Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Н.Н. Мехтиханова
История отечественной психологии
конца XIX – начала XX в.
(развитие психологопедагогических
знаний)
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2007
Стр.1
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю 91я73
М 55
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензенты:
В.Н. Белкина, доктор психол. наук, профессор;
кафедра педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца
М 55
XIX – начала XX в. (развитие психолого-педагогических знаний) :
текст лекций / Н.Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль :
ЯрГУ, 2007. – 166 с.
ISBN 978-5-8397-0584-5
В тексте лекций излагается история сложного и продуктивного
периода российской психологии – периода становления психологической
науки как самостоятельной. Работа является вторым шагом
в цикле изданий по истории отечественной психологии и посвящена
анализу психолого-педагогического наследия выдающихся
ученых, как хорошо известных читателю, так и незаслуженно
забытых в силу различных, главным образом идеологических причин.
Текст
лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности
030301 Психология (консультационная психология)
(дисциплина «Психология менеджмента», блок ДС), очной и очнозаочной
форм обучения, а также для специалистов-психологов, педагогов,
работников социальных служб.
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю 91я73
© Ярославский государственный
университет, 2007
ISBN 978-5-8397-0584-5
2
© Н.Н. Мехтиханова, 2007
Стр.2
Введение
Интерес к истории отечественной психологии возрастает с
каждым годом: появляются новые имена, намеренно забытые
официальной наукой, издаются ранее запрещенные работы. Вместе
с тем, исторические материалы оказываются труднодоступными
для студентов, их изложение бывает односторонним, некоторые
ученые остаются в тени.
Характеристика основных направлений в отечественной психологии
в конце ХIХ – начале ХХ столетий представлена в работах
В.В. Аншаковой, Е.А. Будиловой, В.В. Большаковой,
А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, Е.В. Левченко,
Н.А. Логиновой, А.А. Никольской, А.В. Петровского, В.А. Якунина
и других исследователей. На материалы указанных авторов
мы опирались при подготовке данной работы, которая представляет
собой очередной шаг в цикле изданий, посвященных отечественной
науке периода ее становления [14]. Для наилучшего понимания
и усвоения огромного фактического материала по предмету
нами был выбран принцип персоналистического описания в
рамках определенного исторического периода. Его эффективность
доказана в ходе многолетнего преподавания курса «История
психологии», хотя он, безусловно, является простейшим, начальным
вариантом анализа исторических процессов. В предлагаемой
работе немалое внимание уделяется личным биографиям
великих ученых, что, на наш взгляд, имеет не только познавательное,
но и огромное воспитательное значение.
Данное издание посвящено описанию психологического наследия
ученых – как педагогов, так и представителей других специальностей,
сыгравших значительную роль в становлении и
оформлении общих методологических, теоретических вопросов и
формировании отдельных практических направлений педагогической
психологии. Безусловно, удалось представить научное наследие
не всех ученых, внесших вклад в развитие педагогических
знаний: наряду с известными именами хотелось познакомить читателей
с теми, кто был незаслуженно забыт, но плодотворно работал
на благо психологической науки.
3
Стр.3
Лекция 1. К.Д. Ушинский
Биографический очерк
Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 г. в семье
небогатого дворянина. Успешно закончил Новгород-Северскую
гимназию (Черниговская губерния) и поступил в 1840 г. в Московский
университет на юридический факультет. В 1844 г.
К.Д. Ушинский с отличием оканчивает университет, а в 1846 г.
назначается исполняющим обязанности профессора Ярославского
Демидовского лицея. Он читает курсы по государственному
праву, энциклопедии законоведения и финансам. Его лекции отличаются
глубиной, научностью, эмоциональностью. «Увлечение
Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не
замечают, что уже настал конец лекции», – вспоминал один из
его учеников. В местной газете статьей «Волга» начинается публицистическая
деятельность Ушинского. Однако в 1849 г. молодой
профессор, любимец студентов, был негласно уволен за свои
прогрессивные убеждения. Ушинский был обвинен в неблагонадежности,
ушел в отставку и служил в канцелярии департамента
иностранных дел (1850 – 1854). Одновременно сотрудничал в
журнале «Современник» (1852 – 1854) и «Библиотеке для чтения»
(1854 – 1855). В 1954 г. возвращается к преподавательской
деятельности в Гатчинском сиротском институте, в 1855 –
1859 гг. заведует учебной частью института. В 1859 г. был назначен
инспектором Смольного института благородных девиц, где
реформировал учебный процесс. Он произвел существенные преобразования
в этом полумонастырском учебном заведении. Был
введен новый учебный план, согласно которому большое место
отводилось изучению русского языка, литературы, проводились
предметные уроки и опыты по естественнонаучным дисциплинам.
В обучении широко использовались наглядность, методы
преподавания, развивающие познавательную активность девочек.
Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен
двухлетний педагогический класс (после окончания семи обще4
Стр.4
образовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах
педагогику. Во второй половине 50-х гг. он публикует ряд статей
(«О народности в общественном воспитании», «Три элемента
школы»), которые сделали его известным.
Ушинскому удалось собрать группу блестящих педагоговВ.И.
Водовозова,
единомышленников:
Д.Д. Семенова,
М.И. Семевского. В 1860 – 1861 гг. он редактировал «Журнал
Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих
программных статей: «Труд в его психическом и воспитательном
значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».
На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии,
свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили
из Смольного института летом 1862 г. Для того чтобы как-то замаскировать
отставку выдающегося педагога, правительство командирует
его за границу для изучения постановки женского образования.
До 1867 г. К.Д. Ушинский жил за границей, в основном
в Швейцарии. За пять лет, проведенных в европейских
странах, он не только изучил состояние женского образования, но
и написал главный труд своей жизни – «Человек как предмет
воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое
руководство к ней.
После возвращения в Россию (1867) он прожил всего три года.
В 1870 г. на 47 году жизни Ушинского не стало. Он прожил
короткую жизнь (Песталоцци в пятьдесят лет только начинал
свой педагогический подвиг), но сделал очень много. Его личность,
статьи и книги оказали огромное влияние на современников,
они актуальны и сегодня. Педагогические взгляды Ушинского
глубоко гуманистичны, они проникнуты действенной любовью
к детям, к простым людям, к своей родине.
Основные научные и методические труды
В обширном научном наследии К.Д. Ушинского важнейшее
место занимает капитальный труд «Человек как предмет воспитания»
с подзаголовком «Опыт педагогической антропологии»,
законченный лишь на две трети. Последний, третий том этого
труда не был написан, хотя автор подготовил необходимые материалы
для его написания, определил задачу и структуру работы.
5
Стр.5
Содержание
Введение ...................................................................................................... 3
Лекция 1. К.Д. Ушинский ........................................................................ 4
Биографический очерк ............................................................................ 4
Основные научные и методические труды ......................................... 5
Проблемы развития и воспитания личности ...................................... 7
Проблема деятельности ...................................................................... 11
Проблема воспитания высших чувств ............................................... 16
Проблема самовоспитания .................................................................. 21
Лекция 2. А.Ф. Лазурский ..................................................................... 24
Биографический очерк .......................................................................... 24
Вопросы общей психологии .................................................................. 26
Характерология .................................................................................... 28
Проблема классификации личности ................................................... 31
Лекция 3. П.Ф. Каптерев ....................................................................... 39
Биографический очерк .......................................................................... 39
Проблема развития когнитивных процессов .................................... 42
Развитие эмоционально-чувственной сферы .................................... 47
Развитие воли ....................................................................................... 52
Развитие различных форм деятельности ребенка .......................... 57
Самовоспитание как фактор развития личности ........................... 65
Семья как фактор воспитания ........................................................... 66
Литература как фактор воспитания ............................................... 68
Образование как фактор развития личности .................................. 69
Проблема содержания образования ................................................... 70
Методические аспекты образования ................................................. 77
Лекция 4. И.А. Сикорский .................................................................... 81
Биографический очерк .......................................................................... 81
Общая характеристика психологических взглядов .......................... 82
164
Стр.164
Изучение психических процессов ......................................................... 82
Проблема развития психики ................................................................ 99
Проблема содержания образования ................................................. 101
Роль учителя в воспитании и образовании ...................................... 105
Изучение алкоголизма как фактора
регрессивного развития личности ............................................................ 107
Лекция 5. А.П. Нечаев .......................................................................... 112
Биографический очерк ........................................................................ 112
Методические вопросы педагогической психологии ...................... 117
Изучение различных аспектов личности ......................................... 122
Проблемы воспитания личности ...................................................... 132
Психология труда ............................................................................... 134
Лекция 6. М.М. Рубинштейн ............................................................... 137
Биографический очерк ........................................................................ 137
О предмете педагогической психологии .......................................... 137
Проблемы развития личности .......................................................... 138
Проблема умственного развития ребенка....................................... 142
Лекция 7. В.В. Зеньковский ................................................................ 145
Биографический очерк ........................................................................ 145
Общая характеристика научного наследия .................................... 149
Проблемы развития личности .......................................................... 154
Проблема социализации личности .................................................... 157
Периодизация детского возраста .................................................... 158
Проблема национального воспитания .............................................. 159
Проблема пола ..................................................................................... 160
Литература ............................................................................................. 162
165
Стр.165