П.Г. Демидова, конкретизированы отдельные теоретические разделы учебной программы по физической культуре,
представлен список литературы для самостоятельного изучения
и подготовки к теоретическому зачету и экзамену по предмету
«Физическая культура» для студентов, обучающихся по всем
специальностям (дисциплина «Физическая культура», цикл
ГСЭ), очной формы обучения. <...> П.Г. Демидова, 2008
2
Введение
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в
высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. <...> В настоящее время из большого потока информации по физической культуре и спорту бывает довольно сложно выделить
основные моменты, которые наиболее полно раскрывают ответы
на узкие вопросы теоретического зачета и экзамена по предмету
«Физическая культура». <...> Поэтому для экономии времени и повышения качества подготовки студентов к теоретическому зачёту и
экзамену по физической культуре создано данное учебное пособие. <...> Значение оздоровительных сил
природной среды и гигиенических факторов
как средств физического воспитания
Закаливание – это комплексная система оздоровительных
мер, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и
другим факторам. <...> Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой
древности. <...> В Спарте, например, закаливание детей начиналось в
грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых условиях: ходили круглый год босиком, в облегченной одежде, купались
в холодной воде и т.д. <...> Еще Гиппократ упоминал о целительной
силе холодовых закаливающих процедур и вреде изнеженности,
постоянного пребывания в тепле. <...> Длительное время отсутствовали объективные научные данные о физиологических механизмах закаливания, хотя практический опыт уже существовал, и значительная <...>
Вопросы_теории_физической_культуры_для_студентов_2_курса_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
А.В. Буриков, И.П. Зайцева, Н.Н. Балабин
Вопросы теории физической культуры
для студентов 2 курса
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по всем специальностям
Ярославль 2008
Стр.1
УДК 796.01
ББК Ч 511я73
Б 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензенты:
кафедра физической культуры Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского;
Насолодин В.В., д-р биол. наук, проф.
Б 90
Буриков, А.В. Вопросы теории физической культуры для
студентов 2 курса: учебное пособие / А.В. Буриков, И.П. Зайцева,
Н.Н. Балабин; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ,
2008. – 128 с.
ISBN 978-5-8397-0606-4
В учебном пособии, подготовленном для студентов и преподавателей
Ярославского государственного университета
им. П.Г. Демидова, конкретизированы отдельные теоретические
разделы учебной программы по физической культуре,
представлен список литературы для самостоятельного изучения
и подготовки к теоретическому зачету и экзамену по предмету
«Физическая культура» для студентов, обучающихся по всем
специальностям (дисциплина «Физическая культура», цикл
ГСЭ), очной формы обучения.
УДК 796.01
ББК Ч 511я73
ISBN 978-5-8397-0606-4
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2008
2
Стр.2
Введение
Физическая культура в Основах законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте представлена в
высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший
компонент целостного развития личности. Являясь составной
частью общей культуры и профессиональной подготовки
студента в течение всего периода обучения, физическая культура
входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования,
значимость которого проявляется через гармонизацию
духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих
ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие,
физическое совершенство.
Материал теоретического раздела на I – III курсах предусматривает
овладение студентами системой научно-практических
и специальных знаний, необходимых для понимания природных
и социальных процессов функционирования физической культуры
общества, личности, умения их адаптивного, творческого использования
для личностного и профессионального развития, самосовершенствования,
организации здорового стиля жизни при
выполнении учебной и профессиональной деятельности.
В настоящее время из большого потока информации по физической
культуре и спорту бывает довольно сложно выделить
основные моменты, которые наиболее полно раскрывают ответы
на узкие вопросы теоретического зачета и экзамена по предмету
«Физическая культура». Поэтому для экономии времени и повышения
качества подготовки студентов к теоретическому зачёту и
экзамену по физической культуре создано данное учебное пособие.
3
Стр.3
1. Основы здорового образа жизни
Образ жизни каждого человека обязательно отражается на
его здоровье. Такое влияние может быть как позитивным, так и
негативным.
Что понимать под образом жизни? Это довольно объемное
понятие, в которое можно включить практически всю деятельность
человека, причем образ жизни подразумевает как активность
различного рода, так и ее отсутствие.
На здоровье влияет огромное количество факторов и, наверное,
большинство из них относится к образу жизни человека.
Многие авторы считают, что здоровый образ жизни включает в
себя следующие условия:
1. Регулярное трехразовое питание.
2. Обязательный завтрак.
3. Поддержание умеренного веса.
4. Занятия спортом два – три раза в неделю.
5. Достаточный сон (7 – 8 часов).
6. Отказ от курения.
7. Отказ от алкоголя или умеренное его употребление.
Влияние питания на здоровье заключается в том, что питание
– это снабжение организма биологически активными веществами,
регулирующими процессы жизнедеятельности. Организму необходимы
белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. От
качества питания зависит величина иммунного ответа организма,
в частности на инфекцию. Чем полноценнее пища, тем организм
более стоек к инфекции. Кроме того, необходимо соблюдать правильный
режим питания, который состоит прежде всего в регулярном
приеме пищи через определенные промежутки времени.
Также значительно влияет на здоровье человека и режим его
дня. Для того чтобы это влияние было положительным, необходимо
систематическое чередование периодов труда и отдыха, соблюдение
правильного режима двигательной активности, определенное
время для сна. Последствиями нарушения этих условий
являются умственное или физическое утомление (которое, в свою
очередь, может вызывать различные заболевания), гиподинамия
(ее последствия мы разберем подробнее далее).
4
Стр.4
Оглавление
Введение ............................................................................................................... 3
1. Основы здорового образа жизни ................................................................... 4
1.1. Влияние на здоровье двигательной активности ................................. 5
2. Значение оздоровительных сил природной среды и гигиенических
факторов как средств физического воспитания ......................................... 9
2.1. Основные принципы закаливания ......................................................... 11
3. Определение величины нагрузки при выполнении физических
упражнений по частоте сердечных сокращений ..................................... 24
4. Рациональный режим труда и отдыха ......................................................... 30
4.1. Простейшие методики применения средств физической культуры
для направленной коррекции работоспособности, усталости,
утомления ...................................................................................................... 31
5. Динамика общей работоспособности человека в течение дня и ее
регулирование средствами физической культуры ................................... 33
6. Современное олимпийское движение ......................................................... 35
7. Осанка. Её значение для человека ............................................................... 37
8. Выносливость. Средства и методы её развития ........................................ 42
9. Гибкость. Средства и методы её развития .................................................. 44
10. Первая медицинская помощь ..................................................................... 46
11. Травматизм при занятиях физическими упражнениями ......................... 48
12. Основные виды массажа и самомассажа. Влияние основных видов
массажа на организм человека .................................................................. 63
12.1. Основные принципы массажа ............................................................ 64
12.2. Методика массажа и его основные приёмы .................................... 69
12.3. Спортивный массаж .......................................................................... 76
13. Адаптация и морально-волевые качества ................................................. 80
14. Адаптивная физическая культура в повседневной жизни ..................... 91
14.1. Методы и средства адаптивной физической культуры ................ 97
15. Влияние вредных привычек на организм ............................................... 104
16. Общая физическая подготовка ................................................................ 122
Литература ....................................................................................................... 125
127
Стр.127