Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Музейно-выставочная археология: Методические указания для студентов исторического факультета (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. Е.К. Кадиева. Е.В. Спиридонова
ИздательствоЯрГУ
Страниц41
ID206764
АннотацияМетодические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами подготовки специалистов. Методические указания включают темы и вопросы семинарских занятий, списки литературы по каждой теме, интернет-адреса крупнейших археологических музеев. Приложениями к методическим указаниям служат археологическая периодизация и словарь археологических и музейных терминов. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 021000 Музеология и 230500 Социальнокультурный сервис и туризм (дисциплины "Музейно-выставочная археология". "Археологические музеи", блок ДС), очной формы обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальности Музеология
УДК902/904
ББКЧ771.2я73
Музейно-выставочная археология: Методические указания для студентов исторического факультета : Методические указания для студентов исторического факультета / Сост. Е.К. Кадиева. Е.В. Спиридонова .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 41 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206764 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Музейно-выставочная археология Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Музеология Ярославль 2006 УДК 902/904 ББК Ч771.2я73 М 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова Составители: канд. ист. наук Е.К. Кадиева, канд. ист. наук Е.В. Спиридонова, М 90 Музейно-выставочная археология: метод. указания для студентов исторического факультета / Сост. <...> Методические указания включают темы и вопросы семинарских занятий, списки литературы по каждой теме, интернет-адреса крупнейших археологических музеев. <...> Приложениями к методическим указаниям служат археологическая периодизация и словарь археологических и музейных терминов. <...> УДК 902/904 ББК Ч771.2я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова, 2006 2 Семестровый курс «Археологические музеи», разработанный для студентов-музеологов, включает семинарские занятия. <...> Основной их целью является рассмотрение различных типов археологических музеев мира, знакомство с принципами формирования коллекций, основами музеефикации, консервации, реставрации и реконструкции археологического памятника, возможностями его показа посетителям музея и т.д. <...> Поскольку каждый археологический объект уникален, невозможно предложить некий «типовой» проект музеефикации того или иного памятника. <...> Перед студентами не ставится задача изучить все археологические музеи мира, на семинарские занятия вынесено рассмотрение лишь наиболее типичных или интересных музеев. <...> Поскольку данные методические указания предназначены также для студентов, обучающихся по специальности «Социальнокультурный сервис и туризм» (специализация «Музейно-выставочная деятельность), большое внимание на семинарских занятиях будет уделяться проблемам археологического памятника как туристического объекта. <...> Студенты познакомятся <...>
Музейно-выставочная_археология__Методические_указания_для_студентов_исторического_факультета.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Музейно-выставочная археология Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Музеология Ярославль 2006
Стр.1
УДК 902/904 ББК Ч771.2я73 М 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензент кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составители: канд. ист. наук Е.К. Кадиева, канд. ист. наук Е.В. Спиридонова, М 90 Музейно-выставочная археология: метод. указания для студентов исторического факультета / Сост. Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 39 с. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами подготовки специалистов. Методические указания включают темы и вопросы семинарских занятий, списки литературы по каждой теме, интернет-адреса крупнейших археологических музеев. Приложениями к методическим указаниям служат археологическая периодизация и словарь археологических и музейных терминов. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 021000 Музеология и 230500 Социальнокультурный сервис и туризм (дисциплины "Музейно-выставочная археология", "Археологические музеи", блок ДС), очной формы обучения. УДК 902/904 ББК Ч771.2я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова, 2006 2
Стр.2
Семестровый курс «Археологические музеи», разработанный для студентов-музеологов, включает семинарские занятия. Основной их целью является рассмотрение различных типов археологических музеев мира, знакомство с принципами формирования коллекций, основами музеефикации, консервации, реставрации и реконструкции археологического памятника, возможностями его показа посетителям музея и т.д. Поскольку каждый археологический объект уникален, невозможно предложить некий «типовой» проект музеефикации того или иного памятника. Перед студентами не ставится задача изучить все археологические музеи мира, на семинарские занятия вынесено рассмотрение лишь наиболее типичных или интересных музеев. Поскольку данные методические указания предназначены также для студентов, обучающихся по специальности «Социальнокультурный сервис и туризм» (специализация «Музейно-выставочная деятельность), большое внимание на семинарских занятиях будет уделяться проблемам археологического памятника как туристического объекта. Студенты познакомятся с формами использования памятников археологии, попытаются выявить положительные и отрицательные моменты превращения археологического памятника в туристический объект. Студенты должны будут узнать историю становления археологических музеев у нас в стране и за рубежом; типы музеефицированных археологических памятников и этапы музеефикации. В ходе обсуждения данных вопросов на семинарских занятиях студентам необходимо выявить особенности собственно археологических раскопок и подготовки памятника к музеефикации. Следует обратить внимание на создание археологических музеев в условиях города и становление музеев-заповедников вне городской черты. Рассматривая конкретные археологические музеи, студенты должны придерживаться следующего плана: 1. Археологический памятник (тип памятника, местоположение, датировка, археологическая культура или историческая эпоха). Очень кратко. 2. История открытия и изучения (раскопок). Здесь следует назвать имена исследователей, занимавшихся этой проблемой. 3
Стр.3
3. История открытия музея. 4. Принципы формирования коллекции и показа памятника посетителям. Особое внимание необходимо уделить специфике данных моментов, характерных именно для этого музея. При рассмотрении некоторых вопросов, вынесенных на обсуждение, на практических занятиях может быть применена система докладов. Темы докладов представлены в конце соответствующих тем семинарских занятий. В течение семестра каждый студент должен сделать как минимум один доклад на 10 – 15 минут, выбрав любую из указанных тем. Студенты могут предложить свою тему для доклада, соответствующую общей тематике семинарского занятия. После окончания доклада они могут задать докладчику вопросы, выступить с дополнениями, высказаться о достоинствах и недостатках сообщения. На семинарах действует рейтинговая система контроля знаний. За каждый ответ студент получает 1 – 3 балла, за доклад – 3 – 5 баллов, соответственно, студенты, набравшие за семестр не менее 20 баллов, получают льготы на экзамене. Одной из проблем, с которой могут столкнуться студенты при подготовке семинарского занятия, может быть отсутствие необходимой литературы. К сожалению, если материал, касающийся самого памятника, данной археологической культуры или исторической эпохи, вполне доступен, то литературы, посвященной вопросам создания археологического музея, гораздо меньше. Следовательно, при подготовке к занятию студенты могут помимо научной литературы пользоваться, например, путеводителями. Почти в каждом из них есть краткие сведения о музеях, в том числе об истории их открытия, отделах и коллекциях. Кроме того, многие археологические музеи имеют свои сайты, информацией с которых тоже можно воспользоваться. В процессе самостоятельной подготовки к занятиям студентам не раз придется столкнуться с археологическими и музейными терминами. Часть из них имеют значение исключительно для специалистов и не обязательны для запоминания. Однако многие термины и их определения необходимо знать и студентам. Большая часть таких терминов приводится в Приложении к данным методическим указаниям. В том случае, если вызвавший затруднение тер4
Стр.4
мин здесь отсутствует, можно воспользоваться следующими справочными изданиями: 1. Брей, У. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп. – М., 1990. 2. Краткий словарь музейных терминов. – М., 1974. 3. Матюшин, Г.Н. Археологический словарь / Г.Н. Матюшин. – М., 1996. 4. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. М., 1986. 5. Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – Т. 1 – 2; М., 2005. Тема 1. История становления археологических музеев 1. Археологические коллекции в античности, средневековье и новом времени. 2. Первые европейские археологические музеи XVIII века. 3. Археологические музеи XIX века. 4. История создания археологических музеев в России. 5. Современные археологические музеи: типология и классификация. Античные хранилища вотивных даров при храмах, средневековые монастырские и личные коллекции нередко включали в себя археологические находки. Рассматривая этот вопрос, студенты должны выявить особенности подобных коллекций, черты сходства и отличия от современных музеев. Особое внимание следует уделить вопросам создания первых собственно археологических музеев в Европе, Азии, Африке и Америке. Необходимо отметить, каким экспонатам в них уделялось особое внимание: античным древностям, египетским сокровищам и т.д.; определить, в каких европейских музеях раньше всего появились экспозиции, посвященные европейским древностям каменного, бронзового, раннего железного веков и средневековья. При подготовке ответа на вопрос о создании археологических музеев в России следует в первую очередь уделить внимание ука5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ