Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Высшая школа
и современность
Сборник научных трудов
Выпуск 1
Под редакцией
доктора социологических наук,
профессора И.Ю. Киселева
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 378
ББК 481я43
В 93
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2006 года
Рецензенты:
М.С. Чудакова, доцент Ярославской государственной
медицинской академии;
кафедра политологии и социологии
Ярославского государственного педагогического университета
им. К.Д. Ушинского
Высшая школа и современность: сборник научных
В 93
трудов. Вып. 1 / под ред. проф. И.Ю. Киселева ; Яросл.
гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 76 с.
В сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические
проблемы преподавания ряда гуманитарных,
общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения
рейтинговой системы оценки знаний студентов,
внедрения активных форм обучения специалистов.
Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам,
студентам гуманитарных факультетов университетов
и институтов.
УДК 378
ББК 481я43
Редакционная коллегия:
профессор И.Ю. Киселев (отв. ред.),
профессор Г.М. Нажмудинов,
профессор И.Ф. Албегова,
доцент Л.Д. Руденко,
доцент М.В. Афонин
© Ярославский государственный университет, 2006
2
Стр.2
И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев
Новые подходы к организации учебного процесса
по специальности «Социальная работа»
Современное российское образование развивается в условиях
глобализации, активного развертывания Болонского процесса и
тщательного учета региональной специфики. Инициирование подготовки
специалистов по социальной работе в полной мере отражает
названные тенденции.
Данные процессы изменяют цели образовательной деятельности.
Сегодня обществу нужен не столько человек знающий, сколько
подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах
развития современного социума, способный осмыслить
свое место в мире. На наш взгляд, изменение антропологического
основания образования состоит в переносе акцента с «человека
знающего» на «человека, подготовленного к жизни» в современном,
быстро меняющемся мире. Из этой цели вытекают и новые
ценности, отвечающие новым потребностям общества в образовании.
Прежде всего, это гуманизация, которая может быть определена
как сознательная ориентация на коренные интересы человека,
связанная с осознанием цены их достижения и ответственности перед
собой как человеком.
Важной составляющей гуманизации является экологизация образования,
т.е. такие изменения в нем, которые связаны с осознанием
необходимости включения экологических ограничений в решение
проблемы реализации интересов.
К ценностям современного образования следует отнести и
фундаментализацию, которая предполагает организацию самого
знания таким образом, чтобы выделить в нем фундаментальную
составляющую, т.е. то знание, которое не меняется в зависимости
от конъюнктуры.
Российское социальное образование не могло не испытать на
себе тенденций и влияния мирового образовательного процесса. В
3
Стр.3
начале 90-х гг. XX в. активно дискутировались проблемы научной
и профессиональной идентичности социальной работы, которую
соотносили с устоявшимися формами познания и образовательной
практики, в основном с социальной педагогикой. Несомненно, в
этот период весьма полезных дискуссий обозначились подходы к
определению предмета и объекта социальной работы, стимулировалось
формирование имплицитных концепций и велись поиски
отечественных эквивалентов понятий, соотносимых с понятием
«социальная работа». Именно в этот период осмысление западных
моделей социальной работы помогло наметить перспективы научного
познания и образовательной практики. Тогда же сформировались
основания социальной работы, где педагогика, психология и
социология сыграли свою системообразующую роль, определив
тем самым своеобразие теоретической и образовательной модели
социальной работы. В конце 90-х гг. XX в. образовательное пространство
социальной работы вступило в новый этап своего развития
и институционализации.
В настоящее время подготовлен новый Государственный образовательный
стандарт по специальности «Социальная работа», который
в июне 2006 г. должен обсуждаться на заседании Совета
УМО вузов России. В Ярославском государственном университете
им. П.Г. Демидова студенты специальности «Социальная работа»
имели возможность обучаться по стандартам первого и второго
поколения, так как подготовка по названной специальности на факультете
социально-политических наук ведется с 1993 г.
Не оценивая положительные и отрицательные стороны предлагаемых
и уже апробированных стандартов, отметим, что в соответствии
с данными обстоятельствами члены кафедры социальных
технологий имели возможности количественного пересмотра и коррекции
старых, а также введения новых образовательных дисциплин,
включения в учебный процесс определенных региональных
компонентов, дисциплин специализации (по мере их введения),
курсов по выбору, факультативов, что в полной мере отвечает современным
требованиям, предъявляемым к уровню и качеству образования
в области социальной работы.
Такой подход с неизбежностью потребовал творческого использования
Госстандартов, включения в учебный процесс инновационных
мероприятий, методик и технологий. Например, требо4
Стр.4
вания стандарта к дисциплине «Антропология» явно обедняют ее
содержание и предполагают изложение студентам только ее физической
версии, несмотря на то, что спектр современного антропологического
знания довольно широк. То же самое можно сказать и
про ряд других дисциплин («Психология», «Правоведение», «Философия»,
«Социология» и др.).
Отсутствие в учебном процессе у будущих социальных работников
лабораторных работ объективно потребовало от преподавателей
включения в процесс обучения различных мероприятий, отвечающих
пониманию социальной работы как практически ориентированной
деятельности. Например, преподаватель Н.А. Соловьева
в рамках курса «История социальной работы в России» на
протяжении десяти лет знакомит студентов с экспозициями музеев
г. Ярославля, где детально прорабатываются такие темы, как «История
благотворительности», «Ярославские меценаты», «Деятельность
церкви в области призрения». Преподаватель И.В. Черная в
рамках курса «История социальной работы за рубежом» более пяти
лет осуществляет со студентами информационно-обучающие поездки
в разные страны (Финляндия, Чехия, Польша, Греция, Испания),
в которых будущие социальные работники знакомятся с
практикой социальной работы, проводят сравнительные исследования,
расширяют свои возможности в плане трудоустройства и
приобретения полезного опыта. Каждая поездка согласовывается с
заведующим кафедрой и международным отделом ЯрГУ, имеет насыщенную,
четко проработанную программу и обязательно предполагает
знакомство с организациями социальной сферы и социальными
работниками-практиками.
На кафедре социальных технологий ФСПН получила признание
практика приглашения на разных условиях для участия в учебном
процессе представителей департаментов социальной защиты населения
и труда, службы занятости, образования и здравоохранения Администрации
Ярославской области. В зависимости от дисциплины
они или делились со студентами опытом своей работы, или предоставляли
достаточно ценную информацию и знакомили с методами и
технологиями решения социальных проблем в Ярославской области.
В 2005 г. на преподавательскую работу была приглашена ведущий
специалист отдела стационарных учреждений департамента социальной
защиты населения и труда Администрации Ярославской об5
Стр.5