И.К. Ирбе, О.А. Маракаев
Физиология растений : метод. указания для самостояФ 48 тельной работы студентов / Сост. <...> Приведены творческие, расчетные и контрольные задания, список рефератов
по темам и требования к их оформлению. <...> Эта дисциплина рассматривает закономерности жизнедеятельности растений, раскрывает
биохимические, молекулярные и генетические основы функций и
механизмов, их регуляцию в системе целого организма. <...> Задача курса – дать представление о природе физиологических
процессов растения, механизмах их регуляции, основных закономерностях взаимодействия организма с внешней средой, а также
эволюции функций и роли растений в биосфере. <...> Программа учитывает тесную связь физиологии растений с другими биологическими дисциплинами – молекулярной биологией, биохимией, биофизикой, генетикой, микробиологией, что позволяет представить в
различных аспектах происходящие в растении физиологические
процессы. <...> Знать:
– особенности организации и координации функциональных
систем растения;
5
– закономерности жизнедеятельности растения на различных
уровнях – субклеточном, клеточном, тканевом, органном и организменном. <...> Уметь:
– оценивать адаптационные возможности растительного организма при изменении экологических условий;
– применять физиологические и биохимические методы исследований при изучении процессов жизнедеятельности растений. <...> Задача физиологии растений – познание закономерностей жизнедеятельности растений,
раскрытие молекулярных основ сложных функций и механизмов
их регуляции в системе целого организма. <...> Физиология растительной клетки
Структурная организация клетки – основа ее биохимической
активности и функционирования как целостной живой системы. <...> Структура и свойства биологических мембран, их роль в
7
клетке (проницаемость, системы активного транспорта, биосинтезов). <...> .
Физико-химические свойства протоплазмы и их регуляция в
клетке. <...> Основные функциональные комплексы <...>
Физиология_растений___Методические_указания_для_самостоятельной_работы_студентов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра ботаники и микробиологии
Физиология растений
Методические указания
для самостоятельной работы студентов
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Биология
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 581.1
ББК Е 573я73
Ф 48
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра ботаники и микробиологии Ярославского
государственного университета им. П.Г. Демидова
Составители:
И.К. Ирбе, О.А. Маракаев
Физиология растений : метод. указания для самостояФ
48
тельной работы студентов / Сост. И.К. Ирбе, О.А. Маракаев
; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 55 с.
Представлены программа и вопросы к экзамену по
дисциплине «Физиология растений». Приведены творческие,
расчетные и контрольные задания, список рефератов
по темам и требования к их оформлению. Указана основная
и дополнительная литература для выполнения разных видов
самостоятельной работы и подготовки к лабораторным занятиям.
Методические
указания предназначены для студентов
3-го курса, обучающихся по специальности 011600 – Биология
(дисциплина «Физиология растений», блок ОПД), очной
и заочной форм обучения.
УДК 581.1
ББК Е 573я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© И.К. Ирбе, О.А. Маракаев, 2006
2
Стр.2
Содержание
Введение ......................................................................................... 5
Программа .................................................................................... 7
Физиология растительной клетки ........................................... 7
Фотосинтез ............................................................................... 8
Дыхание ..................................................................................... 10
Физиология водообмена растений ......................................... 11
Физиология минерального питания ....................................... 12
Транспорт веществ в растении ............................................. 13
Физиология роста и развития растений............................... 13
Устойчивость растений к неблагоприятным факторам ... 15
1. Творческие задания ............................................................... 16
1.1. Требования к выполнению ................................................ 16
1.2. Темы ................................................................................... 16
2. Расчетные задания ................................................................. 25
2.1. Требования к выполнению ................................................ 25
2.2. Задачи ................................................................................ 26
3. Реферат .................................................................................... 27
3.1. Требования к выполнению ................................................ 27
3.2. Список рефератов по темам .......................................... 29
4. Контрольные задания ........................................................... 33
4.1. Требования к выполнению ................................................ 33
4.2. Варианты .......................................................................... 34
3
Стр.3
Вопросы к экзамену ................................................................... 37
Литература .................................................................................. 42
Основная ................................................................................... 42
Дополнительная ....................................................................... 42
Физиология растительной клетки ......................................... 44
Фотосинтез ............................................................................. 45
Дыхание ..................................................................................... 46
Физиология водообмена растений ......................................... 46
Физиология минерального питания ....................................... 46
Физиология роста и развития растений............................... 47
Устойчивость растений к неблагоприятным факторам ... 48
Практикумы ............................................................................. 49
Приложения ................................................................................ 50
Образец титульного листа .................................................... 50
Примеры библиографических записей ................................... 51
Электронные информационные ресурсы ............................... 53
4
Стр.4
Введение
Современный подход к организации учебного процесса в вузе
требует увеличения доли самостоятельной работы студентов при
изучении курса «Физиология растений». Эта дисциплина рассматривает
закономерности жизнедеятельности растений, раскрывает
биохимические, молекулярные и генетические основы функций и
механизмов, их регуляцию в системе целого организма. Курс «Физиология
растений» относится к числу общепрофессиональных
дисциплин и является важнейшим в системе подготовки специалиста-биолога.
Задача
курса – дать представление о природе физиологических
процессов растения, механизмах их регуляции, основных закономерностях
взаимодействия организма с внешней средой, а также
эволюции функций и роли растений в биосфере. Программа учитывает
тесную связь физиологии растений с другими биологическими
дисциплинами – молекулярной биологией, биохимией, биофизикой,
генетикой, микробиологией, что позволяет представить в
различных аспектах происходящие в растении физиологические
процессы.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление:
– о механизмах физиологических процессов растительного организма;
–
о специфике растений по сравнению с другими живыми организмами;
–
об эволюции функций и роли растений в биосфере.
Знать:
– особенности организации и координации функциональных
систем растения;
5
Стр.5