Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 663474)
Контекстум

История мировых религий: христианство (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБорисова А. В.
АвторыТрофимова О. В., Спиридонова Е. В., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц108
ID206918
АннотацияВ учебном пособии рассматривается история возникновения и распространения христианства, его мифология, догматика, культовая практика. Особое внимание уделяется истории католицизма и русской православной церкви. В пособии анализируются состав, датировка и переводы Библии, проблема историчности Иисуса, культовые и догматические различия между христианскими конфессиями. Библиогр.: 52 назв.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям История, Музеология, Социально-культурный сервис и туризм
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 030401 История. 031502 Музеология и 100103 Социально-культурный сервис и туризм (дисциплины «История мировых религий» и «Сравнительная история мировых религий», «Религии народов мира», блоки ГСЭ и ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0548-7
УДК211.5(091):23/28
ББКЭ37я73
Борисова, А. В. История мировых религий: христианство : учеб. пособие / О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова; Яросл. гос. ун-т; А. В. Борисова .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 108 с. — ISBN 978-5-8397-0548-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/206918 (дата обращения: 13.12.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.В. Спиридонова История мировых религий: христианство Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям История, Музеология, Социально-культурный сервис и туризм Ярославль 2007 1 УДК 211.5(091):23/28 ББК Э37я73 Б 82 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П.Г. Аграфонов, кандидат исторических наук; кафедра гуманитарных дисциплин Международного университета бизнеса и новых технологий Авторы: Введение – О.В. Трофимова, Е.В. Спиридонова; глава 1 – Е.В. Спиридонова; глава 2 – О.В. Трофимова; глава 3 – А.В. Борисова Б 82 Борисова, А.В. История мировых религий: христианство: учеб. пособие / А.В. Борисова, О.В. Трофимова, Е.В. Спиридонова; Яросл. гос. ун-т. <...> Особое внимание уделяется истории католицизма и русской православной церкви. <...> В пособии анализируются состав, датировка и переводы Библии, проблема историчности Иисуса, культовые и догматические различия между христианскими конфессиями. <...> Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 030401 История, 031502 Музеология и 100103 Социальнокультурный сервис и туризм (дисциплины «История мировых религий» и «Сравнительная история мировых религий», «Религии народов мира», блоки ГСЭ и ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. <...> Суждение о религии – опиуме для народа – распространялось и на православие, и на католицизм, равно и на другие конфессии. <...> Оценка числа адептов (сторонников) мировых религий весьма затруднительна и в литературе представлена различными, подчас не совпадающими данными. <...> Христианство представлено тремя наиболее значительными течениями: католицизм – 850 млн., протестантизм – 400 млн., православие – 150 млн. <...> Изучение истории мировых религий приобретает все большую актуальность в быстро меняющемся мире, в процессе глобализации, явного или скрытого соперничества европейской, американской, восточной культур и цивилизаций. <...> Вместе <...>
История_мировых_религий_христианство_Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.105
Стр.106
История_мировых_религий_христианство_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова А.В. Борисова О.В. Трофимова Е.В. Спиридонова История мировых религий: христианство Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям История, Музеология, Социально-культурный сервис и туризм Ярославль 2007 1
Стр.1
УДК 211.5(091):23/28 ББК Э37я73 Б 82 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: П.Г. Аграфонов, кандидат исторических наук; кафедра гуманитарных дисциплин Международного университета бизнеса и новых технологий Авторы: Введение – О.В. Трофимова, Е.В. Спиридонова; глава 1 – Е.В. Спиридонова; глава 2 – О.В. Трофимова; глава 3 – А.В. Борисова Борисова, А.В. История мировых религий: христианство: учеб. поБ 82 собие / А.В. Борисова, О.В. Трофимова, Е.В. Спиридонова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 107 с. ISBN 978-5-8397-0548-7 В учебном пособии рассматривается история возникновения и распространения христианства, его мифология, догматика, культовая практика. Особое внимание уделяется истории католицизма и русской православной церкви. В пособии анализируются состав, датировка и переводы Библии, проблема историчности Иисуса, культовые и догматические различия между христианскими конфессиями. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 030401 История, 031502 Музеология и 100103 Социальнокультурный сервис и туризм (дисциплины «История мировых религий» и «Сравнительная история мировых религий», «Религии народов мира», блоки ГСЭ и ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. Библиогр.: 52 назв. УДК 211.5(091):23/28 ББК Э37я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2007 ISBN 978-5-8397-0548-7 © А.В. Борисова, О.В. Трофимова, Е.В. Спиридонова, 2007 2
Стр.2
Введение ветским государством и обществом религии, оценки ее роли в жизни общества только как негативной. Суждение о религии – опиуме для народа – распространялось и на православие, и на католицизм, равно и на другие конфессии. Традиции по изучению религиозной жизни, сформировавшиеся в России до Октябрьской революции, были насильственно прерваны. В учебной, да и научной литературе речь шла в лучшем случае о средневековых ересях как оппозиции феодализму. Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, разрушена сложившаяся в советский период меС тодологическая основа изучения исторических процессов, в которой приоритет отдавался базису, духовные искания, сознание определялись исключительно материальным бытием, понятие ментальности отсутствовало долгие годы. Во-вторых, развились междисциплинарные связи, введены в научный оборот ранее закрытые источники, появились новые методики изучения источников. Активно используются агиографические данные. Историческая антропология, которая изучает не абстрактного непосредственного производителя, а так называемого исторического человека в его повседневном бытовании, позволила исследователям сделать настоящие открытия в области миропонимания человека. В наши дни признано влияние религиозного фактора на формирование национального самосознания, а также на семейную жизнь, положение женщины, детей, лиц старшего поколения. В западной литературе в 90-е гг. XX в. подчеркивался христианский характер европейской цивилизации. К.Ф. Вернер писал: «Подлинное рождение Европы восходит к христианизации Римской империи, которая из orbis romanus стала orbis christianus. Именно в этом Европа нашла свое наследие и свою суть»1. За1 Цит. по: Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество // Вопросы истории. 1997. № 12. С. 3–19. 3 овременная отечественная наука уделяет значительное внимание изучению истории религии. Этот интерес возник после длительного периода неприятия со
Стр.3
падные историки еще совсем недавно подчеркивали: «Европейская цивилизация – синоним цивилизации христианской». Проблема сосуществования христианства и ислама, а также сосуществования различных ветвей христианства в едином культурно-религиозном пространстве приобрела актуальный характер в современных условиях. Христианство не оставалось неизменным на протяжении веков. Немецкий исследователь М. Боргольте обращает внимание на то, что «все мы, будучи европейцами, так или иначе являемся наследниками средневекового христианства, но это наследство мы приняли не из первых рук. Между средними веками и нашим временем пролегли эпохи Реформации и Контрреформации, Просвещения и секуляризации, богоборческого тоталитаризма и "обновления" (Aggiornamento)»2. С точки зрения немецких историков, европейское средневековье – это не только синтез романо-германского и христианского начал, но сложное взаимодействие христианской, иудейской и мусульманской культур. Оценка числа адептов (сторонников) мировых религий весьма затруднительна и в литературе представлена различными, подчас не совпадающими данными. По сведениям католического исследователя М. Малерб, подавляющее большинство верующих разделяются между четырьмя большими группами религий: христианство примерно 1 400 млн.; индуизм соответственно 750 млн.; ислам примерно 900 млн.; буддизм – 250 млн. Христианство представлено тремя наиболее значительными течениями: католицизм – 850 млн., протестантизм – 400 млн., православие – 150 млн. Причем это только крещеные, а не активно исповедующие ту или иную религию. Изучение истории мировых религий приобретает все большую актуальность в быстро меняющемся мире, в процессе глобализации, явного или скрытого соперничества европейской, американской, восточной культур и цивилизаций. В ходе создания единой Европы, ее документально-правового оформления неожиданно остро встал вопрос о нежелательности использования тра2 Боргольте М. Европа – христианская страна: Была ли религия миростроительницей средневековья? // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы: Сб. статей. М., 2003. С. 10. 4
Стр.4
диционного понятия «христианская Европа» из-за опасения задеть чувства людей иных конфессий, в основном мигрантов из стран Азии и Африки. Отказ от этого понятия вызвал негативную реакцию Ватикана. Вместе с тем, Ватикан дал согласие в соответствии с требованиями времени на строительство в Риме православной церкви великомученицы Екатерины вблизи собора Святого Петра, главного храма римско-католической церкви и мировой сокровищницы художественных ценностей. Осуществление этого религиозно-политического проекта явится, очевидно, олицетворением взаимного сближения католического и православного сообществ, расколотых схизмой 1054 г. Первый камень в основание храма был заложен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2001 г. В мае 2006 г. состоялось освящение этой церкви. По своему содержанию и методологии университетский курс «Истории мировых религий» принципиально нов. Сейчас появилась возможность рассматривать историю религии с плюралистических позиций, в культурном контексте и исторической ретроспективе. Студентам важно понимать, что многовековые ценностные ориентиры Западной Европы, по праву гордящейся своими достижениями в области политической демократии, высоким уровнем социальной и материальной комфортности, созданы в основном католической и протестантской версиями христианской культуры. Знание основ конфессиональной проблематики необходимо при реализации профессиональной деятельности будущего историка, музеолога, специалиста в области туристического бизнеса. Этот курс значим с точки зрения воспитания чувства этнической и конфессиональной толерантности. Изучение истории мировых религий предполагает ознакомление студентов с новейшими материалами в этой области. Начиная с 1992 г. реализуется международная исследовательская программа «Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительный подход». Она осуществляется Центром украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке крупнейших исследовательских центров России, Польши, Франции. Среди участников – Н. Лемэтр (Университет Париж I Сорбонна-Пантеон), М.В. Дмитриев (МГУ им. М.В. Ло5
Стр.5
Cодержание Введение ............................................................................................. 3 Глава 1 Возникновение христианства ......................................... 7 Историко-социальный фон возникновения христианства ..... 7 Историчность Иисуса ............................................................. 11 Распространение христианства ............................................ 18 Христианская мифология и догматика ................................. 23 Развитие христианской обрядности ..................................... 29 Христианские святыни и реликвии ......................................... 32 Глава 2 Католицизм и католическая церковь .......................... 37 География и статистика современного католицизма ....... 37 Историческая ретроспектива католицизма латинского обряда в странах Западной Европы .................................... 38 Католические церкви восточного обряда .............................. 48 Исторические судьбы католической диаспоры в России .... 50 Возникновение культа мучеников ............................................ 53 Феномен паломничества в католической церкви ................. 57 Ватикан и институт Папы Римского ................................... 63 Папа Иоанн Павел II ................................................................. 67 Глава 3 Становление Русской православной церкви как государственного института .................................. 70 География распространения православия ............................. 70 Крещение Руси .......................................................................... 71 Церковное устройство ............................................................ 75 Взаимоотношения церкви и государственной власти в ХV – ХVI вв. ......................................................................... 78 Установление патриаршества в России. Церковь в начале ХVII в. ...................................................................... 82 105
Стр.105
Церковный раскол ..................................................................... 84 Государство и церковь в ХVIII – ХIХ вв. ................................. 86 Русская православная церковь в ХХ – начале ХХI в. ............. 93 Темы докладов ................................................................................ 97 Источники ........................................................................................ 98 Литература ....................................................................................... 98 Приложение ................................................................................... 101 106
Стр.106