Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Личность и творчество в культуре: текст лекций (190,00 руб.)

0   0
Первый авторШустров
ИздательствоЯрГУ
Страниц195
ID206688
АннотацияСпециальный курс «Личность и творчество в культуре» является дополнением к основному учебному курсу «История и теория культуры». В нем рассматриваются ключевые, но мало изученные и трудно поддающиеся теоретическому осмыслению проблемы творчества. Индивид находится в центре культуры, и ее развитие не обходит стороной его волю, желание, цели. Непредсказуемость человеческой жизни напрямую связана с тайно творческой лаборатории личности. Каждый человек призван для исполнения какой-либо цели. В этом смысле творческие возможности и ответственность всех людей одинаковы. Основная цель работы — еще раз посмотреть на природу творчества как механизм развития цивилизации и на личность как главного его носителя, а также обратить внимание на особенность русской национальной традиции и главных ее представителей в областях государственного, народного и филос офско-художественного творчества. Предназначено для студентов, обучаюпгихся по специальности 020400 Психология: 080109 Бухгалтерский учет. Анализ и аудит: 080102 Мировая экономика (дисциплина "Личность и творчество в культуре", блок ГСЭ), очной формы обучения.
ISBN5-8397-0407-5
УДК 008(076.5)
ББКЧ 110.52
Шустров, А.Г. Личность и творчество в культуре: текст лекций : текст лекций / А.Г. Шустров .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 195 с. — ISBN 5-8397-0407-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/206688 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Г. Шустров, 2005 3 Моей матери, Шустровой Алевтине Николаевне, участнику трудового фронта посвящается эта работа ГЛАВА 1 ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ Во всемирной истории человечества роль Византии особенная. <...> Так сложился особый дух и вид мышления, который получил название богословия или святоотеческого предания. <...> Сокровищница византийской мысли стала для одних камнем преткновения, для других – неисчерпаемым кладезем духовного России богатства. <...> Все основывается культурно-национальное на использовании и своеобразие переработке святоотеческого предания. <...> Поэтому задачей настоящего исследования является ознакомление читателей с основными положениями восточнохристианского богословия по отношению к человеку, его творчеству и культуре. <...> Для теоретиков обращение к святоотеческому наследию важно по причине малоизученности его, для очищения языка от понятийных заражений философских систем. <...> Ведь многие термины, которыми сегодня пользуется наука, зародились в первоначальном истинном содержании в христианском сознании. <...> С Церковным Преданием тесно связано и другое понятие – «святые отцы Церкви». <...> 9 Хронологически римская традиция ограничивает святоотеческое предание VIII в. <...> Византийская традиция не может быть ограничена твердыми хронологическими рамками. <...> 6 Георгий Флоровский пишет, что различать грани периодов в текучей и непрерывной стихии человеческой жизни очень нелегко. <...> У них древнее богословие называется патристикой и заканчивается в лучшем случае Иоанном Дамаскиным (VIII в.) <...> Вершину же византийского богословского творчества, Григория Паламу (XIV в.), там и вовсе игнорируют, считая его за крайнего мистика и сектанта. <...> В то же время византийское богословие нельзя считать чем-то совершенно новым в христианском Предании, либо иной его ступенью. <...> В этом отношении труды греков, и в первую очередь Максима Исповедника и Григория Паламы, имеют непреходящую ценность. <...> Вследствие кризиса византийской <...>
Личность_и_творчество_в_культуре_текст_лекций.pdf
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова А.Г. Шустров Личность и творчество в культуре Текст лекций Ярославль 2005
Стр.1
2 УДК 008(076.5) ББК Ч 110.52 Ш 97 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензенты: доктор философских наук, проф. А.К. Кудрин; кафедра философии Ярославского государственного технического университета Шустров, А.Г. Личность и творчество в культуре: текст лекций / А.Г. Ш 97 Шустров; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – с. ISBN 5-8397-0407-5 Специальный курс «Личность и творчество в культуре» является дополнением к основному учебному курсу «История и теория культуры». В нем рассматриваются ключевые, но мало изученные и трудно поддающиеся теоретическому осмыслению проблемы творчества. Индивид находится в центре культуры, и ее развитие не обходит стороной его волю, желание, цели. Непредсказуемость человеческой жизни напрямую связана с тайно творческой лаборатории личности. Каждый человек призван для исполнения какой-либо цели. В этом смысле творческие возможности и ответственность всех людей одинаковы. Основная цель работы – еще раз посмотреть на природу творчества как механизм развития цивилизации и на личность как главного его носителя, а также обратить внимание на особенность русской национальной традиции и главных ее представителей в областях государственного, народного и философско-художественного творчества. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология; 080109 Бухгалтерский учет. Анализ и аудит; 080102 Мировая экономика (дисциплина "Личность и творчество в культуре", блок ГСЭ), очной формы обучения. УДК 008(076.5) ББК Ч 110.52 ISBN 5-8397-0407-5 © Ярославский государственный университет, 2005 ©А.Г. Шустров, 2005
Стр.2
3 Моей матери, Шустровой Алевтине Николаевне, участнику трудового фронта посвящается эта работа ГЛАВА 1 ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ Во всемирной истории человечества роль Византии особенная. Она преемствовала античному миру и долгие годы влияла на судьбы Востока и Запада. Здесь впервые государство преобразило свою природу, став служить духу христианской веры. Следствием чего оказались новые формы культуры – язык, семья, право, быт и т.д. Но самое главное, в недрах этой культуры получила развитие Церковная традиция. Ее виднейшие представители, отвечая на различные выпады и борясь с ересью, раскрыли важнейшие стороны христианского вероучения по отношению к Богу, миру и человеку. Так сложился особый дух и вид мышления, который получил название богословия или святоотеческого предания. Эта греческая мудрость вместе с верой перешла на Русь и определила моменты ее высочайшего культурного развития.1 национального движения.2 Она же указала новые цели и масштаб русского Глубина восточного богословия была столь велика, что западная часть Римской империи не смогла ее полностью усвоить, и постоянно склонялась к упрощенчеству. В конце концов это привело к схоластике. Обнаружился духовной раскол между Римом и Византией. Он оформился разделением церквей и
Стр.3
4 обособлением Европы. Сокровищница византийской мысли стала для одних камнем преткновения, для других – неисчерпаемым кладезем духовного богатства. Все культурно-национальное своеобразие России основывается на использовании и переработке святоотеческого предания. Тесная связь с духовной глубиной христианского Востока придало нашей стране особую мощь, независимость и свободу в историческом становлении. Идеал святости стал исключительным для Руси по сравнению с другими европейским государствами, также христианскими в своем начале. Европе не удалось соединить исконно христианские ценности с культурными символами. Так или иначе, это выразилось в редукции христианской веры, реформации, рационально-философских течениях, в новых вероучительных доктринах. В какой-то степени сознательный отказ от соборной веры в пользу культурных, мирских преимуществ привел Запад ко многим проблемам внутренней и внешней жизни человека. В этом воочию можно убедиться на примере современности. Нельзя сказать, что в рамках догматически верного христианского мировоззрения невозможно построить устойчивого хозяйства. Россия, как некогда и Византия подтверждала это своим экономическим и военным могуществом. Для православия социальная часть учения и практики не являются главными. В его недрах не могло родиться никаких коммунистических идей. Главная в христианстве идея спасения обращена к внутренней жизни человека, которая в той или иной степени проецируется вовне. Преклонение перед внешним на Западе, выраженное в развитии культурных форм, является признаком пробужденного язычества.3 Ему свойственна
Стр.4
5 национальная агрессивность и эгоизм. В Европе процесс отказа от общехристианского единства стал явно оформляться в VIII – нач. IX вв., во время правления Карла IX. Вновь проснулось варварское сознание германцев. Отношения с Византией у империи франков обострились. Трещины прошли по всем направлениям: духовным, культурным, политическим. Запад отпал от вселенского общения и замкнулся. Отношения его с Константинополем стали выглядеть как отношения метрополии с периферией, пытающейся соперничать наравных. Географически границы противостояния прошли по территории Балкан, Центральной и Восточной Европы, т.е. по странам, заселенным славянами. IX век был временем создания их национальных государств. В противостоянии латинян и греков они склонялись в сторону последних. Восточно-христианское Предание легло в основу их национально-государственного своеобразия. Киевская Русь формировалась под влиянием двух религиознокультурных движений, идущих от Балкан и Северного Причерноморья. Россия, в отличие от европейских стран, рождалась как преемственница византийского христианства и цивилизации. Это была ее историческая судьба. От своих «братьев» западных христиан Россия много потерпела во время всяческих крестовых походов за все время своего существования. Главной их целью была миссионерская деятельность и захват земли. Опора на веру сохраняла национальное своеобразие и государственную целостность русского народа. Россия постоянно впитывала мудрость греческих отцов Церкви, труды которых переводились и проникали в ее земли. Она чувствовала свою связь со вселенской христианской жизнью. Тем
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.