Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
История зарубежного искусства
Методические указания
к семинарским занятиям
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 930.85.7
ББК Щ03(0)я73
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра всеобщей истории
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель
канд. ист. наук О.Д. Куликова
И 90
История зарубежного искусства: метод. указания к семинарским
занятиям / Сост. О.Д. Куликова ; Яросл. гос.
ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 44 с.
Методические указания содержат рекомендации по подготовке
студентов к семинарским занятиям по курсу «История
зарубежного искусства», перечень тем и вопросов, списки
источников и исследовательской литературы. Цель данного
издания – оказание помощи студентам при самостоятельной
подготовке к семинарским занятиям.
Методические указания предназначены для студентов,
обучающихся по специальности 021000 Музеология (дисциплина
"История искусства", блок ОПД), очной формы.
УДК 930.85.7
ББК Щ03(0)я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© О.Д. Куликова, 2006
2
Стр.2
Семинарские занятия составляют важную часть учебного процесса
и призваны способствовать углубленному изучению наиболее
значимых теоретических проблем курса и приобретению студентами
навыков научно-исследовательской работы, дискуссий и публичных
выступлений. Главным условием участия студентов в семинарском
занятии является предварительная подготовка обозначенных
в плане занятия вопросов по предлагаемым источникам и исследовательской
литературе. В списках источников и литературы по
каждой теме приведены те издания, которые имеются в библиотеках
г. Ярославля, а также в историческом кабинете факультета. Кроме
того, студентам предлагается список общих работ по курсу «История
зарубежного искусства», которые подходят к большинству семинарских
тем и которые можно использовать при подготовке к экзамену
в качестве учебников. Но студенты вправе пользоваться не
только приведенной в списках литературой, но и любой другой,
подходящей к теме семинарского занятия. Сам семинар представляет
собой обсуждение всей группой поставленного вопроса. Семинар
может также проходить в форме заслушивания и обсуждения сообщений,
заранее подготовленных студентами (если это было предварительно
оговорено преподавателем). По результатам участия студентов
в семинарских занятиях преподаватель решает вопрос о допуске
студентов к экзамену по теоретическому курсу.
Общая литература к лекциям и семинарам
Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств / М.В. Алпатов. –
М.; Л., 1948 – 1949. – Т. 1 – 2.
Арган, Д.К. История итальянского искусства / Д.К. Арган. –
М., 1990. – Т. 1 – 2.
Верман, К. История искусства всех времен и народов / К. Верман.
– М., 2001. – Т. 1 – 3.
Всеобщая история архитектуры: в 12 т. – Л.; М., 1966 – 1977.
Всеобщая история искусств: в 6 т. – М., 1960 – 1966.
Ильина, Т.В. История искусств: западноевропейское искусство
/ Т.В. Ильина. – М., 2002.
История зарубежного искусства. – М., 1980.
3
Стр.3
История искусства зарубежных стран. – М., 1962 – 1964. –
Т. 1 – 3.
История искусства зарубежных стран. – М., 1982.
1-й курс. 1-й семестр
На лекциях по истории искусства в течение первого семестра
студенты знакомятся со следующими темами: основные понятия
искусствоведения, теории зарождения искусства, особенности основных
видов и жанров искусства, история искусства первобытного
общества, Древнего Египта, Крито-микенской цивилизации,
Древней Греции, этрусков и Древнего Рима и их значение для последующей
истории развития европейской цивилизации.
В первом семестре на семинарские занятия выносятся следующие
темы: «Основные понятия в изобразительном искусстве»
(тема 1) и «Античная скульптура» (тема 2). На обсуждение каждой
темы отводится в среднем по 4 – 5 часов.
Тема 1. Основные понятия в изобразительном искусстве
Целью данного семинара является уяснение основных понятий
и терминов, необходимых для изучения истории искусства. При
подготовке первого вопроса студенты должны определить сам
термин «цвет», выявить свойства цвета, раскрыть такие понятия,
как цветовой тон, насыщенность (интенсивность) цвета, светлота,
цветовая гармония, цветовая гамма, колорит, рефлекс, живописность,
локальный и предметный цвет, тональность, палитра, гризайль,
цветовая композиция, цветовой оттенок, свет и тень.
Вопрос о композиции включает в себя определение правил,
средств и приемов композиции.
Вопрос о материалах и технике живописи предполагает выяснение
особенностей тех материалов, которые используются художниками
при работе над картиной: акварель, гуашь, темпера,
пастель, сангина; масляная, восковая, клеевая, минеральная и многослойная
живопись. Студенты также должны знать, что такое эскиз
и этюд, мозаичная и фресковая живопись.
При ответе на вопрос о материалах и технике скульптуры студенты
должны осветить особенности работы с такими материалами,
как глина, гипс, бетон (цемент), металлы, камень, мрамор, известняк,
дерево.
4
Стр.4
Вопрос о жанрах включает в себя выяснение особенностей основных
жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, исторический, батальный,
мифологический, анималистический и бытовой жанры),
особенности жанров в живописи, рельефе и скульптуре и краткую
историю их развития.
При подготовке к семинару студенты могут использовать как
специализированную литературу, так и словари по искусству.
План
1. Цвет в живописи.
2. Понятие композиции.
3. Материалы и техника живописи.
4. Материалы и техника скульптуры.
5. Жанры в живописи, рельефе и скульптуре.
Литература
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура:
терминологический словарь / под ред. А.М. Кантора. – М.,
1997.
Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного
искусства: в 8 т. / В.Г. Власов. – СПб., 2000.
Андреев, М. Что такое жанр? / М. Андреев // Юный художник.
– 1988. – № 5.
Андреев, М. Исторический жанр / М. Андреев // Там же. – № 7.
Беда, Г.В. Живопись и ее изобразительные средства
/ Г.В. Беда. – М., 1977. – С. 38 – 44, 79 – 90, 97 – 105.
Вибер, Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер. – М., 1991. –
С. 5 – 12.
Виды изобразительного искусства / ред. К.П. Духанина и др. –
Л., 1959. – С. 11 – 18, 21 – 23.
Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. – М., 1984. –
С. 50 – 65, 286 – 287, 291.
Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. – М.,
1977. – С. 16 – 37.
Елатомцева, И.М. Станковая скульптура. Понятие о жанрах
/ И.М. Елатомцева. – Минск, 1975. – С. 15, 18 – 25, 49 – 50, 71 – 74,
101 – 103, 117 – 118, 139 – 142.
5
Стр.5