Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Творчество и культура в свете традиции византийской мысли : монография (190,00 руб.)

0   0
Первый авторШустров
ИздательствоЯрГУ
Страниц180
ID206687
АннотацияДанная монография посвящена малоизвестном в современной теоретической и общественной мысли аспекту понимания природы творчества, культуры и личности, восходящему к древней византийской традиции, представленной трудами отцов Церкви, такими как Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и др. Имена этих авторов и их основные идеи, некогда широко известные в России, по причине разрыва исторической традиции с трудом пробивают себе дорогу к сознанию современников. В нынешней отечественной философии и культурологии сохраняется засилие западных концепций личности, творчества и культуры, которые так или иначе соотносимы с моментом духовного разрыва двух христианских церквей: Западной и Восточной. Периоды наивысшего развития русской культуры связаны с интенсивным влиянием на нее византийской духовной традиции. Работа в первую очередь обращена к обучающейся молодежи с целью обогащения ее ума и нравственности наследием христианского Востока. Данное небольшое исследование может помочь молодому человеку в самом важном виде его творчества - строительстве собственной жизни, в осмыслении стоящего перед ним исторического пути. Для всех, кто интересуется вопросами философии, культуры, богословия.
ISBN5-8397-0434-2
УДК316.722
ББК Ч 110.533.4
Шустров, А.Г. Творчество и культура в свете традиции византийской мысли : монография : монография / А.Г. Шустров .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 180 с. — ISBN 5-8397-0434-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/206687 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Традиции византийской мысли Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> А.Г. Шустров Творчество и культура в свете традиции византийской мысли Ярославль 2005 1 Творчество и культура в свете традиции византийской мысли УДК 316.722 ББК Ч 110.533.4 Ш 97 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> ISBN 5-8397-0434-2 Данная монография посвящена малоизвестному в современной теоретической и общественной мысли аспекту понимания природы творчества, культуры и личности, восходящему к древней византийской традиции, представленной трудами отцов Церкви, такими как Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и др. <...> Периоды наивысшего развития русской культуры связаны с интенсивным влиянием на нее византийской духовной традиции. <...> Традиции византийской мысли Моей матери, Шустровой Алевтине Николаевне, участнику трудового фронта, посвящается эта работа Глава 1 ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ В о всемирной истории человечества роль Византии особенная. <...> Так сложился особый дух и вид мышления, который получил название богословия, или святоотеческого предания. <...> Все 3 Творчество и культура в свете традиции византийской мысли культурно-национальное своеобразие России основывается на использовании и переработке святоотеческого предания. <...> Традиции византийской мысли лись в сторону последних. <...> Поэтому задачей настоящего исследования является ознакомление читателей с основными положениями восточнохристианского богословия по отношению к человеку, его творчеству и культуре. <...> Для теоретиков обращение к святоотеческому наследию важно по причине малоизученности его, для очищения языка от понятийных заражений философских систем. <...> Ведь многие термины, которыми сегодня пользуется наука, зародились в первоначальном истинном содержании в христианском сознании. <...> С Церковным Преданием <...>
Творчество_и_культура_в_свете_традиции_византийской_мысли__монография.pdf
Глава 1. Традиции византийской мысли Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова А.Г. Шустров Творчество и культура в свете традиции византийской мысли Ярославль 2005 1
Стр.1
Творчество и культура в свете традиции византийской мысли УДК 316.722 ББК Ч 110.533.4 Ш 97 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2005 года Рецензенты: доктор философских наук, профессор А.К. Кудрин; кафедра философии Ярославского государственного технического университета Шустров, А.Г. Творчество и культура в свете традиции визанШ 97 тийской мысли : монография / А.Г. Шустров ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 180 с. ISBN 5-8397-0434-2 Данная монография посвящена малоизвестному в современной теоретической и общественной мысли аспекту понимания природы творчества, культуры и личности, восходящему к древней византийской традиции, представленной трудами отцов Церкви, такими как Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и др. Имена этих авторов и их основные идеи, некогда широко известные в России, по причине разрыва исторической традиции с трудом пробивают себе дорогу к сознанию современников. В нынешней отечественной философии и культурологии сохраняется засилие западных концепций личности, творчества и культуры, которые так или иначе соотносимы с моментом духовного разрыва двух христианских церквей: Западной и Восточной. Периоды наивысшего развития русской культуры связаны с интенсивным влиянием на нее византийской духовной традиции. Работа в первую очередь обращена к обучающейся молодежи с целью обогащения ее ума и нравственности наследием христианского Востока. Данное небольшое исследование может помочь молодому человеку в самом важном виде его творчества – строительстве собственной жизни, в осмыслении стоящего перед ним исторического пути. Для всех, кто интересуется вопросами философии, культуры, богословия. УДК 316.722 ББК Ч 110.533.4 ISBN 5-8397-0434-2 © Ярославский государственный университет, 2005 ©А.Г. Шустров, 2005 2
Стр.2
Глава 1. Традиции византийской мысли Глава 1. Традиции византийской мысли Моей матери, Шустровой Алевтине Николаевне, участнику трудового фронта, посвящается эта работа Глава 1 ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ впервые государство преобразило свою природу, став служить духу христианской веры, следствием чего оказались новые формы культуры – язык, семья, право, быт и т. д. Но самое главное – в недрах этой культуры получила развитие церковная традиция. Ее виднейшие представители, отвечая на различные выпады и борясь с ересью, раскрыли важнейшие стороны христианского вероучения по отношению к Богу, миру и человеку. Так сложился особый дух и вид мышления, который получил название богословия, или святоотеческого предания. Эта греческая мудрость вместе с верой перешла на Русь и определила моменты ее высочайшего культурного развития1. Она же указала новые цели и масштаб русского национального движения2 В . Глубина восточного богословия была столь велика, что западная часть Римской империи не смогла ее полностью усвоить и постоянно склонялась к упрощенчеству. В конце концов это привело к схоластике. Обнаружился духовной раскол между Римом и Византией. Он оформился разделением церквей и обособлением Европы. Сокровищница византийской мысли стала для одних камнем преткновения, для других – неисчерпаемым кладезем духовного богатства. Все 3 о всемирной истории человечества роль Византии особенная. Она преемствовала античному миру и долгие годы влияла на судьбы Востока и Запада. Здесь
Стр.3
Творчество и культура в свете традиции византийской мысли культурно-национальное своеобразие России основывается на использовании и переработке святоотеческого предания. Тесная связь с духовной глубиной христианского Востока придала нашей стране особую мощь, независимость и свободу в историческом становлении. Идеал святости стал исключительным для Руси по сравнению с другими европейским государствами, также христианскими в своем начале. Европе не удалось соединить исконно христианские ценности с культурными символами. Так или иначе, это выразилось в редукции христианской веры, реформации, рационально-философских течениях, в новых вероучительных доктринах. В какой-то степени сознательный отказ от соборной веры в пользу культурных, мирских преимуществ привел Запад ко многим проблемам внутренней и внешней жизни человека. В этом воочию можно убедиться на примере современности. Нельзя сказать, что в рамках догматически верного христианского мировоззрения невозможно построить устойчивого хозяйства. Россия, как некогда и Византия, подтверждала это своим экономическим и военным могуществом. Для православия социальная часть учения и практики не являются главными. В его недрах не могло родиться никаких коммунистических идей. Главная в христианстве идея спасения обращена к внутренней жизни человека, которая в той или иной степени проецируется вовне. Преклонение перед внешним на Западе, выраженное в развитии культурных форм, является признаком пробужденного язычества3. Ему свойственна национальная агрессивность и эгоизм. В Европе процесс отказа от общехристианского единства стал явно оформляться в VIII – начале IX в., во время правления Карла IX. Вновь проснулось варварское сознание германцев. Отношения с Византией у империи франков обострились. Трещины прошли по всем направлениям: духовным, культурным, политическим. Запад отпал от вселенского общения и замкнулся. Отношения его с Константинополем стали выглядеть как отношения метрополии с периферией, пытающейся соперничать на равных. Географически границы противостояния прошли по территории Балкан, Центральной и Восточной Европы, т. е. по странам, заселенным славянами. IX век был временем создания их национальных государств. В противостоянии латинян и греков они склоня4
Стр.4
Глава 1. Традиции византийской мысли лись в сторону последних. Восточно-христианское Предание легло в основу их национально-государственного своеобразия. Киевская Русь формировалась под влиянием двух религиознокультурных движений, идущих от Балкан и Северного Причерноморья. Россия, в отличие от европейских стран, рождалась как преемница византийского христианства и цивилизации. Это была ее историческая судьба. От своих «братьев» западных христиан Россия много претерпела во время всяческих "крестовых походов" за все время своего существования. Главной их целью была миссионерская деятельность и захват земли. Опора на веру сохраняла национальное своеобразие и государственную целостность русского народа. Россия постоянно впитывала мудрость греческих отцов Церкви, труды которых переводились и проникали в ее земли. Она чувствовала свою связь со вселенской христианской жизнью. Тем жила и процветала. Историческая Византия перестала существовать под натиском турок в 1453 г. До этого она склонилась к церковной унии с латинянами за военную помощь, которую Запад ей фактически не оказал. Это не совпадало с его политическими задачами. Россия осознала свое духовное одиночество и то, хранительницей какого сокровища она оказалась. В отношении с Западом она держала себя достойно, ощущая связь с более древней традицией и свою ей преданность. Петр I впервые изменил отношение к европейскому миру, признав за ним не локальность, а универсализм. Это сразу изменило оценку русского прошлого и привело к расколу национального сознания4 . Все неестественности государственной и культурной жизни XVIII в. были следствием разрыва традиции. В Россию хлынул поток схоластики, всяческих философских и политических учений, исковеркавших душу народа и приведших к национально-государственной трагедии. Все, что сопротивлялось негативной тенденции, так или иначе было связано со славным русским прошлым и православной церковной традицией. Сейчас с этой традицией почти никто не знаком. Это несмотря на то, что существует естественная, всеми ощущаемая потребность «оживления», «возрождения» страны. Если рассмотреть 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.