А.Г. Шустров, 2005
3
Моей матери,
Шустровой Алевтине Николаевне,
участнику трудового фронта посвящается эта работа
ГЛАВА 1
ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ
Во всемирной истории человечества роль Византии особенная. <...> Так сложился
особый дух и вид мышления, который получил название богословия
или святоотеческого предания. <...> Сокровищница византийской мысли стала для
одних камнем преткновения, для других – неисчерпаемым кладезем
духовного
России
богатства. <...> Все
основывается
культурно-национальное
на
использовании
и
своеобразие
переработке
святоотеческого предания. <...> Поэтому
задачей настоящего исследования является ознакомление читателей с
основными положениями восточнохристианского богословия по
отношению к человеку, его творчеству и культуре. <...> Для теоретиков обращение к святоотеческому наследию важно по
причине малоизученности его, для очищения языка от понятийных
заражений философских систем. <...> Ведь многие термины, которыми
сегодня пользуется наука, зародились в первоначальном истинном
содержании в христианском сознании. <...> С Церковным Преданием тесно связано и другое понятие –
«святые отцы Церкви». <...> 9
Хронологически римская традиция ограничивает святоотеческое
предание VIII в. <...> Византийская традиция не может быть ограничена твердыми
хронологическими рамками. <...> 6
Георгий Флоровский пишет, что различать грани периодов в
текучей и непрерывной стихии человеческой жизни очень нелегко. <...> У них
древнее богословие называется патристикой и заканчивается в
лучшем случае Иоанном Дамаскиным (VIII в.) <...> Вершину же византийского богословского творчества, Григория
Паламу (XIV в.), там и вовсе игнорируют, считая его за крайнего
мистика и сектанта. <...> В то же время византийское богословие нельзя считать чем-то
совершенно новым в христианском Предании, либо иной его
ступенью. <...> В этом
отношении труды греков, и в первую очередь Максима Исповедника
и Григория Паламы, имеют непреходящую ценность. <...> Вследствие
кризиса византийской <...>
Личность_и_творчество_в_культуре_текст_лекций.pdf
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
А.Г. Шустров
Личность и творчество в культуре
Текст лекций
Ярославль 2005
Стр.1
2
УДК 008(076.5)
ББК Ч 110.52
Ш 97
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензенты:
доктор философских наук, проф. А.К. Кудрин;
кафедра философии Ярославского государственного
технического университета
Шустров, А.Г. Личность и творчество в культуре: текст лекций / А.Г.
Ш 97
Шустров; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – с.
ISBN 5-8397-0407-5
Специальный курс «Личность и творчество в культуре» является
дополнением к основному учебному курсу «История и теория
культуры». В нем рассматриваются ключевые, но мало изученные и
трудно поддающиеся теоретическому осмыслению проблемы
творчества. Индивид находится в центре культуры, и ее развитие не
обходит стороной его волю, желание, цели. Непредсказуемость
человеческой жизни напрямую связана с тайно творческой лаборатории
личности. Каждый человек призван для исполнения какой-либо цели. В
этом смысле творческие возможности и ответственность всех людей
одинаковы. Основная цель работы – еще раз посмотреть на природу
творчества как механизм развития цивилизации и на личность как
главного его носителя, а также обратить внимание на особенность
русской национальной традиции и главных ее представителей в областях
государственного, народного и философско-художественного
творчества.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020400 Психология; 080109 Бухгалтерский учет. Анализ и аудит; 080102
Мировая экономика (дисциплина "Личность и творчество в культуре",
блок ГСЭ), очной формы обучения.
УДК 008(076.5)
ББК Ч 110.52
ISBN 5-8397-0407-5
© Ярославский государственный университет, 2005
©А.Г. Шустров, 2005
Стр.2
3
Моей матери,
Шустровой Алевтине Николаевне,
участнику трудового фронта посвящается эта работа
ГЛАВА 1
ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ
Во всемирной истории человечества роль Византии особенная.
Она преемствовала античному миру и долгие годы влияла на судьбы
Востока и Запада. Здесь впервые государство преобразило свою
природу, став служить духу христианской веры. Следствием чего
оказались новые формы культуры – язык, семья, право, быт и т.д. Но
самое главное, в недрах этой культуры получила развитие Церковная
традиция. Ее виднейшие представители, отвечая на различные выпады
и борясь с ересью, раскрыли важнейшие стороны христианского
вероучения по отношению к Богу, миру и человеку. Так сложился
особый дух и вид мышления, который получил название богословия
или святоотеческого предания. Эта греческая мудрость вместе с верой
перешла на Русь и определила моменты ее высочайшего культурного
развития.1
национального движения.2
Она же указала новые цели и масштаб русского
Глубина восточного богословия была столь
велика, что западная часть Римской империи не смогла ее полностью
усвоить, и постоянно склонялась к упрощенчеству. В конце концов
это привело к схоластике. Обнаружился духовной раскол между
Римом и Византией. Он оформился разделением церквей и
Стр.3
4
обособлением Европы. Сокровищница византийской мысли стала для
одних камнем преткновения, для других – неисчерпаемым кладезем
духовного богатства. Все культурно-национальное своеобразие
России основывается на использовании и переработке
святоотеческого предания. Тесная связь с духовной глубиной
христианского Востока придало нашей стране особую мощь,
независимость и свободу в историческом становлении. Идеал
святости стал исключительным для Руси по сравнению с другими
европейским государствами, также христианскими в своем начале.
Европе не удалось соединить исконно христианские ценности с
культурными символами. Так или иначе, это выразилось в редукции
христианской веры, реформации, рационально-философских
течениях, в новых вероучительных доктринах. В какой-то степени
сознательный отказ от соборной веры в пользу культурных, мирских
преимуществ привел Запад ко многим проблемам внутренней и
внешней жизни человека. В этом воочию можно убедиться на примере
современности. Нельзя сказать, что в рамках догматически верного
христианского мировоззрения невозможно построить устойчивого
хозяйства. Россия, как некогда и Византия подтверждала это своим
экономическим и военным могуществом. Для православия социальная
часть учения и практики не являются главными. В его недрах не
могло родиться никаких коммунистических идей. Главная в
христианстве идея спасения обращена к внутренней жизни человека,
которая в той или иной степени проецируется вовне. Преклонение
перед внешним на Западе, выраженное в развитии культурных форм,
является признаком пробужденного язычества.3
Ему свойственна
Стр.4
5
национальная агрессивность и эгоизм. В Европе процесс отказа от
общехристианского единства стал явно оформляться в VIII – нач. IX
вв., во время правления Карла IX. Вновь проснулось варварское
сознание германцев. Отношения с Византией у империи франков
обострились. Трещины прошли по всем направлениям: духовным,
культурным, политическим. Запад отпал от вселенского общения и
замкнулся. Отношения его с Константинополем стали выглядеть как
отношения метрополии с периферией, пытающейся соперничать наравных.
Географически границы противостояния прошли по
территории Балкан, Центральной и Восточной Европы, т.е. по
странам, заселенным славянами. IX век был временем создания их
национальных государств. В противостоянии латинян и греков они
склонялись в сторону последних. Восточно-христианское Предание
легло в основу их национально-государственного своеобразия.
Киевская Русь формировалась под влиянием двух религиознокультурных
движений, идущих от Балкан и Северного
Причерноморья. Россия, в отличие от европейских стран, рождалась
как преемственница византийского христианства и цивилизации. Это
была ее историческая судьба. От своих «братьев» западных христиан
Россия много потерпела во время всяческих крестовых походов за все
время своего существования. Главной их целью была миссионерская
деятельность и захват земли. Опора на веру сохраняла национальное
своеобразие и государственную целостность русского народа.
Россия постоянно впитывала мудрость греческих отцов Церкви,
труды которых переводились и проникали в ее земли. Она
чувствовала свою связь со вселенской христианской жизнью. Тем
Стр.5