Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История отечественной психологии конца XIX - начала XX в. (развитие психолого-педагогических знаний) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМехтиханова Н. Н.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц168
ID206957
АннотацияВ тексте лекций излагается история сложного и продуктивного периода российской психологии - периода становления психологической науки как самостоятельной. Работа является вторым шагом в цикле изданий по истории отечественной психологии и посвящена анализу психолого-педагогического наследия выдающихся ученых, как хорошо известных читателю, так и незаслуженно забытых в силу различных, главным образом идеологических причин.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология
Кому рекомендованоТекст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (консультационная психология) (дисциплина «Психология менеджмента», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения, а также для специалистов-психологов, педагогов, работников социальных служб.
ISBN978-5-8397-0584-5
УДК159.9(075.8)
ББКЮ91я73
Мехтиханова, Н. Н. История отечественной психологии конца XIX - начала XX в. (развитие психолого-педагогических знаний) : текст лекций / Яросл. гос. ун-т; Н. Н. Мехтиханова .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 168 с. — ISBN 978-5-8397-0584-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/206957 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Н. Мехтиханова История отечественной психологии конца XIX – начала XX в. (развитие психологопедагогических знаний) Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2007 УДК 159.9(075.8) ББК Ю 91я73 М 55 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К.Д. Ушинского Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX – начала XX в. (развитие психолого-педагогических знаний) : М 55 текст лекций / Н.Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 978-5-8397-0584-5 В тексте лекций излагается история сложного и продуктивного периода российской психологиипериода становления психологической науки как самостоятельной. <...> Работа является вторым шагом в цикле изданий по истории отечественной психологии и посвящена анализу психолого-педагогического наследия выдающихся ученых, как хорошо известных читателю, так и незаслуженно забытых в силу различных, главным образом идеологических причин. <...> Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания курса «История психологии», хотя он, безусловно, является простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов. <...> К.Д. Ушинский Биографический очерк Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 г. в семье небогатого дворянина. <...> К.Д. Ушинский с отличием оканчивает университет, а в 1846 г. назначается исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея. <...> Ушинский был обвинен в неблагонадежности, ушел в отставку и служил в канцелярии департамента иностранных дел (1850 – 1854). <...> Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику. <...> Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово» и «Детский мир». <...> Характеризуя деятельность нервной системы и органов чувств, ученый рассматривает их участие в актах воображения, памяти, в волевых и эмоциональных процессах. <...> Новое понимание задач воспитания с неизбежностью влекло за собой новый подход к трактовке <...>
История_отечественной_психологии_конца_XIX_-_начала_XX_в._(развитие_психолого-педагогических_знаний)__текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Н.Н. Мехтиханова История отечественной психологии конца XIX – начала XX в. (развитие психологопедагогических знаний) Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2007
Стр.1
УДК 159.9(075.8) ББК Ю 91я73 М 55 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: В.Н. Белкина, доктор психол. наук, профессор; кафедра педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца М 55 XIX – начала XX в. (развитие психолого-педагогических знаний) : текст лекций / Н.Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 166 с. ISBN 978-5-8397-0584-5 В тексте лекций излагается история сложного и продуктивного периода российской психологии – периода становления психологической науки как самостоятельной. Работа является вторым шагом в цикле изданий по истории отечественной психологии и посвящена анализу психолого-педагогического наследия выдающихся ученых, как хорошо известных читателю, так и незаслуженно забытых в силу различных, главным образом идеологических причин. Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (консультационная психология) (дисциплина «Психология менеджмента», блок ДС), очной и очнозаочной форм обучения, а также для специалистов-психологов, педагогов, работников социальных служб. УДК 159.9(075.8) ББК Ю 91я73 © Ярославский государственный университет, 2007 ISBN 978-5-8397-0584-5 2 © Н.Н. Мехтиханова, 2007
Стр.2
Введение Интерес к истории отечественной психологии возрастает с каждым годом: появляются новые имена, намеренно забытые официальной наукой, издаются ранее запрещенные работы. Вместе с тем, исторические материалы оказываются труднодоступными для студентов, их изложение бывает односторонним, некоторые ученые остаются в тени. Характеристика основных направлений в отечественной психологии в конце ХIХ – начале ХХ столетий представлена в работах В.В. Аншаковой, Е.А. Будиловой, В.В. Большаковой, А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, Е.В. Левченко, Н.А. Логиновой, А.А. Никольской, А.В. Петровского, В.А. Якунина и других исследователей. На материалы указанных авторов мы опирались при подготовке данной работы, которая представляет собой очередной шаг в цикле изданий, посвященных отечественной науке периода ее становления [14]. Для наилучшего понимания и усвоения огромного фактического материала по предмету нами был выбран принцип персоналистического описания в рамках определенного исторического периода. Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания курса «История психологии», хотя он, безусловно, является простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов. В предлагаемой работе немалое внимание уделяется личным биографиям великих ученых, что, на наш взгляд, имеет не только познавательное, но и огромное воспитательное значение. Данное издание посвящено описанию психологического наследия ученых – как педагогов, так и представителей других специальностей, сыгравших значительную роль в становлении и оформлении общих методологических, теоретических вопросов и формировании отдельных практических направлений педагогической психологии. Безусловно, удалось представить научное наследие не всех ученых, внесших вклад в развитие педагогических знаний: наряду с известными именами хотелось познакомить читателей с теми, кто был незаслуженно забыт, но плодотворно работал на благо психологической науки. 3
Стр.3
Лекция 1. К.Д. Ушинский Биографический очерк Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 г. в семье небогатого дворянина. Успешно закончил Новгород-Северскую гимназию (Черниговская губерния) и поступил в 1840 г. в Московский университет на юридический факультет. В 1844 г. К.Д. Ушинский с отличием оканчивает университет, а в 1846 г. назначается исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея. Он читает курсы по государственному праву, энциклопедии законоведения и финансам. Его лекции отличаются глубиной, научностью, эмоциональностью. «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции», – вспоминал один из его учеников. В местной газете статьей «Волга» начинается публицистическая деятельность Ушинского. Однако в 1849 г. молодой профессор, любимец студентов, был негласно уволен за свои прогрессивные убеждения. Ушинский был обвинен в неблагонадежности, ушел в отставку и служил в канцелярии департамента иностранных дел (1850 – 1854). Одновременно сотрудничал в журнале «Современник» (1852 – 1854) и «Библиотеке для чтения» (1854 – 1855). В 1954 г. возвращается к преподавательской деятельности в Гатчинском сиротском институте, в 1855 – 1859 гг. заведует учебной частью института. В 1859 г. был назначен инспектором Смольного института благородных девиц, где реформировал учебный процесс. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы, проводились предметные уроки и опыты по естественнонаучным дисциплинам. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен двухлетний педагогический класс (после окончания семи обще4
Стр.4
образовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику. Во второй половине 50-х гг. он публикует ряд статей («О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. Ушинскому удалось собрать группу блестящих педагоговВ.И. Водовозова, единомышленников: Д.Д. Семенова, М.И. Семевского. В 1860 – 1861 гг. он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии». На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 г. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. До 1867 г. К.Д. Ушинский жил за границей, в основном в Швейцарии. За пять лет, проведенных в европейских странах, он не только изучил состояние женского образования, но и написал главный труд своей жизни – «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней. После возвращения в Россию (1867) он прожил всего три года. В 1870 г. на 47 году жизни Ушинского не стало. Он прожил короткую жизнь (Песталоцци в пятьдесят лет только начинал свой педагогический подвиг), но сделал очень много. Его личность, статьи и книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня. Педагогические взгляды Ушинского глубоко гуманистичны, они проникнуты действенной любовью к детям, к простым людям, к своей родине. Основные научные и методические труды В обширном научном наследии К.Д. Ушинского важнейшее место занимает капитальный труд «Человек как предмет воспитания» с подзаголовком «Опыт педагогической антропологии», законченный лишь на две трети. Последний, третий том этого труда не был написан, хотя автор подготовил необходимые материалы для его написания, определил задачу и структуру работы. 5
Стр.5
Содержание Введение ...................................................................................................... 3 Лекция 1. К.Д. Ушинский ........................................................................ 4 Биографический очерк ............................................................................ 4 Основные научные и методические труды ......................................... 5 Проблемы развития и воспитания личности ...................................... 7 Проблема деятельности ...................................................................... 11 Проблема воспитания высших чувств ............................................... 16 Проблема самовоспитания .................................................................. 21 Лекция 2. А.Ф. Лазурский ..................................................................... 24 Биографический очерк .......................................................................... 24 Вопросы общей психологии .................................................................. 26 Характерология .................................................................................... 28 Проблема классификации личности ................................................... 31 Лекция 3. П.Ф. Каптерев ....................................................................... 39 Биографический очерк .......................................................................... 39 Проблема развития когнитивных процессов .................................... 42 Развитие эмоционально-чувственной сферы .................................... 47 Развитие воли ....................................................................................... 52 Развитие различных форм деятельности ребенка .......................... 57 Самовоспитание как фактор развития личности ........................... 65 Семья как фактор воспитания ........................................................... 66 Литература как фактор воспитания ............................................... 68 Образование как фактор развития личности .................................. 69 Проблема содержания образования ................................................... 70 Методические аспекты образования ................................................. 77 Лекция 4. И.А. Сикорский .................................................................... 81 Биографический очерк .......................................................................... 81 Общая характеристика психологических взглядов .......................... 82 164
Стр.164
Изучение психических процессов ......................................................... 82 Проблема развития психики ................................................................ 99 Проблема содержания образования ................................................. 101 Роль учителя в воспитании и образовании ...................................... 105 Изучение алкоголизма как фактора регрессивного развития личности ............................................................ 107 Лекция 5. А.П. Нечаев .......................................................................... 112 Биографический очерк ........................................................................ 112 Методические вопросы педагогической психологии ...................... 117 Изучение различных аспектов личности ......................................... 122 Проблемы воспитания личности ...................................................... 132 Психология труда ............................................................................... 134 Лекция 6. М.М. Рубинштейн ............................................................... 137 Биографический очерк ........................................................................ 137 О предмете педагогической психологии .......................................... 137 Проблемы развития личности .......................................................... 138 Проблема умственного развития ребенка....................................... 142 Лекция 7. В.В. Зеньковский ................................................................ 145 Биографический очерк ........................................................................ 145 Общая характеристика научного наследия .................................... 149 Проблемы развития личности .......................................................... 154 Проблема социализации личности .................................................... 157 Периодизация детского возраста .................................................... 158 Проблема национального воспитания .............................................. 159 Проблема пола ..................................................................................... 160 Литература ............................................................................................. 162 165
Стр.165

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.