Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Активные методы обучения студентов: практическое руководство (190,00 руб.)

0   0
АвторыОтв. за вып. И.М. Лоханина, М.М. Кашапов
ИздательствоЯрГУ
Страниц120
ID206664
АннотацияИздание содержит подробное описание базовых методов активного обучения и авторских техник преподавания конкретных предметов и алгоритмов применения активных методов обучения. Имеется перечень психологических рекомендаций по активизации творческого потенциата личности и группы. Предназначено для использования в педагогической деятельности преподавателей вуза.
ISBN5-8397-0398-2
УДК38.2:372.8
ББК Ч481.2
Активные методы обучения студентов: практическое руководство : Практическое руководство / Отв. за вып. И.М. Лоханина, М.М. Кашапов .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 120 с. — ISBN 5-8397-0398-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/206664 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Активные методы обучения студентов Практическое руководство Ярославль 2005 1 УДК 38.2:372.8 ББК Ч481.2 А 43 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> ISBN 5-8397-0398-2 Издание содержит подробное описание базовых методов активного обучения и авторских техник преподавания конкретных предметов и алгоритмов применения активных методов обучения. <...> Имеется перечень психологических рекомендаций по активизации творческого потенциала личности и группы. <...> Для снятия этих противоречий возможно использование методов активизации обучения студентов через внедрение в учебный процесс деловых, инновационных и организационно-деятельностных игр, анализ конкретных ситуаций, ролевых игр, групповых дискуссий и т.д. <...> К активным методам обучения относятся: - групповая дискуссия; 4 - анализ конкретных ситуаций; - метод инцидента; - "мозговая атака"; - метод синектики; - деловая игра; - ролевая игра; - инновационная игра; - метод проектной работы; - метод фокус-групп; - метод "Майндмэпинг"; - метод организованных стратегий; - метаплановый метод; - социально-психологический тренинг. <...> Таблица 1 Основные различия традиционных и активных методов обучения Критерии Цель Ведущие психические процессы Позиция преподавателя Позиция учащегося Традиционные методы Активные методы обучения обучения Предъявление учебной Развитие способности к самоинформации и эталонов стоятельному мышлению, форусвоения мирование системного мышления, формирование активной личностной позиции, сплоченность группы Восприятие и память Системное мышление. <...> Групповая дискуссия Групповая дискуссия – способ организации взаимодействия участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. <...> Возможно использование балльных оценок <...>
Активные_методы_обучения_студентов_практическое_руководство.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Активные методы обучения студентов Практическое руководство Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 38.2:372.8 ББК Ч481.2 А 43 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2004 года Авторский коллектив: Кашапов М.М., Клюева Н.В. – разделы 1, 2 Прохорова И.М., Фомичева А.Н., Ковалева М.И. – раздел 3.1 Кругликов Л.Л., Бражник С.Д. – раздел 3.2 Медведева Л.Б., Овсянникова И.Р. – раздел 3.3 Прохоров А.П. – раздел 3.4 Сальникова Л.Н. – раздел 3.5 Албегова И.Ф. – раздел 3.6 Руденко Л.Д. – раздел 3.7 Афонин М.В. – раздел 3.8 Шатохин А.Г. – раздел 3.9 Акопова Т.С. – раздел 3.10 Комарова И.П. – раздел 3.11 Активные методы обучения студентов: практическое руА 43 ководство / Отв за вып. И.М. Лоханина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 118 с. ISBN 5-8397-0398-2 Издание содержит подробное описание базовых методов активного обучения и авторских техник преподавания конкретных предметов и алгоритмов применения активных методов обучения. Имеется перечень психологических рекомендаций по активизации творческого потенциала личности и группы. Предназначено для использования в педагогической деятельности преподавателей вуза. УДК 38.2:372.8 ББК Ч481.2 ISBN 5-8397-0398-2 2 © Ярославский государственный университет, 2005
Стр.2
Введение В практике образования студентов все больше внимания уделяется активным методам обучения. Многие преподаватели, работающие в вузе, осознали, что традиционные методы – лекция, семинар, консультации и др. – решают в основном задачу передачи информации студентам. Вместе с тем студент – это взрослый человек. Он является не объектом воздействия преподавателя, а равноправным субъектом обучения, который имеет свою точку зрения на происходящее, представление о значимости той или иной дисциплины, а зачастую и опыт работы по той или иной специальности, для него важно общение с другими членами группы, достижение конкретных результатов. Назовем несколько противоречий, которые объясняют необходимость внедрения активных методов в процесс обучения в вузе (А.А. Вербицкий): 1) между требованиями, особенностями и условиями учебной деятельности студента как субъекта обучения и его профессиональной деятельностью; 2) между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом профессиональной деятельности; 3) между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею студентами через предметные области, представленные во множестве дисциплин; 4) между способом существования профессиональной деятельности как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических систем готовых знаний и алгоритмов действий, подлежащих запоминанию и усвоению; 5) между социальной формой существования профессиональной деятельности, коллективным характером труда и индивидуальной формой ее присвоения студентами; 6) между вовлеченностью в процессы труда всей личности выпускника вуза на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в обучении на процессы внимания, памяти, восприятия; 3
Стр.3
7) между “ответной” позицией студента и инициативной позицией специалиста. Для снятия этих противоречий возможно использование методов активизации обучения студентов через внедрение в учебный процесс деловых, инновационных и организационно-деятельностных игр, анализ конкретных ситуаций, ролевых игр, групповых дискуссий и т.д. Разработкой и внедрением таких методов успешно занимаются Н.Н. Богомолова, И.А. Григорьева, А.А. Вербицкий, В.М. Ефимов, Р.Ф. Жуков, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, Г.А. Ковалев, М.М. Лебедева, Л.А. Петровская, Л.С. Сержан и др.). 1. Общая характеристика активных методов обучения Опыт применения активных методов обучения показывает, что они обеспечивают решение образовательных задач, труднодостижимых в традиционном обучении, таких как: - воспитание исследовательского отношения к реальности; - формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов; - воспитание системного мышления специалиста; - обучение коллективной мыслительной работе, эффективному взаимодействию и общению, индивидуальному и совместному принятию решений, ответственному отношению к делу и другим людям, творческой инициативе. Многие преподаватели используют в своей практике традиционное обучение с элементами активных методов. Среди них: - лекция-беседа; - лекция-диалог; - лекция с применением "мозговой атаки"; - лекция с разбором ситуаций; - лекция-консультация; - групповая консультация; - пресс-конференция. К активным методам обучения относятся: - групповая дискуссия; 4
Стр.4
- анализ конкретных ситуаций; - метод инцидента; - "мозговая атака"; - метод синектики; - деловая игра; - ролевая игра; - инновационная игра; - метод проектной работы; - метод фокус-групп; - метод "Майндмэпинг"; - метод организованных стратегий; - метаплановый метод; - социально-психологический тренинг. В табл. 1 представлены основные различия традиционных и активных методов обучения. Таблица 1 Основные различия традиционных и активных методов обучения Критерии Цель Традиционные методы обучения Предъявление учебной информации и эталонов усвоения Ведущие психические процессы Позиция преподавателя Позиция учащегося Восприятие и память Активная, лидирующая, ведущая за собой. Стиль общения – преимущественно директивный Объект воздействия 5 Активные методы обучения Развитие способности к самостоятельному мышлению, формирование системного мышления, формирование активной личностной позиции, сплоченность группы Системное мышление. Задействуется вся личность Эксперт, аналитик, руководитель межличностных отношений, эмоциональный стимулятор, лидер с последующей передачей этой обучаемым функции Субъект учебной деятельности, профессионального и личностного развития
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.