Во втором томе, который готовится к изданию, рассматриваются правосознание и правовая культура, правовое воспитание и юридическое образование, социально-правовые отклонения и способы (средства) юридической защиты, правовое
наследие и преемственность, правовая аккультурация и экспансия, механизм детерминации и роль правовой системы в гражданском обществе. <...> В рамках как «Теории государства и права»,
так и «Общей теории права» изучаются не только собственно пра5
Предисловие
во, но и другие элементы правовой системы общества (юридическая практика, правонарушения, юридическая ответственность и
т.д.) <...> . Поэтому предметом фундаментальной юридической науки и
учебной дисциплины являются не только право, но и правовая
система общества в целом, ее основные свойства, структуры, закономерности возникновения, развития и функционирования. <...> Таким образом, в предмет фундаментальной юридической науки, на
наш взгляд, кроме права, входят правосознание и правовая культура, юридическая практика (правотворческая, правореализационная, интерпретационная и т.п.), правовые отношения и связи,
правонарушения и иные социально-правовые отклонения (юридические ошибки, конфликты, риски и т.п.), механизмы правовой
защиты и юридической ответственности субъектов, проблемы
правового прогресса и детерминации правовой системы общества,
правового наследия и преемственности, правовой аккультурации
и экспансии, качества, эффективности и социальной ценности
юридических явлений, вопросы взаимодействия правовой системы с экономической, политической и социальной системами общества, его гуманистическим и другими духовными началами. <...> Все это свидетельствует, на наш взгляд, об отрицательных последствиях этатистского подхода в юриспруденции, а также о том, что правовая
система общества очень длительное время изучалась в рамках
единой «двухпредметной» науки – «Теории государства и права». <...> Объектом ЮН в самом общем плане <...>
Теория_правовой_системы_общества._В_2_т._Т._I_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Серия "Ярославская юридическая школа
начала XXI века"
В.Н. Карташов
ТЕОРИЯ
ПРАВОВОЙ
СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Учебное пособие
В двух томах
Том I
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Юриспруденция
Ярославль 2005
Стр.1
Предисловие
УДК 340.1(075)
ББК Х 0я73
К 27
Серия основана в 2000 году
Редакционная коллегия:
В.Н. Карташов, Л.Л. Кругликов, М.В. Лушникова, В.В. Бутнев, Н.Н. Тарусина
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2004 года
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Н.А. Власенко;
кафедра государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД РФ
Карташов, В.Н. Теория правовой системы общества : учебное пособие. В 2 т.
К 27
Т. I / В.Н. Карташов ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 547 с.
(Серия "Ярославская юридическая школа начала ХХI века")
ISBN 5-8397-0381-8
Данное учебное пособие является продолжением разработки общетеоретических
юридических проблем, начатой курсом лекций «Введение в общую теорию
правовой системы общества» (Ярославль, 1995 – 2004 гг., части 1 – 10).
В настоящем издании значительно сокращен иллюстративный и устаревший
материал, усилена аргументация методологически существенных положений, обновлено
изложение многих вопросов с учетом преобразований, произошедших в
различных сферах общественной жизни, а также современных достижений отечественной
и зарубежной науки.
В первом томе предлагается модель новой концепции курса «Теория государства
и права» и доказывается необходимость выделения в качестве фундаментальной
юридической науки и учебной дисциплины «Теории правовой системы
общества». Самостоятельные разделы посвящены общей характеристике правовой
системы общества, месту в ней права и юридической практики, правоотношениям
и юридическим связям.
Во втором томе, который готовится к изданию, рассматриваются правосознание
и правовая культура, правовое воспитание и юридическое образование, социально-правовые
отклонения и способы (средства) юридической защиты, правовое
наследие и преемственность, правовая аккультурация и экспансия, механизм детерминации
и роль правовой системы в гражданском обществе.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности
021100 Юриспруденция (дисциплина «Актуальные проблемы теории права»,
блок ДС), всех форм обучения. Рекомендуется также аспирантам и научным работникам.
Библиогр.:
466 назв.
УДК 340.1(075)
ББК Х 0я73
ISBN 5-8397-0381-8
© Ярославский государственный университет, 2005
© В.Н. Карташов, 2005
2
Стр.2
Предисловие
Светлой памяти
любимой дочери Наташи
посвящается
Предисловие
В Федеральной программе развития образования, утвержденной
ФЗ № 51 от 10.04.2000 г., отмечается необходимость гуманизации
образования, в частности проведения структурных и содержательных
изменений в профессиональном образовании в соответствии
с достижениями российской и мировой науки, техники,
производства и культуры. В связи с этим приоритетными направлениями
становятся разработка современной структуры учебных
дисциплин общественного и социально-гуманитарного цикла, их
содержания и подготовка соответствующей научной, учебной и
методической литературы (см. [1. 2000. 13.04. и 15 04.]).
Государственный образовательный стандарт ВПО по специальности
021100 «Юриспруденция», утвержденный приказом
Министерства высшего образования РФ 27.03.2000 г., является
весьма куцым, бессодержательным, отражающим по своему существу
структуру тех советских учебников и учебных программ,
которые объясняли закономерности развития государственноправовых
явлений с догматических и схоластических позиций.
Это особенно касается той части стандарта, которая посвящена
общетеоретической фундаментальной юридической науке и дисциплине.
В
отечественной литературе общетеоретической юридической
наукой и дисциплиной одни авторы (В.К. Бабаев, Д.А. Керимов,
М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, В.Н. Казаков и др.) считают
«Теорию государства и права», другие (А.С. Пиголкин,
3
Стр.3
Предисловие
Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и др.) – «Общую теорию права»,
«Теорию права», «Введение в теорию права», «Энциклопедию
права» и т.д. (см. [2]).
В настоящее время и та, и другая точки зрения по поводу названия,
предмета, структуры и пр. вопросов фундаментальной
науки и учебной дисциплины, на наш взгляд, требуют существенного
пересмотра.
Так, основные аргументы авторов в пользу изучения государства
и права в качестве единой науки заключаются в том, что эти
явления тесно связаны и взаимообусловлены, не существует одно
без другого. Данный тезис опровергается не только современной
наукой, но и практикой (имеются в виду широкие полномочия по
формированию и реализации права у органов местного самоуправления,
хозяйствующих и других негосударственных субъектов).
«Однако на факультетах права продолжают формировать –
если не сказать деформировать – представление студентов на основе
концепции, что право является продолжением государства
как единственной, абсолютной, целостной и исключительной суверенной
власти», – пишет крупнейший французский социолог
права А.-Ж. Арно [3. P. 19-20].
Как известно, предмет науки обозначает некоторую целостность,
выделенную из мира объектов в процессе их познания. Поэтому
следует согласиться с теми учеными (А.С. Пиголкиным,
Б.А. Страшуном, Е.В. Чиркиным и др.), которые полагают, что государство
и право представляют собой особые самостоятельные
явления, имеющие собственные закономерности становления,
развития, функционирования, и с объективной необходимостью
требуют изучать их разными науками (см. [2. C. 39-41, 86-88, 99104]).
Действительно,
государство – это суверенная организация
особой политической власти, внешне выраженная в аппарате
управления и принуждения. Государство является центральным
элементом политической системы, главным субъектом политической
жизни общества. Поэтому теория государства в этом плане –
не юридическая наука. Она составляет важнейшую часть теории
политической системы общества, государствоведения, политологии,
политических наук. Как верно замечают Б.А. Страшун и др.
4
Стр.4
авторы, в отличие от указанных наук вопросы государства в
«Теории права и государства» по сути дублируются, излагаются
более примитивно и зачастую с ошибками, которые обусловлены
недостаточным знакомством авторов с государственным (конституционным
и т.п.) правом множества конкретных стран (см. [2.
C. 100, 102]).
В подавляющем большинстве зарубежных стран учение о государстве
рассматривается обычно в рамках политических дисциплин.
В соответствии с § 15 Общего устава императорских российских
университетов от 18.06.1863 г. общетеоретическая юридическая
дисциплина именовалась энциклопедией права. В
названии большинства дореволюционных учебников по этой дисциплине
термин «государство» отсутствует (см., например [2.
С. 40; 5. С. 33-42]).
Позитивное право в интегративном его понимании представляет
собой систему общеобязательных нормативно-правовых
предписаний, которая отражает (должна отражать) идеи и состояния
свободы и ответственности, справедливости и юридического
равенства, гуманизма и общественного порядка и т.д. Причем,
еще раз подчеркнем, что в настоящее время в России формируется
качественно новое позитивное право, в создании, обеспечении и
реализации которого участвуют не только государственные, но и
негосударственные субъекты.
«Право, – как верно замечает А.С. Пиголкин, – тесно связано
не только с государством, но и с такими социальными явлениями,
как мораль, политика (добавим – экономика. – В.К.) и другими,
причем точки соприкосновения с ними не менее существенны,
чем с государством» [4. С. 65; 2. С. 86-87]. Подобные связи, однако,
(продолжим мысль А.С. Пиголкина) не дают основания выделять
такие «единые науки», как «Теория экономики и права»,
«Теория политики и права», «Теория морали и права» и др. Указанные
теории находят обоснования в различных юридических,
экономических, политических и иных науках.
Не требует доказательства либо опровержения тот общеизвестный
факт, что право – один из главных компонентов правовой
системы общества. В рамках как «Теории государства и права»,
так и «Общей теории права» изучаются не только собственно пра5
Стр.5