Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия. Проблемные вопросы в курсе философии (190,00 руб.)

0   0
АвторыНажмудинов Г. М., Томашов В. В., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц176
ID206972
АннотацияКурс лекций, подготовленный коллективом кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, излагает наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебно-методических изданиях темы курса систематической философии для вузов. Авторы делают новые смысловые акценты, предлагают собственные, порой дискуссионные, подходы к раскрытию многих традиционных тем вузовского курса из разных областей предметного поля философии: онтологии, гносеологии, антропологии, философии истории, философии культуры.
Кому рекомендованоУчебное издание предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 350500 Социальная работа, 020300 Социология, 020200 Политология (дисциплина "Философия", блок ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения. Может быть полезным преподавателям философии и аспирантам.
ISBN978-5-8397-0551-7
УДК101(091)
ББКЮ.я73
Философия. Проблемные вопросы в курсе философии : текст лекций / ред.: Г. М. Нажмудинов, В. В. Томашов; Яросл. гос. ун-т .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 176 с. — ISBN 978-5-8397-0551-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/206972 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова ФИЛОСОФИЯ Проблемные вопросы в курсе философии Текст лекций Под редакцией доктора философских наук, профессора Г.М. Нажмудинова и доктора философских наук, профессора В.В. Томашова Ярославль 2007 <...> я73 Ф 56 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> ISBN 978-5-8397-0551-7 Курс лекций, подготовленный коллективом кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. <...> П.Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, излагает наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебнометодических изданиях темы курса систематической философии для вузов. <...> Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 350500 Социальная работа, 020300 Социология, 020200 Политология (дисциплина "Философия", блок ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения. <...> М.З. Мусин © Ярославский государственный университет, 2007 ISBN 978-5-8397-0551-7 2 Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Лекция 1 <...> А.К. Кудрин Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества <...> Философия как тип мировоззрения Философия является высшим проявлением человеческого духа. <...> Зародившись в VII – VI вв. до новой эры в Индии, Китае и Греции, она прошла путь плодотворного исторического развития более чем за 2500 лет, оставаясь и поныне полем напряженных, противоречивых поисков истин в пучине мировых загадок и тайн человеческого бытия. <...> А.К. Кудрин также мудрость и талант, мудрость и проницательность, мудрость и пророчество, так как и здесь речь идет не о полноте мудрости как таковой, а об отдельных ее проявлениях и возможностях. <...> Известны три исторических типа мировоззрения: мифология, религия и философия, которые мы последовательно рассмотрим. <...> 4 Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Мировосприятие выражается в виде наглядных образов, моделирующих <...>
Философия_текст_лекций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.175
Философия_текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Ф И Л О С О Ф И Я Проблемные вопросы в курсе философии Текст лекций Под редакцией доктора философских наук, профессора Г.М. Нажмудинова и доктора философских наук, профессора В.В. Томашова Ярославль 2007
Стр.1
А.К. Кудрин УДК 101(091) ББК Ю.я73 Ф 56 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензенты: д-р филос. наук, проф. А.В. Азов (Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д Ушинского); д-р филос. наук, проф. А.Н. Колтышев (Яросл. техн. ун-т) Философия: текст лекций / под ред. проф. Г.М. Нажмудинова, Ф 56 проф. В.В. Томашова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 176 с. ISBN 978-5-8397-0551-7 Курс лекций, подготовленный коллективом кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, излагает наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебнометодических изданиях темы курса систематической философии для вузов. Авторы делают новые смысловые акценты, предлагают собственные, порой дискуссионные, подходы к раскрытию многих традиционных тем вузовского курса из разных областей предметного поля философии: онтологии, гносеологии, антропологии, философии истории, философии культуры. Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 350500 Социальная работа, 020300 Социология, 020200 Политология (дисциплина "Философия", блок ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения. Может быть полезным преподавателям философии и аспирантам. УДК 101(091) ББК Ю.я73 Редакционная коллегия: проф. А.К. Кудрин, проф. Г.М. Нажмудинов (отв. ред.), проф. В.В. Томашов (отв. ред.), доц. М.З. Мусин ISBN 978-5-8397-0551-7 2 © Ярославский государственный университет, 2007
Стр.2
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Лекция 1 А.К. Кудрин Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества 1. Философия как тип мировоззрения 2. Проблематика философии 3. Проблема философского метода познания 4. Предмет философии и своеобразие философского познания 5. Структура философского знания 6. Основные функции философии 1. Философия как тип мировоззрения Философия является высшим проявлением человеческого духа. Зародившись в VII – VI вв. до новой эры в Индии, Китае и Греции, она прошла путь плодотворного исторического развития более чем за 2500 лет, оставаясь и поныне полем напряженных, противоречивых поисков истин в пучине мировых загадок и тайн человеческого бытия. Термин "философия" буквально переводится с древнегреческого как "любовь к мудрости". Впервые его употребил мыслитель древней Греции Пифагор, а позднее его соотечественник Платон закрепил этот термин в языке культуры, многократно использовав его в своих знаменитых философских сочинениях. Мудрость является многогранным понятием. Многие предлагаемые критерии ее являются недостаточными. Так, например, неверно было бы отождествлять мудрость с многознанием. Как говорил Эпикур, "многознание" не есть мудрость. Можно знать о явлениях, но не понимать их глубоких основ. Не одно и то же 3
Стр.3
А.К. Кудрин также мудрость и талант, мудрость и проницательность, мудрость и пророчество, так как и здесь речь идет не о полноте мудрости как таковой, а об отдельных ее проявлениях и возможностях. Мыслитель Древней Греции Гераклит толковал мудрость как знание и понимание "единого во всем". Трактуемая так мудрость, по Гераклиту, "управляет всем при помощи всего". Это означает, что мудрость реализует себя так или иначе в мировоззрении. Именно мировоззрение есть совокупность идей, принципов как взглядов на целостный мир, на отношение "мирчеловек", на отношение между людьми. Известны три исторических типа мировоззрения: мифология, религия и философия, которые мы последовательно рассмотрим. Любое мировоззрение, коллективное или индивидуальное, включает в себя три момента: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение составляет эмоциональную сферу мировоззрения. Оно часто связано с напряженными эстетическими переживаниями. Широко известны слова основоположника классической немецкой философии И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне [1, с. 499 – 500]. С точки зрения эмоционального отношения к миру мировоззрение может быть оптимистическим, пессимистическим и даже трагическим. Так, например, полна оптимизма философия Платона в Древней Греции, утверждавшего бессмертие души. Немецкий математик, логик и философ XVII в. Г. Лейбниц оптимистичен в оценке существующего мира: "Наш мир – самый лучший из возможных миров, и все к лучшему в этом лучшем из миров". Вместе с тем философское мировоззрение немецкого мыслителя А. Шопенгауэра оценивают обычно как пессимистическое, поскольку он стремился обосновать тезис с том, что смысл человеческой жизни – это укрощение человеческой воли для избавления от страданий, апофеозом же этого процесса является смерть как полное прекращение страданий. 4
Стр.4
Философия культуры: Теория культуры и славянофилы Содержание Лекция 1 Кудрин А.К. Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества ............................................ 3 Лекция 2 Мусин М.З. ОНТОЛОГИЯ ........................................................ 30 Лекция 3 Васильев В.Ф. ГНОСЕОЛОГИЯ: Проблема субъекта (от Декарта до Сартра) ..................................................... 52 Лекция 4 Нажмудинов Г.М. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: Актуальные проблемы философской теории человека ................................................................. 77 Лекция 5 Кудрина С.А. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: Проблема ценностей (Человек в поисках Истины, Добра и Красоты) ............................................... 94 Лекция 6 Томашов В.В. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ............................. 114 Лекция 7 Шустров А.Г. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ: Теория культуры и славянофилы. ................................. 158 Сведения об авторах ................................................................ 174 175
Стр.175