В работе рассматриваются медико-биологические аспекты развития физической работоспособности. <...> С современных научных позиций проанализированы механизмы аэробной и анаэробной производительности мышечной системы. <...> Показана роль сердечно-сосудистой и дыхательной систем в обеспечении адаптации к мышечным
нагрузкам разной интенсивности. <...> Физическая работоспособность
В понятие спортивная работоспособность вкладывается разный смысл. <...> Нередко используют термины общая и специальная работоспособность, или выносливость. <...> Нет четкого разграничения
понятий работоспособность и тренированность. <...> Вряд ли целесообразно
обозначать тренированность или ее компоненты как «специальную
работоспособность». <...> Известно, что выносливость понимают как
способность противостоять утомлению. <...> Поэтому
термин «специальная выносливость» лишен физиологического
смысла, если его относить только к различным видам спорта, например к плаванию, баскетболу и т. п., так как непонятно, чем специальная выносливость в каждом случае отличается от выносливости общей. <...> Правильнее, вероятно, говорить о выносливости преимущественно к аэробной или анаэробной работе, указав ее: <...> С этой
точки зрения предпочтительнее говорить о кардиореспираторной
(аэробная работа), скоростной (преимущественно анаэробная работа при выполнении циклических видов упражнений) и мышечной (силовые упражнения), нежели об общей и специальной выносливости. <...> В целом высокая физическая работоспособность – залог хорошей тренированности, т. е. потенциальной возможности показать
высокие результаты в избранном виде спорта. <...> Однако в каждом конкретном виде спортивной деятельности определяющим является один из так называемых аспектов
тренированности: педагогический (техника спортивных упражнений и соревновательная тактика), психологический (психическое
состояние спортсменов, их совместимость в команде, мотивация)
или медицинский (морфофункциональное состояние <...>
Теоретические_и_методические_основы_развития_физической_работоспособности_у_студентов___Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра физического воспитания
Теоретические и методические
основы развития физической
работоспособности у студентов
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов всех специальностей
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 796/799
ББК 4 511я73
Т 33
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра физического воспитания ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Составители: кандидат биологических наук А.А. Муравьев;
кандидат биологических наук, доцент И.П. Зайцева
Т 33
Теоретические и методические основы развития физической
работоспособности у студентов : метод. указания / сост. А.А. Муравьев,
И.П. Зайцева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. –
36 с.
В работе рассматриваются медико-биологические аспекты развития
физической работоспособности. С современных научных позиций
проанализированы механизмы аэробной и анаэробной производительности
мышечной системы. Показана роль сердечно-сосудистой
и дыхательной систем в обеспечении адаптации к мышечным
нагрузкам разной интенсивности. Приводятся сведения об общих
механизмах повышения выносливости и способы ее контроля.
Предназначено для студентов всех специальностей (дисциплина
Физическая культура, блок ГСЭ).
УДК 796/799
ББК 4 511я73
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2006
А.А. Муравьев, И.П. Зайцева, 2006
2
Стр.2
Содержание
I. Физическая работоспособность................................................................................ 3
II. Общие представления об адаптации организма к мышечной деятельности 5
Энергетика мышечной работы .................................................................................. 8
Виды и классификация физической работы............................................................ 13
III. Повышение и сохранение физической работоспособности .......................... 14
Аэробная тренировка ................................................................................................. 15
Анаэробная тренировка ............................................................................................. 17
Физическая тренировка ............................................................................................. 18
Специальные формы тренировки ............................................................................. 19
Степень адаптации ................................................................................................... 21
Способность к тренировке и возраст ..................................................................... 22
Различия в работоспособности ............................................................................... 22
Тесты работоспособности и пригодности ............................................................ 25
IV. Адаптация организма к физическим нагрузкам ............................................ 29
Адаптация динамически работающей мускулатуры ............................................ 30
Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы
во время динамической работы ................................................................................ 31
Литература ..................................................................................................................... 35
Учебное издание
Теоретические и методические
основы развития физической
работоспособности у студентов
Методические указания
Составители: Муравьев Антон Алексеевич
Зайцева Ирина Петровна
Редактор, корректор О.Н. Скибинская
Компьютерная верстка Е.Л. Шелеховой
Подписано в печать 26.12.2006 г. Формат 60х84/16. Бумага тип.
Усл. печ. л. 2,09. Уч.-изд. л. 1,66. Тираж 200 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет.
150000 Ярославль, ул. Советская, 14.
36
Стр.36
Теоретические и методические
основы развития физической
работоспособности у студентов
38
Стр.38