Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Высшая школа и современность. Вып.: сборник научных трудов (190,00 руб.)

0   0
Авторыпод ред. проф. И.Ю. Киселева
ИздательствоЯрГУ
Страниц78
ID206823
АннотацияВ сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические проблемы преподавания ряда гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения рейтинговой системы оценки знаний студентов, внедрения активных форм обучения специалистов. Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных факультетов университетов и институтов.
УДК378
ББК481я43
Высшая школа и современность. Вып.: сборник научных трудов : сборник научных трудов / под ред. проф. И.Ю. Киселева .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 78 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206823 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Высшая школа и современность Сборник научных трудов Выпуск 1 Под редакцией доктора социологических наук, профессора И.Ю. Киселева Ярославль 2006 1 УДК 378 ББК 481я43 В 93 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> М.С. Чудакова, доцент Ярославской государственной медицинской академии; кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. <...> В сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические проблемы преподавания ряда гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения рейтинговой системы оценки знаний студентов, внедрения активных форм обучения специалистов. <...> Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных факультетов университетов и институтов. <...> УДК 378 ББК 481я43 Редакционная коллегия: профессор И.Ю. Киселев (отв. ред.), профессор Г.М. Нажмудинов, профессор И.Ф. Албегова, доцент Л.Д. Руденко, доцент М.В. Афонин © Ярославский государственный университет, 2006 2 <...> И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев Новые подходы к организации учебного процесса по специальности «Социальная работа» Современное российское образование развивается в условиях глобализации, активного развертывания Болонского процесса и тщательного учета региональной специфики. <...> Несомненно, в этот период весьма полезных дискуссий обозначились подходы к определению предмета и объекта социальной работы, стимулировалось формирование имплицитных концепций и велись поиски отечественных эквивалентов понятий, соотносимых с понятием «социальная работа». <...> В настоящее время подготовлен новый Государственный образовательный стандарт по специальности «Социальная работа», который в июне 2006 г. должен обсуждаться на заседании Совета УМО вузов России <...>
Высшая_школа_и_современность._Вып._сборник_научных_трудов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Высшая школа и современность Сборник научных трудов Выпуск 1 Под редакцией доктора социологических наук, профессора И.Ю. Киселева Ярославль 2006 1
Стр.1
УДК 378 ББК 481я43 В 93 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2006 года Рецензенты: М.С. Чудакова, доцент Ярославской государственной медицинской академии; кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Высшая школа и современность: сборник научных В 93 трудов. Вып. 1 / под ред. проф. И.Ю. Киселева ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 76 с. В сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические проблемы преподавания ряда гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения рейтинговой системы оценки знаний студентов, внедрения активных форм обучения специалистов. Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных факультетов университетов и институтов. УДК 378 ББК 481я43 Редакционная коллегия: профессор И.Ю. Киселев (отв. ред.), профессор Г.М. Нажмудинов, профессор И.Ф. Албегова, доцент Л.Д. Руденко, доцент М.В. Афонин © Ярославский государственный университет, 2006 2
Стр.2
И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев Новые подходы к организации учебного процесса по специальности «Социальная работа» Современное российское образование развивается в условиях глобализации, активного развертывания Болонского процесса и тщательного учета региональной специфики. Инициирование подготовки специалистов по социальной работе в полной мере отражает названные тенденции. Данные процессы изменяют цели образовательной деятельности. Сегодня обществу нужен не столько человек знающий, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах развития современного социума, способный осмыслить свое место в мире. На наш взгляд, изменение антропологического основания образования состоит в переносе акцента с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни» в современном, быстро меняющемся мире. Из этой цели вытекают и новые ценности, отвечающие новым потребностям общества в образовании. Прежде всего, это гуманизация, которая может быть определена как сознательная ориентация на коренные интересы человека, связанная с осознанием цены их достижения и ответственности перед собой как человеком. Важной составляющей гуманизации является экологизация образования, т.е. такие изменения в нем, которые связаны с осознанием необходимости включения экологических ограничений в решение проблемы реализации интересов. К ценностям современного образования следует отнести и фундаментализацию, которая предполагает организацию самого знания таким образом, чтобы выделить в нем фундаментальную составляющую, т.е. то знание, которое не меняется в зависимости от конъюнктуры. Российское социальное образование не могло не испытать на себе тенденций и влияния мирового образовательного процесса. В 3
Стр.3
начале 90-х гг. XX в. активно дискутировались проблемы научной и профессиональной идентичности социальной работы, которую соотносили с устоявшимися формами познания и образовательной практики, в основном с социальной педагогикой. Несомненно, в этот период весьма полезных дискуссий обозначились подходы к определению предмета и объекта социальной работы, стимулировалось формирование имплицитных концепций и велись поиски отечественных эквивалентов понятий, соотносимых с понятием «социальная работа». Именно в этот период осмысление западных моделей социальной работы помогло наметить перспективы научного познания и образовательной практики. Тогда же сформировались основания социальной работы, где педагогика, психология и социология сыграли свою системообразующую роль, определив тем самым своеобразие теоретической и образовательной модели социальной работы. В конце 90-х гг. XX в. образовательное пространство социальной работы вступило в новый этап своего развития и институционализации. В настоящее время подготовлен новый Государственный образовательный стандарт по специальности «Социальная работа», который в июне 2006 г. должен обсуждаться на заседании Совета УМО вузов России. В Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова студенты специальности «Социальная работа» имели возможность обучаться по стандартам первого и второго поколения, так как подготовка по названной специальности на факультете социально-политических наук ведется с 1993 г. Не оценивая положительные и отрицательные стороны предлагаемых и уже апробированных стандартов, отметим, что в соответствии с данными обстоятельствами члены кафедры социальных технологий имели возможности количественного пересмотра и коррекции старых, а также введения новых образовательных дисциплин, включения в учебный процесс определенных региональных компонентов, дисциплин специализации (по мере их введения), курсов по выбору, факультативов, что в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к уровню и качеству образования в области социальной работы. Такой подход с неизбежностью потребовал творческого использования Госстандартов, включения в учебный процесс инновационных мероприятий, методик и технологий. Например, требо4
Стр.4
вания стандарта к дисциплине «Антропология» явно обедняют ее содержание и предполагают изложение студентам только ее физической версии, несмотря на то, что спектр современного антропологического знания довольно широк. То же самое можно сказать и про ряд других дисциплин («Психология», «Правоведение», «Философия», «Социология» и др.). Отсутствие в учебном процессе у будущих социальных работников лабораторных работ объективно потребовало от преподавателей включения в процесс обучения различных мероприятий, отвечающих пониманию социальной работы как практически ориентированной деятельности. Например, преподаватель Н.А. Соловьева в рамках курса «История социальной работы в России» на протяжении десяти лет знакомит студентов с экспозициями музеев г. Ярославля, где детально прорабатываются такие темы, как «История благотворительности», «Ярославские меценаты», «Деятельность церкви в области призрения». Преподаватель И.В. Черная в рамках курса «История социальной работы за рубежом» более пяти лет осуществляет со студентами информационно-обучающие поездки в разные страны (Финляндия, Чехия, Польша, Греция, Испания), в которых будущие социальные работники знакомятся с практикой социальной работы, проводят сравнительные исследования, расширяют свои возможности в плане трудоустройства и приобретения полезного опыта. Каждая поездка согласовывается с заведующим кафедрой и международным отделом ЯрГУ, имеет насыщенную, четко проработанную программу и обязательно предполагает знакомство с организациями социальной сферы и социальными работниками-практиками. На кафедре социальных технологий ФСПН получила признание практика приглашения на разных условиях для участия в учебном процессе представителей департаментов социальной защиты населения и труда, службы занятости, образования и здравоохранения Администрации Ярославской области. В зависимости от дисциплины они или делились со студентами опытом своей работы, или предоставляли достаточно ценную информацию и знакомили с методами и технологиями решения социальных проблем в Ярославской области. В 2005 г. на преподавательскую работу была приглашена ведущий специалист отдела стационарных учреждений департамента социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской об5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ