П.Г. Демидова
ФИЛОСОФИЯ
Проблемные вопросы
в курсе философии
Текст лекций
Под редакцией доктора философских наук,
профессора Г.М. Нажмудинова
и доктора философских наук,
профессора В.В. Томашова
Ярославль 2007 <...> я73
Ф 56
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> ISBN 978-5-8397-0551-7
Курс лекций, подготовленный коллективом кафедры философии и
культурологии ЯрГУ им. <...> П.Г. Демидова при участии ученых из других
вузов г. Ярославля, излагает наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебнометодических изданиях темы курса систематической философии для
вузов. <...> Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по
специальностям 350500 Социальная работа, 020300 Социология,
020200 Политология (дисциплина "Философия", блок ГСЭ), очной и
очно-заочной форм обучения. <...> М.З. Мусин
© Ярославский
государственный
университет, 2007
ISBN 978-5-8397-0551-7
2
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
Лекция 1 <...> А.К. Кудрин
Философия, ее предмет
и предназначение
в жизни личности и общества <...> Философия как тип мировоззрения
Философия является высшим проявлением человеческого
духа. <...> Зародившись в VII – VI вв. до новой эры в Индии, Китае и
Греции, она прошла путь плодотворного исторического развития
более чем за 2500 лет, оставаясь и поныне полем напряженных,
противоречивых поисков истин в пучине мировых загадок и
тайн человеческого бытия. <...> А.К. Кудрин
также мудрость и талант, мудрость и проницательность, мудрость
и пророчество, так как и здесь речь идет не о полноте мудрости
как таковой, а об отдельных ее проявлениях и возможностях. <...> Известны три исторических типа мировоззрения: мифология, религия и философия, которые мы последовательно рассмотрим. <...> 4
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
Мировосприятие выражается в виде наглядных образов, моделирующих <...>
Философия_текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Ф И Л О С О Ф И Я
Проблемные вопросы
в курсе философии
Текст лекций
Под редакцией доктора философских наук,
профессора Г.М. Нажмудинова
и доктора философских наук,
профессора В.В. Томашова
Ярославль 2007
Стр.1
А.К. Кудрин
УДК 101(091)
ББК Ю.я73
Ф 56
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
д-р филос. наук, проф. А.В. Азов (Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д Ушинского);
д-р филос. наук, проф. А.Н. Колтышев (Яросл. техн. ун-т)
Философия: текст лекций / под ред. проф. Г.М. Нажмудинова,
Ф 56
проф. В.В. Томашова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. –
176 с.
ISBN 978-5-8397-0551-7
Курс лекций, подготовленный коллективом кафедры философии и
культурологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова при участии ученых из других
вузов г. Ярославля, излагает наиболее сложные для изучения и недостаточно
четко представленные в имеющихся учебных и учебнометодических
изданиях темы курса систематической философии для
вузов. Авторы делают новые смысловые акценты, предлагают собственные,
порой дискуссионные, подходы к раскрытию многих традиционных
тем вузовского курса из разных областей предметного поля философии:
онтологии, гносеологии, антропологии, философии истории,
философии культуры.
Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по
специальностям 350500 Социальная работа, 020300 Социология,
020200 Политология (дисциплина "Философия", блок ГСЭ), очной и
очно-заочной форм обучения. Может быть полезным преподавателям
философии и аспирантам.
УДК 101(091)
ББК Ю.я73
Редакционная коллегия:
проф. А.К. Кудрин,
проф. Г.М. Нажмудинов (отв. ред.),
проф. В.В. Томашов (отв. ред.),
доц. М.З. Мусин
ISBN 978-5-8397-0551-7
2
© Ярославский
государственный
университет, 2007
Стр.2
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
Лекция 1
А.К. Кудрин
Философия, ее предмет
и предназначение
в жизни личности и общества
1. Философия как тип мировоззрения
2. Проблематика философии
3. Проблема философского метода познания
4. Предмет философии и своеобразие философского
познания
5. Структура философского знания
6. Основные функции философии
1. Философия как тип мировоззрения
Философия является высшим проявлением человеческого
духа. Зародившись в VII – VI вв. до новой эры в Индии, Китае и
Греции, она прошла путь плодотворного исторического развития
более чем за 2500 лет, оставаясь и поныне полем напряженных,
противоречивых поисков истин в пучине мировых загадок и
тайн человеческого бытия.
Термин "философия" буквально переводится с древнегреческого
как "любовь к мудрости". Впервые его употребил мыслитель
древней Греции Пифагор, а позднее его соотечественник
Платон закрепил этот термин в языке культуры, многократно
использовав его в своих знаменитых философских сочинениях.
Мудрость является многогранным понятием. Многие предлагаемые
критерии ее являются недостаточными. Так, например,
неверно было бы отождествлять мудрость с многознанием. Как
говорил Эпикур, "многознание" не есть мудрость. Можно знать о
явлениях, но не понимать их глубоких основ. Не одно и то же
3
Стр.3
А.К. Кудрин
также мудрость и талант, мудрость и проницательность, мудрость
и пророчество, так как и здесь речь идет не о полноте мудрости
как таковой, а об отдельных ее проявлениях и возможностях.
Мыслитель Древней Греции Гераклит толковал мудрость
как знание и понимание "единого во всем". Трактуемая так мудрость,
по Гераклиту, "управляет всем при помощи всего". Это
означает, что мудрость реализует себя так или иначе в мировоззрении.
Именно мировоззрение есть совокупность идей, принципов
как взглядов на целостный мир, на отношение "мирчеловек",
на отношение между людьми.
Известны три исторических типа мировоззрения: мифология,
религия и философия, которые мы последовательно рассмотрим.
Любое мировоззрение, коллективное или индивидуальное,
включает в себя три момента: мироощущение, мировосприятие,
миропонимание.
Мироощущение составляет эмоциональную сферу мировоззрения.
Оно часто связано с напряженными эстетическими переживаниями.
Широко известны слова основоположника классической
немецкой философии И. Канта: "Две вещи наполняют
душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением,
чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, –
это звездное небо надо мной и моральный закон во мне [1,
с. 499 – 500].
С точки зрения эмоционального отношения к миру мировоззрение
может быть оптимистическим, пессимистическим и даже
трагическим. Так, например, полна оптимизма философия Платона
в Древней Греции, утверждавшего бессмертие души. Немецкий
математик, логик и философ XVII в. Г. Лейбниц оптимистичен
в оценке существующего мира: "Наш мир – самый лучший
из возможных миров, и все к лучшему в этом лучшем из
миров". Вместе с тем философское мировоззрение немецкого
мыслителя А. Шопенгауэра оценивают обычно как пессимистическое,
поскольку он стремился обосновать тезис с том, что
смысл человеческой жизни – это укрощение человеческой воли
для избавления от страданий, апофеозом же этого процесса является
смерть как полное прекращение страданий.
4
Стр.4
Философия культуры: Теория культуры и славянофилы
Содержание
Лекция 1
Кудрин А.К. Философия, ее предмет и предназначение
в жизни личности и общества ............................................ 3
Лекция 2
Мусин М.З. ОНТОЛОГИЯ ........................................................ 30
Лекция 3
Васильев В.Ф. ГНОСЕОЛОГИЯ: Проблема субъекта
(от Декарта до Сартра) ..................................................... 52
Лекция 4
Нажмудинов Г.М. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
Актуальные проблемы философской
теории человека ................................................................. 77
Лекция 5
Кудрина С.А. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
Проблема ценностей (Человек в поисках
Истины, Добра и Красоты) ............................................... 94
Лекция 6
Томашов В.В. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ............................. 114
Лекция 7
Шустров А.Г. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ:
Теория культуры и славянофилы. ................................. 158
Сведения об авторах ................................................................ 174
175
Стр.175