Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Активные методы
обучения студентов
Практическое руководство
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 38.2:372.8
ББК Ч481.2
А 43
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2004 года
Авторский коллектив:
Кашапов М.М., Клюева Н.В. – разделы 1, 2
Прохорова И.М., Фомичева А.Н., Ковалева М.И. – раздел 3.1
Кругликов Л.Л., Бражник С.Д. – раздел 3.2
Медведева Л.Б., Овсянникова И.Р. – раздел 3.3
Прохоров А.П. – раздел 3.4
Сальникова Л.Н. – раздел 3.5
Албегова И.Ф. – раздел 3.6
Руденко Л.Д. – раздел 3.7
Афонин М.В. – раздел 3.8
Шатохин А.Г. – раздел 3.9
Акопова Т.С. – раздел 3.10
Комарова И.П. – раздел 3.11
Активные методы обучения студентов: практическое руА
43
ководство / Отв за вып. И.М. Лоханина, М.М. Кашапов,
Н.В. Клюева ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. –
118 с.
ISBN 5-8397-0398-2
Издание содержит подробное описание базовых методов
активного обучения и авторских техник преподавания конкретных
предметов и алгоритмов применения активных методов
обучения. Имеется перечень психологических рекомендаций по
активизации творческого потенциала личности и группы.
Предназначено для использования в педагогической деятельности
преподавателей вуза.
УДК 38.2:372.8
ББК Ч481.2
ISBN 5-8397-0398-2
2
© Ярославский государственный
университет, 2005
Стр.2
Введение
В практике образования студентов все больше внимания уделяется
активным методам обучения. Многие преподаватели, работающие
в вузе, осознали, что традиционные методы – лекция, семинар,
консультации и др. – решают в основном задачу передачи
информации студентам. Вместе с тем студент – это взрослый человек.
Он является не объектом воздействия преподавателя, а равноправным
субъектом обучения, который имеет свою точку зрения
на происходящее, представление о значимости той или иной
дисциплины, а зачастую и опыт работы по той или иной специальности,
для него важно общение с другими членами группы,
достижение конкретных результатов.
Назовем несколько противоречий, которые объясняют необходимость
внедрения активных методов в процесс обучения в вузе
(А.А. Вербицкий):
1) между требованиями, особенностями и условиями учебной
деятельности студента как субъекта обучения и его профессиональной
деятельностью;
2) между абстрактным предметом учебно-познавательной
деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и
реальным предметом профессиональной деятельности;
3) между целостностью содержания профессиональной деятельности
и овладением ею студентами через предметные области,
представленные во множестве дисциплин;
4) между способом существования профессиональной деятельности
как процесса и ее представленностью в обучении в виде
статических систем готовых знаний и алгоритмов действий, подлежащих
запоминанию и усвоению;
5) между социальной формой существования профессиональной
деятельности, коллективным характером труда и индивидуальной
формой ее присвоения студентами;
6) между вовлеченностью в процессы труда всей личности
выпускника вуза на уровне творческого мышления и социальной
активности и опорой в обучении на процессы внимания, памяти,
восприятия;
3
Стр.3
7) между “ответной” позицией студента и инициативной позицией
специалиста.
Для снятия этих противоречий возможно использование методов
активизации обучения студентов через внедрение в учебный
процесс деловых, инновационных и организационно-деятельностных
игр, анализ конкретных ситуаций, ролевых игр, групповых
дискуссий и т.д. Разработкой и внедрением таких методов успешно
занимаются Н.Н. Богомолова, И.А. Григорьева, А.А. Вербицкий,
В.М. Ефимов, Р.Ф. Жуков, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева,
Г.А. Ковалев, М.М. Лебедева, Л.А. Петровская, Л.С. Сержан и
др.).
1. Общая характеристика
активных методов обучения
Опыт применения активных методов обучения показывает,
что они обеспечивают решение образовательных задач, труднодостижимых
в традиционном обучении, таких как:
- воспитание исследовательского отношения к реальности;
- формирование не только познавательных, но и профессиональных
мотивов и интересов;
- воспитание системного мышления специалиста;
- обучение коллективной мыслительной работе, эффективному
взаимодействию и общению, индивидуальному и совместному
принятию решений, ответственному отношению к делу и другим
людям, творческой инициативе.
Многие преподаватели используют в своей практике традиционное
обучение с элементами активных методов. Среди них:
- лекция-беседа;
- лекция-диалог;
- лекция с применением "мозговой атаки";
- лекция с разбором ситуаций;
- лекция-консультация;
- групповая консультация;
- пресс-конференция.
К активным методам обучения относятся:
- групповая дискуссия;
4
Стр.4
- анализ конкретных ситуаций;
- метод инцидента;
- "мозговая атака";
- метод синектики;
- деловая игра;
- ролевая игра;
- инновационная игра;
- метод проектной работы;
- метод фокус-групп;
- метод "Майндмэпинг";
- метод организованных стратегий;
- метаплановый метод;
- социально-психологический тренинг.
В табл. 1 представлены основные различия традиционных и
активных методов обучения.
Таблица 1
Основные различия традиционных
и активных методов обучения
Критерии
Цель
Традиционные методы
обучения
Предъявление учебной
информации и эталонов
усвоения
Ведущие
психические
процессы
Позиция
преподавателя
Позиция
учащегося
Восприятие
и память
Активная, лидирующая,
ведущая за собой. Стиль
общения – преимущественно
директивный
Объект воздействия
5
Активные методы обучения
Развитие способности к самостоятельному
мышлению, формирование
системного мышления,
формирование активной
личностной позиции, сплоченность
группы
Системное мышление. Задействуется
вся личность
Эксперт, аналитик, руководитель
межличностных отношений,
эмоциональный стимулятор,
лидер с последующей передачей
этой
обучаемым
функции
Субъект учебной деятельности,
профессионального и личностного
развития
Стр.5