, русской идее, русской
женщине и русском бунте. На Всероссийском
фестивале телерадиопрограмм в Архангельске в
1995 году за передачу о русском солдате «Не в силе
Бог, а в правде» Ф. Разумовский получил первую
премию в номинации «Лучший ведущий».
Актуальность, смелость и искренность, глуби
на видения истории, возможность посмотреть на
себя объективно – всё это искупало некоторую
предвзятость взгляда на советский период и явное
предпочтение автором других исторических эпох.
Интересный и нужный цикл, созданный талантли
вым человеком, теперь переведён на язык истори
ческой публицистики. Выдержит телевизионный
язык испытание бумагой, покажет время. Но нет
сомнений, что книга привлечёт не меньший инте
рес, чем эфиры Разумовского.
Вот уже несколько лет как Кре
щение Руси – самая знаменательная
дата русской истории – широко от
мечается в России, Белоруссии, на
Украине. Это значит, что мы полно
стью освободились от болезненно
го атеистического наследия и вновь
осознали историческую роль Цер
кви в истории нашей страны. Да и
могло ли быть иначе, если Русская
православная церковь оказалась
единственным дореволюционным
институтом, пережившим тяжёлый
советский период? Чтобы до конца
осознать этот факт, надо помнить,
что любая религия связана с обще
ственными устроениями, а не толь
ко с проблемой спасения души. И
наоборот: общественная этика не
может иметь других корней, кроме
религиозных. Это аксиома совре
менной аксиологии. Православная
этика, восходящая к идеалу коллек
тивного спасения, определяла жизнь
России даже в годы принудительно
го атеизма и помогла победить фа
шизм. Почему? Ответ очень прос
той. Светская и религиозная части
общества поразному относятся к
вопросам веры, но имеют единые
ЗЛОБА ДНЯ
История попольски
Сила национальной памяти стала важнейшим ресурсом в международных отношениях
В
се постсоветские годы
Польша и Украина пы
тались выстроить друг
с другом максимально близ
кие, дружеские, даже союз
ные отношения. Но история
польского присутствия на
восточнославянских землях
постоянно напоминает о себе,
разрушая прежние наработки
по сближению двух стран. Ис
тория – это та область, в ко
торой у поляков и украинцев
не может быть общего взгля
да. Зато обид и поводов для
претензий она даёт предоста
точно.
В конце 90х Варшава
стала диктовать новую по
литическую моду – на так
называемую историческую
политику. Само это понятие
возникло ещё раньше в Гер
мании, но именно в Поль
ше оно стало обозначением
целого направления в поли
тической мысли, а также ха
рактеристикой важнейшей
стороны государственной
политики. Проводить актив
ную историческую полити
ку вскоре стали все, и сейчас
уже трудно представить себе
международные отношения
по крайней мере в Централь
ной и Восточной Европе без
постоянных исторических
споров, парламентских ре
золюций, официальных за
явлений и судебных разби
рательств по тем или иным
трактовкам прошлого.
Поводом для очередно
го исторического сражения
между Польшей и Украиной
стала годовщина «Волынс
кой резни». Так в польской
традиции называется опера
ция Украинской повстанчес
кой армии (бандеровцев) по
очистке от польского насе
ления обширных территорий
на Волыни и Галичине в годы
Второй мировой войны. Свое
го пика она достигла 11 июля
1943 г., когда было атакова
но более 150 польских сёл. В
Варшавском институте наци
ональной памяти уже давно
шло следствие, имевшее це
лью признание «Волынской
резни» геноцидом польского
народа.
Несколько лет работала
совместная группа истори
ков Польши и Украины по
трудным вопросам, но так и
не смогла составить общий
текст «акта примирения»
двух народов – расхождения
в трактовках прошлого ока
зались слишком существен
ными. Все старания достичь
компромиссных формули
ровок ни к чему не привели.
Была даже попытка сделать
совместное заявление уни
атской и католической цер
квей, однако и им не удалось
прийти к взаимопониманию.
Примечательно, что католи
ческий архиепископ митро
полит Львовский Мечислав
(Мокшицкий) настаивал,
что в таком совместном текс
те должно содержаться осуж
дение идеологии украинско
го национализма, ведь она
«основана на неоязыческой
этике, которая опроверга
ет идеи христианства». По
нятно, что униаты не могли
поставить свои подписи под
таким заявлением.
Десять лет назад, в 2003
году, выяснилось, что лишь
каждый десятый поляк «хоть
чтото знает» о событиях на
Волыни. Была поставлена
цель широкого оповещения
польского общества о «Во
лынской резне». Такие «об
щественнообразовательные
кампании», как называют их в
Польше, проводятся постоян
но и по многим поводам. Это
внутреннее выражение исто
рической политики. Ведь в де
мократической стране любые
громкие внешнеполитические
действия должны основывать
ся на общественном мнении,
которое и формируется в хо
де таких кампаний. К новой
годовщине – 70летию тра
гедии – поляки подошли уже
с бóльшими переживаниями
за попранную историческую
правду.
Окончание на стр. 2
моральные ценности, и об этом не
льзя забывать.
Мы должны помнить и о том, что
дело святого князя Владимира не за
кончено с Крещением Руси. Князем
Владимиром было начато строительс
тво православной нации. Продолжате
лем миссии Владимира Святого стал
Иван III (Великий), в царствование
которого Россией была принята идея
Третьего Рима. Христианское просве
щение народа и страны продолжается
и сегодня. Соль веры христианской не
должна потерять свою крепость.
Но роль православия, безуслов
но, шире и масштабнее, чем роль ду
ховного стержня в отдельно взятых
странах. Православие – это мировая
религия. Вот почему 1025летие Кре
щения нашего народа является не
только национальным делом. О том,
что мир понимает это, свидетельс
твует следующий факт: впервые за
более чем полвека в Москву для учас
тия в праздновании юбилейной даты
съехались представители всех по
местных православных церквей, ко
торых в мире насчитывается в общей
сложности 15. Это знак духовного
единства, который говорит о многом.
И это единство нам сейчас необ
ходимо как никогда.
Недавно патриарх Кирилл в оче
редной раз подчеркнул: «Мы сталки
ваемся с огромными искушениями,
когда в ряде стран выбор в пользу
греха утверждается и оправдывается
законом, а те, кто, поступая по совес
ти, борется с такими навязанными
меньшинством законами, подверга
ются репрессиям. Это очень опасный
апокалиптический симптом, и мы
должны делать всё для того, чтобы
на пространствах Святой Руси грех
никогда не утверждался законом го
сударства, потому что это означает,
что народ вступает на путь самоунич
тожения».
Мы все понимаем, что правосла
вие сегодня становится тем басти
оном христианской традиции, кото
рый сохраняет огонь веры Христовой
среди хаоса агрессивного секуля
ризма. Православные церкви уверен
но поднимают свой голос в защиту
евангельских ценностей, предосте
регая мир от попыток легализации
греха – содомии, блуда, детоубийства
– и утверждения пещерной идеологии
«борьбы всех против всех».
Указом Президента Российской Федерации от 5
апреля 2013 года Феликс Разумовский награждён
орденом Почёта «за большие заслуги в развитии
отечественного телерадиовещания, культуры и
многолетнюю плодотворную работу».
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Памятник изобретателю телевидения, русскому
инженеру Владимиру Зворыкину открыт в день его
125летия. О книге, посвящённой юбиляру в серии
«ЖЗЛ», читайте на стр. 10
Художник Юрий ОРЛОВ
РИА «Новости»
Стр.1