Глава 1. Традиции византийской мысли
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
А.Г. Шустров
Творчество и культура
в свете традиции
византийской мысли
Ярославль 2005
1
Стр.1
Творчество и культура в свете традиции византийской мысли
УДК 316.722
ББК Ч 110.533.4
Ш 97
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2005 года
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор А.К. Кудрин;
кафедра философии Ярославского государственного
технического университета
Шустров, А.Г. Творчество и культура в свете традиции визанШ
97
тийской мысли : монография / А.Г. Шустров ; Яросл. гос. ун-т. –
Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 180 с.
ISBN 5-8397-0434-2
Данная монография посвящена малоизвестному в современной теоретической
и общественной мысли аспекту понимания природы творчества,
культуры и личности, восходящему к древней византийской традиции,
представленной трудами отцов Церкви, такими как Максим Исповедник,
Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и др. Имена этих
авторов и их основные идеи, некогда широко известные в России, по
причине разрыва исторической традиции с трудом пробивают себе дорогу
к сознанию современников. В нынешней отечественной философии
и культурологии сохраняется засилие западных концепций личности,
творчества и культуры, которые так или иначе соотносимы с моментом
духовного разрыва двух христианских церквей: Западной и
Восточной. Периоды наивысшего развития русской культуры связаны с
интенсивным влиянием на нее византийской духовной традиции. Работа
в первую очередь обращена к обучающейся молодежи с целью обогащения
ее ума и нравственности наследием христианского Востока. Данное
небольшое исследование может помочь молодому человеку в самом
важном виде его творчества – строительстве собственной жизни, в осмыслении
стоящего перед ним исторического пути. Для всех, кто интересуется
вопросами философии, культуры, богословия.
УДК 316.722
ББК Ч 110.533.4
ISBN 5-8397-0434-2
© Ярославский государственный университет, 2005
©А.Г. Шустров, 2005
2
Стр.2
Глава 1. Традиции византийской мысли
Глава 1. Традиции византийской мысли
Моей матери,
Шустровой Алевтине Николаевне,
участнику трудового фронта,
посвящается эта работа
Глава 1
ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МЫСЛИ
впервые государство преобразило свою природу, став служить
духу христианской веры, следствием чего оказались новые формы
культуры – язык, семья, право, быт и т. д. Но самое главное –
в недрах этой культуры получила развитие церковная традиция.
Ее виднейшие представители, отвечая на различные выпады и
борясь с ересью, раскрыли важнейшие стороны христианского
вероучения по отношению к Богу, миру и человеку. Так сложился
особый дух и вид мышления, который получил название богословия,
или святоотеческого предания. Эта греческая мудрость
вместе с верой перешла на Русь и определила моменты ее высочайшего
культурного развития1. Она же указала новые цели и
масштаб русского национального движения2
В
. Глубина восточного
богословия была столь велика, что западная часть Римской империи
не смогла ее полностью усвоить и постоянно склонялась к
упрощенчеству. В конце концов это привело к схоластике. Обнаружился
духовной раскол между Римом и Византией. Он оформился
разделением церквей и обособлением Европы. Сокровищница
византийской мысли стала для одних камнем преткновения,
для других – неисчерпаемым кладезем духовного богатства. Все
3
о всемирной истории человечества роль Византии
особенная. Она преемствовала античному миру и долгие
годы влияла на судьбы Востока и Запада. Здесь
Стр.3
Творчество и культура в свете традиции византийской мысли
культурно-национальное своеобразие России основывается на
использовании и переработке святоотеческого предания. Тесная
связь с духовной глубиной христианского Востока придала нашей
стране особую мощь, независимость и свободу в историческом
становлении. Идеал святости стал исключительным для Руси
по сравнению с другими европейским государствами, также
христианскими в своем начале. Европе не удалось соединить исконно
христианские ценности с культурными символами. Так
или иначе, это выразилось в редукции христианской веры, реформации,
рационально-философских течениях, в новых вероучительных
доктринах. В какой-то степени сознательный отказ
от соборной веры в пользу культурных, мирских преимуществ
привел Запад ко многим проблемам внутренней и внешней жизни
человека. В этом воочию можно убедиться на примере современности.
Нельзя сказать, что в рамках догматически верного христианского
мировоззрения невозможно построить устойчивого
хозяйства. Россия, как некогда и Византия, подтверждала это
своим экономическим и военным могуществом. Для православия
социальная часть учения и практики не являются главными. В его
недрах не могло родиться никаких коммунистических идей.
Главная в христианстве идея спасения обращена к внутренней
жизни человека, которая в той или иной степени проецируется
вовне. Преклонение перед внешним на Западе, выраженное в развитии
культурных форм, является признаком пробужденного
язычества3. Ему свойственна национальная агрессивность и эгоизм.
В Европе процесс отказа от общехристианского единства
стал явно оформляться в VIII – начале IX в., во время правления
Карла IX. Вновь проснулось варварское сознание германцев. Отношения
с Византией у империи франков обострились. Трещины
прошли по всем направлениям: духовным, культурным, политическим.
Запад отпал от вселенского общения и замкнулся. Отношения
его с Константинополем стали выглядеть как отношения
метрополии с периферией, пытающейся соперничать на равных.
Географически границы противостояния прошли по территории
Балкан, Центральной и Восточной Европы, т. е. по странам, заселенным
славянами. IX век был временем создания их национальных
государств. В противостоянии латинян и греков они склоня4
Стр.4
Глава 1. Традиции византийской мысли
лись в сторону последних. Восточно-христианское Предание легло
в основу их национально-государственного своеобразия. Киевская
Русь формировалась под влиянием двух религиознокультурных
движений, идущих от Балкан и Северного Причерноморья.
Россия, в отличие от европейских стран, рождалась как
преемница византийского христианства и цивилизации. Это была
ее историческая судьба. От своих «братьев» западных христиан
Россия много претерпела во время всяческих "крестовых походов"
за все время своего существования. Главной их целью была
миссионерская деятельность и захват земли. Опора на веру сохраняла
национальное своеобразие и государственную целостность
русского народа.
Россия постоянно впитывала мудрость греческих отцов
Церкви, труды которых переводились и проникали в ее земли.
Она чувствовала свою связь со вселенской христианской жизнью.
Тем жила и процветала. Историческая Византия перестала существовать
под натиском турок в 1453 г. До этого она склонилась к
церковной унии с латинянами за военную помощь, которую Запад
ей фактически не оказал. Это не совпадало с его политическими
задачами.
Россия осознала свое духовное одиночество и то, хранительницей
какого сокровища она оказалась. В отношении с Западом
она держала себя достойно, ощущая связь с более древней традицией
и свою ей преданность. Петр I впервые изменил отношение
к европейскому миру, признав за ним не локальность, а универсализм.
Это сразу изменило оценку русского прошлого и привело
к расколу национального сознания4
. Все неестественности государственной
и культурной жизни XVIII в. были следствием разрыва
традиции. В Россию хлынул поток схоластики, всяческих
философских и политических учений, исковеркавших душу народа
и приведших к национально-государственной трагедии. Все,
что сопротивлялось негативной тенденции, так или иначе было
связано со славным русским прошлым и православной церковной
традицией.
Сейчас с этой традицией почти никто не знаком. Это несмотря
на то, что существует естественная, всеми ощущаемая потребность
«оживления», «возрождения» страны. Если рассмотреть
5
Стр.5